Статті

Лекарственные растения: загадки старины глубокой

07/11/2014

В легендах и мифах, преданиях и летописях часто упоминаются различные растения. Их идентификация порой помогает восстановить истину, уточнить некоторые детали и даже разгадать загадки, встречающиеся в древних источниках и представляющие интерес для историков, географов, врачей и представителей других наук

Чем питаются боги?

Из мифов Древней Греции известно, что олимпийские боги вкушали нектар и амброзию, как и то, что нектар и амброзия — растительного происхождения. Но остается вопрос, что же все-таки это такое? С нектаром вроде бы все ясно. Так до сих пор называют сладкий душистый сок, выделяемый нектарниками — специальными железками медоносных растений (своего рода полуфабрикат пчелиного меда). А амброзия? Greece_godsКазалось бы, сведения о ней можно почерпнуть в любом ботаническом справочнике. Но не стоит спешить с ответом. Амброзия — растение американского происхождения, чего древние греки знать не могли, в отличие от основоположника научной систематики Карла Линнея, давшего столь звучное название этому растению. Что же общего нашел он у горького на вкус и невзрачного на вид травянистого растения из семейства сложноцветных с божественной пищей обитателей Олимпа? По-видимому, запах. Древнегреческие авторы отмечают, что боги не только употребляли амброзию в пищу, но и натирались приготовленной из нее душистой мазью, и это было одним из источников их бессмертия. Запах современной амброзии хоть и довольно приятный, но все же далек от божественного.

Справедливости ради следует заметить, что средневековый поэт Виллафрид Страбон в поэме «Садик» (727), посвященной саду при монастыре Святого Галена в Швейцарии, также упоминал об амброзии, причем явно не американского происхождения. Поскольку Америка Страбону не была известна, упоминаемое им растение не могло быть прототипом амброзии линнеевской. Что же это за растение? Раскрыть инкогнито позволяет другое средневековое произведение — «Городской капитулярий» Карла Великого, в котором приводится перечень культур, обязательных для выращивания в монастырских садах. Среди 72 видов декоративных, пищевых и лекарственных растений есть и амброзия, которая названа также «танацитум» (Tanazitum). Вполне возможно, что за этим скрывается хорошо известная многим пижма, или дикая рябина (Tanacetum vulgare), — растение из того же семейства сложноцветных. Ее резко пахнущие желтые соцветия находят ныне самое прозаическое применение — в качестве инсектицида, то есть средства борьбы с бытовыми насекомыми. Естественно, такое растение вряд ли может претендовать на «божественное».

Следует, по-видимому, согласиться с другой версией, по которой амброзией называли смесь молока и меда. Правда, эта версия не согласуется с теми источниками, которые утверждают, что она имеет растительное происхождение.

И лекарство, и пряность

Расшифровка подобных загадок преследует отнюдь не развлекательные цели. Ведь сколько рецептов старинной, в том числе народной, медицины не нашли применения только потому, что ботаники не смогли отождествить древние названия растения с современными. Но случалось и обратное: разгаданные растительные криптограммы древних рукописей давали очень интересные результаты. Вот один из примеров.

В трактате «О медицине» древнеримского ученого Марцелла Эмпирика упомянуты три известных, в те времена не произрастающих в Италии лекарственных растения: «горячий имбирь, острый перец и сильфий холодный». Все три названия можно без труда найти в ботанической литературе. Имбирь (Zingiber) и черный перец (Piper nigrum) привозили в Рим с Востока, а сильфий (Silphium), оказывается, был растением… североамериканским. Невольно напрашивается вывод: как и в случае с амброзией, название Silphium с помощью ботаников-систематиков перенесено с неизвестного нам пока растения на растение американское. Поиски настоящего, «истинного» сильфия в конце концов увенчались успехом.

Были найдены его описание и даже рисунок. Более того, еще в глубокой древности его изображение чеканили на монетах североафриканского государства Киренаики. Таинственной незнакомкой оказалась ферула вонючая (Ferula assafoetida) из семейства зонтичных, встречающаяся в качестве дикорастущего растения в горах Восточного Ирана и Западного Афганистана. Название, конечно, не очень привлекательное, зато коричневая пахучая смола, получаемая из надрезов на утолщенных корнях растения, входит в состав лекарств, обладающих мощным антиспазматическим эффектом и применяемых при лечении целого ряда заболеваний. В Индии ту же смолу в небольших количествах используют в качестве пряности.

История с географией

История некоторых географических открытий до сих пор таит в себе загадки. Одна из них также связана с растениями. Как известно, древние норманны были бесстрашными мореплавателями. Существуют сведения viking_drakkarо том, что скандинавы, продвигаясь на запад от Гренландии, достиг побережья Северной Америки. Об этом свидетельствуют найденные на острове Ньюфаундленд остатки норманнских поселений. Письменные источники повествуют о том, что Лейф проплыл вдоль Атлантического побережья Северной Америки довольно далеко на юг, открыв Хелуланд, Маркланд и Винланд. Первое название историки и географы отождествляют с Баффиновой Землей, второе — с Лабрадором, третье — с Ньюфаундлендом, полуостровом Новая Шотландия или побережьем залива Мен.

Все эти географические области лежат севернее 44º северной широты. Винланд же в переводе означает «страна винограда». Но виноград в Северной Америке не встречается севернее 42º, то есть граница его распространения проходит более чем на двести километров южнее самых южных норманнских поселений. Откуда же тогда взялась «страна винограда»?

Полагают, что некоторые норманны могли проникнуть по суше гораздо дальше приморских поселений и там встретить американский виноград. Но тогда Винландом назвали бы те удаленные районы, где виноград растет на самом деле. Существует гипотеза, что слово «vin» в прошлом означало не виноград или не только виноград, но и другие ягоды, например, смородину или калину, которые щедро росли на землях Ньюфаундленда. Наконец, не исключена возможность, что граница распространения винограда почти тысячу лет назад проходила значительно севернее, чем сейчас, и Винланд действительно изобиловал виноградными лозами.

Объяснений много, а это означает, что тайна пока не раскрыта.

Названия растений и религия

До сих пор остается загадкой, почему христианская религия, по сравнению с древнегреческими и древнеримскими верованиями, почти не нашла отражения в научных названиях растений. Существует предположение, что ботаники-систематики опасались недовольства церкви, считавшей «персонификацию» флоры отголоском ненавистного ей язычества. Но есть мнение, что название известного многим растения вероника (Veronica) дано в честь святой Вероники. Другим примером служит колючее держи-дерево из семейства крушиновых. По-латыни оно называется Paliurus spina-christi, что буквально означает шип, острие, ость Христова. Ботаник Миллер дал дереву это название по ассоциации с терновым венцом. Кстати, право на терновый венок у ботаников (как, возможно, и у богословов) оспаривают, собственно, терн, или дикая слива (Prunus spinosa), крушина (Rhamnus spinus christi) и зизифус (Ziziphus spina Christi). Подобная ассоциация, но только связанная с формой цветка, своими многочисленными тонкими, похожими на лепестки выростами напоминающая терновый венец, побудила Линнея назвать род тропических лиан страс­тоцветом, или пассифлорой (Passiflora). Несколько более многочисленны народные названия, например, иудино дерево, на котором, согласно библейским текстам, повесился Иуда, предавший Христа. Так называют сразу два дерева: бобовое Cercis siliquastrum, растущее в Средиземноморье, и нашу осину. Основанием для этого послужило свойство их листьев дрожать при малейшем дуновении ветра как будто бы от страха.

Попал в ботаническую историю и император Карл Великий. В его честь названо растение Carlina (колючник).Carl Согласно преданию, во время эпидемии чумы, которая охватила войско Карла, к нему явился ангел и указал на это растение как на средство от повального мора. В немецком «Травнике», изданном на рубеже XV–XVI вв., имеется даже изображение колючника, перед которым в молитвенной позе на коленях стоит император в блистающей короне. Казалось бы, столь желанная находка для фармаколога! Божественное лекарство от грозной болезни само идет в руки, к тому же само растение распространено почти повсеместно. Беда только в том, что теологи до сих пор не пришли к единому мнению, на какое же все-таки растение указал Карлу ангел. Споры ведутся вокруг более чем полудюжины претендентов, среди которых известные многим дудник (Angelica) и дягиль (Archangelica), чьи латинские названия тоже напоминают об их легендарном происхождении.

Подготовил Руслан Примак

“Фармацевт Практик” #12′ 2011

 

https://rx.ua
ПЕРЕДПЛАТА
КУПИТИ КНИГИ