Статті

Амигдалин: алкалоид с секретом

15/04/2014

У каждого препарата растительного происхождения есть своя история, в той или иной мере интересная и неповторимая. Но то, как сложилась судьба амигдалина — алкалоида, содержащегося в косточках миндаля, персиков, абрикосов и вишен, действительно достойно удивления. Он помог становлению органической химии как науки, рассматривался в качестве секретного радиопротектора с уникальным механизмом действия, а также стал предметом неутихающих дискуссий между представителями официальной и нетрадиционной медицины

Усилиями химиков

Можно сказать, что органическая химия как наука начиналась с амигдалина (от греч. amygdale — миндаль) — глюкозида, откры­того сначала в горьком миндале, а затем в косточках вишен, персиков, абрикосов, лавровишни, бобовника и других растений семейства розоцветных. Еще великий немецкий химик Ю. Либих, изучая этот алкалоид, установил, что при его распаде выде­ляется не только синильная кислота, но и «масло горьких мин­далей» — бензаль­дегид. Исследуя последний, Ю. Либих и Ф. Велер проделали первую в истории серию последовательных, целенаправленных синтетических реакций, впервые предложили теорию, объяснявшую непонятные в то время свойства веществ органического происхождения. Вслед за ними изучать «масло горьких миндалей» взялись молодой российский химик Н. Зинин, француз Ш. Жерар, немец Ф. Кекуле и десятки других крупнейших мастеров эксперимента. К началу ХХ в. было накоплено достаточное количество научных сведений об амигдалине, чтобы впоследствии использовать их при поиске средств защиты от радиации и выборе этого алкалоида в качестве радиопротектора.

Секретное лекарство

С началом эры атомного оружия возникла потребность в радиозащитных лекарствах, способных хотя бы частично уберечь как личный состав военных подразделений, так и мирное население от губительного действия радиации в случае применения ядерного оружия. Поиски лечебных и профилактических средств начались в разных странах одновременно с разработкой новых образцов ядерного оружия. И то и другое являлось строжайшей государственной тайной, ибо защитное средство — это тоже оружие.

Среди веществ, претендовавших на роль радиопротекторов, в СССР был испытан амигдалин, тем более что он доступен, довольно дешев и в случае успеха испытаний его без труда можно производить в больших количествах. Позднее, в 1963 г., о радиозащитном действии амигдалина была написана целая книга, но поначалу секретность была высочайшей.

…Приверженцы нетрадиционной медицины, ссылаясь на то, что в Древнем Египте и Китае использовали горький миндаль в качестве противоопухолевого средства, решили это средство ре­анимировать, назвав его «витамином В17»

Амигдалин считался довольно ядовитым веществом, однако такие свойства не были редкостью среди радиозащитных препаратов: опасность, от которой они должны были уберегать, настолько грозная, что как средство от радиации испытывался (и не без успеха) даже цианистый калий, который вводили, разумеется, в дозе, далекой от летальной. Сведения об этих испытаниях, проводившихся за рубежом, возможно, и натолкнули ученых СССР на мысль попробовать использовать для указанной цели амигдалин.

Удивительный механизм действия

Расчеты во многом оправдались. Превентивное введение амигдалина животным достоверно повышало сопротивляемость организма даже при очень высоких дозах радиации.

Дело в том, что ядовитость этого алкалоида тем и обуслов­лена, что при распаде под действием особого фермента, который тоже содержится в персиковых или миндальных косточках, он выделяет синильную кислоту — ту самую, в которую превращается в организме цианистый калий.

Под воздействием цианидов организм теряет способность усваивать кислород за счет угнетения нормального процесса тканевого дыхания. Таким образом, блокируя один из железо­содержащих дыхательных ферментов, цианиды вызывают парадоксальное явление: в клетках и тканях имеется избыток кислорода, а усвоить его они не могут, так как необходимые ферменты неактивны. Способность цианидов обратимо тормозить тканевое дыхание и понижать уровень обменных процессов оказалась весьма ценной для профилактики и лечения радиационных поражений. Это связано с тем, что в механизме повреждающего действия ионизирующих излучений на клеточные структуры ведущую роль играют продукты радиолиза воды, которые окисляют многие макромолекулы, в том числе ферменты тканевого дыхания. Цианиды, обратимо блокируя эти ферменты, защищают их от действия этих биологически ак­тивных веществ, образующихся под влиянием радиации.

Запрещенный витамин

Прошло время, и амигдалин вновь оказался в центре внимания, но уже не секретных лабораторий, а СМИ. На сей раз он фигурировал под названием «витамин В17», и заинтересовались им тысячи людей, прежде всего те, кто страдает онкологическими заболеваниями. Дело в том, что приверженцы нетрадиционной медицины, или, как их еще называют, народные целители, ссылаясь на то, что в Древнем Египте и Китае использовали горький миндаль в качестве противоопухолевого средства, решили это средство ре­анимировать, назвав его «витамином В17».

Среди веществ, претендовавших на роль радиопротекторов, в СССР был испытан амигдалин, тем более что он доступен, довольно дешев и в случае успеха испытаний его без труда можно производить в больших количествах

Еще одним аргументом в пользу такого решения было утверждение, что у представителей некоторых азиатских народностей практически не наблюдаются раковые заболевания вследствие того, что эти люди постоянно употребляют в пищу большое количество плодов, содержащих амигдалин. Это послужило отправной точкой для возникновения предположений, объясняющих причины такого явления: либо амигдалин проявляет витаминную активность, и при его недостатке организм человека в большей мере подвержен риску возникновения злокачественных опухолей, либо это вещество избирательно действует на образующиеся раковые клетки и предупреждает развитие болезни на самых ранних стадиях.

subscribe

Следует сразу оговориться, что витаминная активность этого вещества пока не нашла достоверного подтверждения в экспериментальных биохимических исследованиях, а потому называть амигдалин «витамином В17» с научной точки зрения не совсем верно или, по крайней мере, несколько прежде­временно. Тем не менее, термин «витамин В17» получил широкое распространение благодаря активной рекламной деятельности (в том числе в интернете) приверженцев нетрадиционных методик лечения злокачественных опухолей.

Резонанс по поводу якобы чудодейственных свойств «витамина В17» был настолько велик, что FDA пришлось начать полно­масштабные клинические испытания препаратов, содержащих амигдалин. В исследованиях также приняли участие специалисты NCI (Национальный институт рака, США). Однако результаты этих исследований позволили сделать вывод об отсутствии какого-либо положительного эффекта «витамина В17» при лечении раковых опухолей. Более того, в настоящее время FDA официально запретило какое бы то ни было использование препаратов, содержащих амигдалин, ввиду их высокой токсичности для человека. Казалось бы, поставлена точка. Но не тут-то было: представители нетрадиционной медицины поспешили объявить о заговоре фармацевтических компаний, которые пытаются удержать рынки сбыта своих противоопухолевых препаратов и поэтому наме­ренно скрывают от общественности всю правду о чудодейственной целебной силе амигдалина. Спор этот длится и поныне.

Подготовил Руслан Примак, канд. хим. наук

“Фармацевт практик” #12′ 2013

https://rx.ua
ПЕРЕДПЛАТА
КУПИТИ КНИГИ