Статті

Икебана: искусство или философия?

22/09/2019

Только два лепестка опало – и как изменилась форма пиона!..

Масаока Сики 

Вряд ли можно оспорить утверждение, что красота букета и красота цветка, ветки – это «две большие разницы». А вот, что краше – живое дитя Флоры в своем первозданном окружении или искусственно составленная, но, увы, «мертвая» композиция? Бытует мнение, что цветы и ветки проявляют свою настоящую красоту, только если их поставить, точнее, представить соответствующим образом. Так и поступают мастера икебаны

Икебана: модель мироздания

Икебаной называют искусство составления цветочных композиций, а также букеты, составленные по правилам такого искусства.

Предположительно, икебана зародилась в Китае в VI -VII вв. н.э. Изначально это изобретение буддистского монаха использовали в качестве приношения богам. Цветочные композиции, или, как их называют сегодня, аранжировки, создавали священники и послушники монастырей. Чаще всего композиция в стиле того времени состояла из ветки сосны или кипариса, а также лотосов, роз, нарциссов, установленных в старинных бронзовых сосудах.

С развитием светской культуры в Х-XII вв. композиции из цветов стали частью внутреннего убранства дворцов и жилых покоев представителей аристократического сословия. При императорском дворе часто проводились состязания по составлению букетов.
В XVI в. с распространением чайной церемонии сформировался особый вид икебаны для украшения ниши в чайном павильоне. Простота, гармония и сдержанная цветовая гамма, характерные для предметов чайного культа, распространялись и на оформление цветов.

В XVII-XIX вв. искусство икебаны получило широкое распространение. Традиционным стало обучение девушек искусству составления букетов, но в связи с популярностью икебаны композиции упростились.

Выйдя за рамки ритуального обряда – подношения символически значимых цветов Будде и почитаемым предкам, в Японии икебана стала особым видом искусства, широко внедрившимся в самые разные сферы жизни. Оно осознается как символ национального своеобразия и как воплощение высокого художественного вкуса, признанного во всем мире. Если на Западе икебана рассматривается порой как легкое и приятное хобби, то в Японии продолжает оставаться объектом познания, длительного и трудоемкого обучения, освоения священного ритуального действа. Для большинства жителей Страны восходящего солнца икебана остается обязательным элементом национальной культурной традиции и совершенной моделью мироздания. На самом глубинном философско-религиозном уровне она может предстать как образ идеального мира и быть воспринята как соединение нескольких символов, содержащих нравственный урок. Икебана может быть и нежным любовным или дружеским посланием, и просто вызывать восхищение своей красотой.

Простота как знак оригинальности и единичное как знак целого – вот кредо истинных художников икебаны. Их творения в этом смысле напоминают японские стихи хэйку (хокку), которые отличают те же краткость, глубина и совершенство:

Жизнь моя!
Наедине с хризантемой замру в тишине…

Икебана: школы и стили

С давних времен в Японии существовало несколько школ и стилей икебаны. Самыми известными и почитаемыми являются школы Икэнобо, Охара и Согэцу.

Первой принято считать школу Икэнобо, основанную в середине XV в. Икэнобо Сенкеем, священнослужителем буддийского храма Роккакудо в городе Киото. В Икэнобо, в отличие от других школ, до сих пор культивируют старые стили икебаны, такие как Рикка и Сека. К примеру, икебана в стили Рикка, первоначально предназначавшаяся для украшения храмов, и сейчас используют в основном для религиозных ритуалов и торжеств.Икебана

Школа Охара, которую основал Унсин Охара в 1897 г., привнесла в икебану новые стили – Морибана и Хэйка. Отличительной чертой стиля Морибана является использование плоских низких ваз с металлическими наколками, а приверженцы стиля Хэйка отдают предпочтение высоким вазам с узкой горловиной. Растения «облокачивают» накрая вазы, а если нужно установить ветки и стебли в другом положении, то применяют несложные деревянные подпорки.

Школа Согэцу – наиболее молодая; она основана в 1929 г. художником и скульптором Софу Тэсигахара и по праву считается авангардной. В старых школах икебаны не принято использовать никаких других элементов, кроме цветов и веток. В Согэцу ограничений не существует, используют самые разные материалы: стекло, металл, фарфор, камни и др. К примеру, с помощью камней можно придать композиции неповторимый вид или зафиксировать и замаскировать ее внизу.

Современные мастера древнего искусства полагают, что в букете должны быть новизна, динамичность, пропорциональность и гармония. Форма букета должна быть неожиданной, а материал – необычным. Особое внимание уделяют красоте линий, прямые ветки используют редко, а каждый их изгиб передает действие, настроение, качество. Например, ветка сосны с большим изгибом, по мнению японцев, символизирует силу, иногда в букет добавляют совсем сухие ветки без листьев, коры и изогнутые самым причудливым образом.

Философия икебаны

Традиционный букет состоит из определенного количества цветов, собранных вместе акцент делается на самих соцветиях и их цветовых комбинациях. Японский букет – это прежде всего линейные аспекты оформления, с помощью которых подчеркивается естественная простота природных элементов. В отличие от традиционных букетов икебана подчиняется законам геометрического построения, правила цветового оформления и даже «ритм» строго выдерживаются.

Аранжировки икебаны наполнены особым смыслом. Очень символичны икебаны Согэцу. Они почти всегда имеют форму треугольника и состоят из трех основных элементов: высокого – символ неба (мужское начало, дух), среднего – символ человека (дитя, творчество) и короткого – символ земли (женское начало, душа), тем самым отражая связь между возвышенным и земным. Трехсторонний порядок рождает в людях стремление к совершенству, совершенные отношения между небом, землей и человеком отражают мир во всем мире, где все элементы находятся в гармонии с собой и друг с другом.

В икебане очень важна не только гармония геометрии, но и гармония цвета. Один цвет должен гармонировать с вазой, другой – самый броский – будет представлен небольшим цветовым пятном, а третий – будет доминирующим в букете. Наконец, важна гармония всего букета с вазой.

Временное начало композиции – один из важнейших ее элементов. В ней должно быть передано ощущение течения времени, процесс перехода от прошлого к будущему через настоящее. Прошлое воплощают полностью распустившиеся цветы, стручки, засохшие листья, настоящее олицетворяют цветы, лишь начинающие распускаться, и свежие зеленые побеги, будущее – бутоны и набухшие почки.

Символика цветов и деревьев, их сочетаний в икебане образует сложный язык. Так, сосна и роза – это вечная молодость и долголетие, сосна и родея (омото) – молодость и вечность, сосна и пион – молодость и процветание, пион и бамбук – процветание и мир, цветы капусты (хаботан), хризантема, орхидея – радость. Сосновые ветви символизируют скалы и камни, а белые хризантемы – реки или небольшие ручейки.

Произведения выдающихся мастеров икебаны могут выражать надежду и грусть, душевную гармонию и печаль. Эмоциональное состояние, в котором человек создает икебану, также проявляется в композиции: если он печален, то и композиция получится грустной, если весел, то она будет жизнерадостной и оптимистичной.

***

Развиваясь, икебана обрела новые черты, но, не утратила главного – способности отражать философский взгляд на мир. Задача истинного художника состоит в том, чтобы, создавая красивую композицию, наиболее полно передать в ней собственные раздумья о жизни человека и его месте в мире.

Подготовила Александра Демецкая

На фото рядом с заголовком: природная “икебана” – цветок лилии, рентгеновский снимок.

“Фармацевт Практик” 2009

https://rx.ua
ПЕРЕДПЛАТА
КУПИТИ КНИГИ