Статті

Альтруизм как средство выживания

25/04/2016

Многие полагают, что альтруизм не относится к естественным природным проявлениям, а является выражением высшей духовности, присущей только человеку. Однако изучение эволюции и наблюдение за поведением других живых организмов убедительно доказывают, что альтруистическое поведение широко распространено в природе и является одним из базовых свойств человека

Загадка эволюции

Происхождение альтруистического поведения — одна из самых интригующих загадок эволюции. Альтруизмом называют бескорыстную заботу о благополучии других в ущерб личным интересам. Альтруисты способны самоотверженно принести в жертву свою жизнь ради общего блага. Выходит, что такие герои чаще погибают и оставляют меньше потомства по сравнению с эгоистами. На первый взгляд такое поведение противоречит основным принципам борьбы за существование. Ведь согласно естественному отбору каждое живое существо должно заботиться лишь о том, чтобы выжить самому и произвести на свет как можно больше жизнеспособного потомства. Тем не менее альтруизм широко распространен в природе и разных человеческих культурах. Каким образом в эволюции возник и закрепился такой неадаптивный признак? И почему альтруисты до сих пор не исчезли с лица земли?

Все начинается с детства

Практически каждый ребенок до 3–4 лет ведет себя как законченный эгоист и только к 7–8 годам дети начинают думать и о других. Однако выяснилось, что у детей забота о ближнем обусловлена не столько бескорыстным желанием помочь, сколько эгалитаризмом — стремлением к равенству. В проводимых экспериментах это стремление проявлялось в том, что большинство детей отвергают «нечестную дележку конфет» как в свою, так и в чужую пользу, при этом все испытуемые разделились на пять основных групп. «Вредины» всегда выбирают вариант, при котором партнеру достается меньше всего конфет. Доля «вредин» среди детей от 3 до 6 лет составляет 22%, в возрасте 7–8 лет она сокращается до 14% и примерно столько же «вредных личностей» насчитывается среди взрослых. «Добряки» готовы отдать другому максимальное число конфет. Удивительно, что количество «добряков» не меняется с возрастом: таких беззаветно добрых детей оказалось около 5% во всех возрастных группах. «Умеренные добряки» склонны делать добро лишь до тех пор, пока это не требует жертв с их стороны. Соотношение представителей это группы сокращается от 39% в возрасте 3–4 лет до 11% в 7–8 лет. «Любители справедливости» всегда делят конфеты поровну! Их доля стремительно увеличивается с возрастом: от 4% в младшей возрастной группе до 30% в старшей, как и соотношение «умеренных любителей справедливости» (от 17 до 30%), которые либо выбирают равную дележку, либо ради торжества справедливости готовы пожертвовать конфету.

Альтруисты способны самоотверженно принести в жертву свою жизнь ради общего блага. Выходит, что такие герои чаще погибают и оставляют меньше потомства по сравнению с эгоистами. На первый взгляд такое поведение противоречит основным принципам борьбы за существование

Гены альтруизма и таблетки от жадности

К огорчению родителей, на альтруизм ребенка меньше всего влияет воспитание. В большей степени на добрые качества личности оказывают воздействие жизненный опыт и случайные неподконтрольные внешние факторы. А на 10–20% склонность к альтруизму и кооперативному поведению предопределена генетически. О том, что «гены альтруизма» реально существуют, свидетельствуют результаты ряда исследований. Израильские генетики обнаружили, что некоторые вариации в нуклеотидной последовательности гена OXTR, кодирующего рецептор окситоцина, напрямую связаны со склонностью людей совершать добрые поступки в ущерб личной выгоде. Кроме того, исследование показало, что предрасположенность к альтруизму зависит от генов не только окситоциновых, но и вазопрессиновых рецепторов. Так что если фармакологи захотят создать пресловутые «таблетки от жадности», то для них уже есть две подходящие «терапевтические мишени». Оказалось, что длина микросателлитов возле генов вазопрессиновых и окситоциновых рецепторов коррелирует с чертами характера, связанными с общественной жизнью, в том числе с альтруизмом. Хотите стать альтруистами? Увеличьте в клетках мозга длину микросателлита RS3. А для рождения отзывчивых детей выбирайте в качестве второго родителя обладателя «генов доброты».

Читайте также: Как биология человека влияет на его поведение

Альтруизм на молекулярном уровне

Наследственные основы альтруистического поведения непосредственно зависят от молекулярных механизмов регуляции социального поведения и общественных отношений. Результаты множества экспериментов подтвердили тесную связь окситоциновой и вазопрессиновой систем регуляции поведения с проявлениями кооперации и альтруизма. В частности, установлено, что вазопрессин влияет на агрессию и межличностные отношения. Когда мужчинам капают в нос этот нейропептид, лица других людей начинают им казаться менее дружелюбными. А на женщин вазопрессин оказывает противоположное действие: чужие лица кажутся им приятнее, а у самих испытуемых мимика становится более дружелюбной. Окситоцин выделяется во время позитивных родственных контактов (например, между матерью и ребенком), влияет на склонность к добрым поступкам и сочувствие.

Альтруистами, на которых держатся мир и моральные ориентиры общества, рождаются 5% людей. Доля беспросветных эгоистов, готовых паразитировать на чужой доброте, составляет 14%. К счастью, процветание последних сдерживают поборники справедливости, количество которых в человеческой популяции оценивается в 30%. А остальные люди склонны поступать в зависимости от сложившихся обстоятельств

Опыты с окситоцином можно проводить только с участием мужчин, поскольку у женщин этот гормон оказывает сильное воздействие на репродуктивную функцию. Оказалось, что у мужчин перназальное введение окситоцина увеличивает способность понимать настроение других людей по выражению лица, а также повышает доверчивость и щедрость. Однако положительные эффекты этого нейропептида распространяются преимущественно на тех, кого человек считает «своими», но не улучшает отношения к чужакам. В условиях напряженного соревнования окситоцин может усиливать чувство зависти к сопернику и злорадство в случае его поражения. Этот гормон даже способен стимулировать агрессию, но только в том случае, если она носит характер «упреждающего удара» и направлена на защиту своей группы от возможных враждебных действий со стороны соперников.

Читайте также: Лень — порок или двигатель прогресса?

Межгрупповые конфликты

Межгрупповая вражда была обычным явлением на протяжении всей человеческой истории. Под постоянным воздействием частых междоусобных конфликтов у людей параллельно развивались альтруизм, эгалитаризм и парохиализм (агрессия к чужакам наряду с заботой о своих). Парохиальный альтруизм был направлен только на членов своей группы и развивался в едином комплексе с враждебностью к чужакам. Это свойство и сейчас остается характерной особенностью человеческой психики и поведения. Многие люди часто совершают альтруистические поступки ради своих, при этом понятие «свой» не всегда совпадает с понятием «родственник». И с не меньшей готовностью они идут на жертвы ради того, чтобы причинить ущерб представителям враждебных групп. При острой межгрупповой вражде помощь своим и агрессия по отношению к чужим в равной мере идут на пользу сообществу. Кроме того, самоотверженность и военные подвиги повышают репутацию, популярность и, следовательно, репродуктивный успех героев, а потому поддерживаются эволюционным отбором.

В подавляющем большинстве случаев альтруистическое поведение направлено на близких родственников, что соответствует теории родственного отбора. Помощь родственникам способствует распространению собственных «альтруистических» генов в последующих поколениях

Как выживают альтруисты?

Для объяснения эволюционного становления альтруизма и кооперации выделяют родственный, реципрокный (взаимный) и групповой отбор, базирующиеся на разных механизмах и принципах. В подавляющем большинстве случаев альтруистическое поведение направлено на близких родственников, что соответствует теории родственного отбора. Помощь родственникам способствует распространению собственных «альтруистических» генов в последующих поколениях. Реципрокный альтруизм основан на принципе «ты мне — я тебе» или «око за око». Платя добром за добро и злом за зло, одновременно и собственные интересы соблюдаешь, и способствуешь распространению «генов альтруизма». Согласно теории группового отбора группы «кооператоров» растут и размножаются, а группы эгоистов и обманщиков рано или поздно погибают. Однако скептики утверждают, что этот механизм в чистом виде в природе встречается достаточно редко. В ходе культурной эволюции люди с переменным успехом героически пытаются преодолеть ограниченность своей врожденной этики, распространить понятие «свои» на всех людей, даже «возлюбить врагов своих», но это уже совсем другая история.

Альтруизм играет важную роль в успешном выживании как отдельного человека, так и группы в целом. Он прочно укоренен в нашей психике, имеет глубокие эволюционные корни, «закодирован» в нашем геноме, интегрирован в структуру мозга и регулируется вполне конкретными нейрохимическими факторами. Когда у вас возникает альтруистический порыв — не пытайтесь с ним бороться, а просто следуйте своей истинной человеческой природе в лучших ее проявлениях.

Читайте также: Как феромоны влияют на нашу жизнь?

subscribe

Татьяна Кривомаз, канд. биол. наук

“Фармацевт Практик” #4′ 2016

 

https://rx.ua
ПЕРЕДПЛАТА
КУПИТИ КНИГИ