Что такое эмоциональный интеллект?

24.12.2016

Обычно мы подразумеваем под интеллектом логическое мышление и способность к обучению. Известный психолог С.Л. Рубинштейн рассматривал интеллект как тип поведения человека — «умное поведение». Ядро интеллекта составляет способность человека выделить в ситуации существенные свойства и привести свое поведение в соответствие с ними. В этом понимании выделяют два основных компонента: интеллект как способность познавать окружающий мир, и как способ регуляции поведения на основе этого познания [1]

Эмоции и интеллект

Эмоциональная реакция во многом зависит от уровня умственного развития. Чем выше этот уровень, тем легче человек может понять причину несоответствия между тем, с чем он столкнулся, и тем, чего ожидал, и благодаря этому в состоянии контролировать свою эмоциональную реакцию [1].

В последние десятилетия в научной и популярной литературе стало появляться все больше работ, посвященных вопросу эмоционального интеллекта.

Под общим интеллектом понимается сложное интегральное качество, определенный синтез свойств психики, которые обеспечивают успешность любой деятельности. Уровень развития общего интеллекта часто измеряется через IQ (англ. intelligence quotient) — коэффициент интеллекта.

В свою очередь, эмоциональный интеллект (англ. emotional intelligence, EI) — это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию, желания других людей и свои собственные, а также управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Вполне возможно, что именно эмоциональный интеллект в современном его понимании был ключевым для выживания человека в доисторические времена, поскольку он проявляется в способности адаптироваться в окружающей среде, уживаться и находить общий язык с соплеменниками и соседними племенами. В частности, Чарльз Дарвин описал роль внешних проявлений эмоций в выживании и адаптации в своем труде «Выражение эмоций у людей и животных» (1872 г.).

Впервые термин «эмоциональный интеллект» в психологию ввели американские ученые — Джон Мейер из Университета Нью-Гемпшира и Питер Сэловей из Йельского университета. Они определили эмоциональный интеллект как способность воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, управлять своими эмоциями и эмоциями окружающих [2].

Понимание и управление

Концепцию эмоционального интеллекта можно представить следующим образом:

Точность оценки и выражения эмоций. Важно понимать свои эмоции и эмоции других людей, которые связаны как с внутренними, так и с внешними событиями. Речь идет о способности к определению эмоций на основании фического состояния, внешнего вида и поведения. Также необходимо точно выражать свои эмоции и потребности, которые с ними связаны.
Использование эмоций в мыслительной деятельности (глобальное планирование, креативное мышление, переадресация внимания, мотивация). От того, как человек себя чувствует, зависит то, как и о чем он думает. В свою очередь, эмоции влияют на мыслительный процесс и готовят нас к определенным действиям. Данная способность помогает понять, как наиболее целесообразно использовать эмоции и мыслить более эффективно. Таким образом, управление эмоциями позволяет более широко смотреть на мир и решать возникающие проблемы максимально быстро.
Понимание эмоций — как своих, так и чужих. Это означает, что человек умеет определять источник эмоций, классифицировать их, устанавливать связь между эмоциями и словами, интерпретировать значение эмоций, понимать сложные чувства, переходы между эмоциями.
Управление эмоциями. Эмоции влияют на мышление, поэтому их нужно учитывать при решении задач, принятии решений и выборе своего поведения. Умение управлять своими и чужими эмоциями позволяет использовать информацию, которую они дают, вызывать желаемые эмоции или абстрагироваться от них [3].

 Читайте также: Что определяет интеллектуальные возможности человека?

Секреты популярности

Исследования последних лет существенно расширили понимание роли эмоционального интеллекта в социальной адаптации и профессиональной деятельности. В частности, польские и немецкие ученые исследовали влияние нарциссизма (исключительной самовлюбленности) и эмоционального интеллекта на популярность сверстников в социальных сетях. Так, самовлюбленные люди — «нарциссы» с низким уровнем эмоционального интеллекта, были популярны в начале знакомства, однако утрачивали свою популярность с течением времени. И напротив, эмоционально более интеллектуальные люди пользовались длительной популярностью [4].

subscribe

Результаты американских исследователей на основе 62 независимых выборок позволяют говорить о том, что эмоциональный интеллект в значительной степени связан с лидерским поведением и, в частности, с так называемым трансформационным лидерством [5]. Трансформационное лидерство усиливает мотивацию, повышает моральный дух и производительность подчиненных с помощью различных механизмов. В данной модели лидер является образцом для подражания для подчиненных. При этом лидер должен выявлять слабые и сильные стороны у своих сотрудников и ставить им задачи, которые могут оптимизировать их работу. Согласно некоторым данным высокий эмоциональный интеллект менеджеров позитивно влияет на производительность труда подчиненных, а также их удовлетворенность своей работой.

Однако согласно другим данным исследования связи между эмоциональным интеллектом и трансформационным (мотивационным) лидерством продолжают приносить смешанные результаты, что свидетельствует о том, что эта область исследований остается довольно спорной территорией [6].

Читайте также: Сидение у телевизора снижает интеллект?

Также определенный интерес представляет изучение связи между эмоциональным интеллектом и здоровьем. По данным метаанализа 44 эффектов, основанных на ответах 7898 респондентов, австралийские специалисты обнаружили, что высокий эмоциональный интеллект ассоциируется с лучшим здоровьем, как психическим, так и с физическим [7].

Измерение «EQ»

В настоящее время выделяют два основных подхода к измерению эмоционального интеллекта с помощью коэффициента эмоций — «EQ» (англ. emotional quotient) [8].

Критики использования «объективных» тестов, состоящих из заданий с одним правильным ответом по аналогии с традиционными тестами интеллекта, отмечают, что основная трудность этого подхода состоит в отсутствии убедительных оснований для выбора правильного ответа. Например, на основании чего можно утверждать, какую эмоцию испытывает персонаж рассказа или человек, изображенный на картине или фотографии?

Другой методический подход к измерению эмоционального интеллекта состоит в использовании опросников. Одна из трудностей их использования заключается в том, что они, как правило, слабо коррелируют с интеллектуальными тестами и значительно более тесно — с личностными опросниками. В связи с этим критики высказывают предположение, что опросники измеряют не что иное, как некоторую комбинацию личностных черт. Поэтому наиболее оптимальным является одновременное использование различных методических подходов для оценки эмоционального интеллекта.

Читайте также: Как мутирует человечество?

Ключ к успеху или мерило ума?..

Следует отметить, что модели эмоционального интеллекта критикуют за достаточно произвольное добавление в них тех или иных компонентов. И хотя нет сомнений, что все эти компоненты действительно влияют на успех человека в жизни и особенно в карьере, но для подачи этого как научной теории требуется установить некий четкий принцип, на основе которого можно было бы структурировать понятие эмоционального интеллекта, иначе оно превращается лишь в произвольный набор факторов, влияющих на жизнь человека.

Эмоциональный интеллект часто преподносится как абсолютный ключ к успеху во всех сферах жизни: в школе, на работе, во взаимоотношениях. Однако, по мнению одного из основоположников концепции эмоционального интеллекта, Джона Мейера, EQ, возможно, является причиной всего лишь 1–10% (согласно другим данным, 2–25%) важнейших жизненных сценариев и их результатов. Единственная позиция, по которой популярная и научная концепции эмоционального интеллекта пришли к согласию, заключается в том, что эмоциональный интеллект расширяет представления о том, что же на самом деле означает быть по-настоящему умным.

Подготовила Александра Демецкая, канд. биол. наук

Литература

  1. Практическая психология / Под ред. д-ра психол. наук, проф., акад. БПА М.К. Тутушкиной: учебник. — Санкт-Петербург: Дидактика Плюс, 2001.
  2. Salovey P., Mayer J.D. Emotional intelligence // Imagination, Cognition, and Personality, 1990; 9: 185–211.
  3. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. (2000). Models of emotional intelligence. In R. J. Sternberg (Ed.), Handbook of intelligence (pp. 396–420). Cambridge, England: Cambridge University Press.
  4. Czarna Anna Z. et al. Do Narcissism and Emotional Intelligence Win Us Friends? Modeling Dynamics of Peer Popularity Using Inferential Network Analysis // Personality and Social Psychology Bulletin November 1, 2016; 42: 1588—1599.
  5. Harms P.D., Credé M. Emotional Intelligence and Transformational and Transactional Leadership: A Meta-Analysis. Journal of Leadership & Organizational Studies, 2010; 17 (1): 5–17.
  6. Hunt J.B. Fitzgerald M. The relationship between emotional intelligence and transformational leadership: an investigation and review of competing claims in the literature //American International Journal of Social Science, 2010; 8 (2): 30—38.
  7. Schutte Nicola S. A meta-analytic investigation of the relationship between emotional intelligence and health // Personality and Individual Differences, 2007; 42: 921—933.
  8. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R., Sitarenios G. Measuring Emotional Intelligence With the MSCEIT V2.0 // Emotion, 2003; 1 (3): 97–105.

«Фармацевт Практик» #12′ 2016

 

Share on FacebookShare on VKTweet about this on TwitterShare on Google+Share on LinkedInEmail this to someonePrint this page

Комментарии