Статті

Число людей, стремящихся к высшему образованию, будет сокращаться?

18/01/2017

В течение последних 80 лет частота генов, предрасполагающих человека к получению высшего образования, неуклонно снижается. Ученые пришли к выводу, что все дело в естественном отборе.

Исследование*, проведенное в Исландии с привлечением 100 тыс. человек, показало, что, чем больше времени человек потратил на образование, тем менее вероятно, что у него будет много детей. Иными словами, любители учиться вносят наименьший вклад в генный пул популяции.

Пока нет оснований утверждать, что человечество глупеет. Однако авторы исследования полагают, что данная тенденция может значительно повлиять на человечество в будущем.

Конечно, необходимо учитывать, что не только гены могут определять желание человека учиться. Есть данные, что гены определяют порядка 40% различий между людьми в стремлении к образованию. Остальное – вопрос воздействия среды.  Так, например, доступность образования, которая никогда ранее не была в мире столь высокой, также влияет на число высокообразованных граждан в обществе.

Читайте также: Существуют ли «гены алкоголизма»?

Авторы работы проанализировали гены 129808 жителей Исландии с полностью секвенированным геномом, родившихся между 1910 и 1990, и сопоставили их с уровнем полученного человеком образования. Все подтвердилось: участники с более высокой склонностью к получению образования имели меньше детей.

Интересно, что связь между стремлением к дальнейшему образованию и малым числом детей в семье обусловлена не тем, что у обучающихся родителей не хватает времени на рождение и воспитание детей. У носителей «образовательных» генов, которые на самом деле не пошли получать очередное образование, детей все равно меньше, чем у тех, кто не несет этих генов. Авторы полагают, что «образовательные» гены, возможно, влияют на плодовитость человека на биологическом уровне.

subscribe

Итак, чем больше «образовательных» генов у человека, тем меньше у него детей, тем меньше «образовательных» генов он отдает в популяцию. Так происходит отрицательный отбор против людей, стремящихся к высшему образованию.

Авторы указывают, что это исследование касается лишь одной страны – Исландии, и трудно предсказать, что будет с «образовательными» генами в человеческой популяции в целом. Однако они подчеркивают важность усилий, направленных на расширение доступа каждого человека к образованию: эти меры могут компенсировать снижение генетически обусловленной мотивации к образованию.

Читайте также: Как мутирует человечество?

* Augustine Konga, Michael L. Friggea, Gudmar Thorleifssona, Hreinn Stefanssona, et al. (2017) Selection against variants in the genome associated with educational attainment // Proceedings of the National Academy of Sciences, January 17, 2017. doi: 10.1073/pnas.1612113114

 

ПЕРЕДПЛАТА
КУПИТИ КНИГИ