Основи маркетингуСтатті

ЛИДЕР В СФЕРЕ ФАРМАЦИИ: КТО ОН?

20/11/2015

Успешное долгосрочное функционирование организаций зависит от лидера и его видения развития компании. Для каждой отрасли характерна своя специфика. В чем же заключается особенность лидера в фармацевтической сфере? Что является составляющими его успеха? Ответы на эти и другие вопросы мы рассмотрим с точки зрения следующих факторов: лидерские цели, наличие последователей, инновационность (новаторство), устойчивое и долгосрочное развитие компании, профессиональные и личностные качества лидера

Цели лидера в сфере фармации должны быть направлены, прежде всего, на сохранение и поддержание одной из важнейших человеческих ценностей — здоровья. Они могут заключаться в создании оригинальных лекарственных средств, в том числе биотехнологических, новых субстанций, эффективных и доступных генериковых препаратов, разработке инновационного формата работы аптек и т.д. К примеру, основная провозглашаемая цель американской биофармацевтической компании Gelead Science, лидером которой на протяжении почти двадцати лет является Джон Мартин, — это решение неудовлетворенных медицинских проблем людей, живущих с опасными для жизни заболеваниями. Так, в компании были разработаны и выведены на рынок 3 препарата от СПИДа, которые принесли Gelead Science коммерческий успех. Позднее вышел инновационный препарат для лечения гепатита С — софосбувир. Уже к концу 2014 г. более 170 тыс. больных гепатитом получили необходимую терапию. Прирост дохода и чистой прибыли компании Gelead Science с 2013 г. по 2014 г. составил около 150%, а Джон Мартин стал одним из самых высокооплачиваемых СЕО в мире.

Цель жизни Пола Янссена, всемирно известного ученого и основателя бельгийской компании Janssen Pharmaceutica, — создание новых лекарственных средств на основе синтеза различных химических компонентов. Когда Johnson & Johnson приобрела эту компанию, Пол Янссен стал директором по исследованиям. В течение почти 40 лет ученым и его командой были разработаны 79 оригинальных лекарственных средств, среди которых галоперидол, мебендазол, миконазол, пиритрамид, тетрамизол и др.

Лидерство предполагает наличие последователей, разделяющих идеи, видение и систему ценностей лидера, готовых совместно с ним достигать общей цели. Так, Пол Янссен рассматривал себя в качестве дирижера оркестра, который координирует работу разноплановых высококлассных специалистов (химиков, фармакологов, токсикологов, клиницистов, статистиков) для достижения общей цели. Он предоставлял сотрудникам свободу для творчества, поддерживая их стремление развиваться и получать новые знания, ожидая взамен высокой результативности.

Дэниел Васелла, бывший глава швейцарской фармацевтической компании Novartis и, по версии издания Financial Times, самый влиятельный бизнес-лидер Европы за последние 25 лет, уделял значительное внимание взаимодействию со своими последователями. Он отмечал важность наличия вдохновляющей цели, достижение которой будет способствовать долгосрочному успеху компании, убеждению последователей в правильности выбранного пути, формированию атмосферы доверия.

Читайте также: Вопросы лидерства в фармации: перспективы и возможности

Истинный лидер является новатором, так как достичь и закрепить успех могут только люди, которые готовы предложить передовые инновационные решения, будь то новые технологии, препараты, субстанции, лекарственные формы, методы управления и пр. Внедрение инновационных решений и трансформация привычного формата работы — важнейшие отличия лидера от менеджера. Например, Дэниел Васелла, находясь еще на должности продакт-менеджера американского представительства фармацевтической компании Sandoz Pharma, внедрил инновационную на тот момент времени стратегию продвижения на рынок лекарственных средств. Он смог скоординировать действия команд, отвечающих за разработку, клинические исследования, производство и маркетинговые мероприятия противоопухолевого препарата сандостатина, благодаря чему тот успешно вышел на рынок и стали широко использовать в лечении побочных эффектов некоторых видов рака, а объем продаж препарата в 2001 г. составил почти 500 млн долл. США. На то время обычной практикой была изолированная деятельность подразделений, которые занимались исследованиями, производством и продвижением лекарственных средств на рынок, что приводило, например, к экономической нецелесообразности производства тех или иных препаратов.

Бывший глава американской аптечной сети Walgreens Чарльз Уолгрин за 23 года своего нахождения на позиции CEO компании увеличил ее капитализацию со 164 млн долл. США до 16 млрд долл. США. Достичь этого он смог с помощью инновационных организационных изменений. Так, все усилия компании были полностью сосредоточены на развитии аптечной сети (продан ресторанный бизнес). Еще в начале 80-х гг. ХХ в. в Walgreens была внедрена инновационная электронная сеть Intercom, что позволило аккумулировать информацию о клиентах и превратить национальную аптечную сеть в «районную аптеку» для каждого посетителя; компания стала инноватором на аптечном рынке в применении компьютеризированной системы контроля складских запасов, использовании сканеров и т.д. Будучи главой компании Чарльз Уолгрин сконцентрировал усилия свои и команды на программе эффективного управления аптеками: была разработана и внедрена концепция «самой удобной аптеки с высокой прибыльностью на один визит покупателя», которая предусматривала открытие аптек на перекрестке улиц (Corner Pharmacy) и расчет прибыльности на визит одного покупателя.

Лидер в фармацевтической сфере — это новатор, имеющий соответствующее образование (фармацевтическое, медицинское, в области химии), ориентированный на достижение результата, который позволит компании успешно долгосрочно развиваться, а также решит актуальные неудовлетворенные потребности людей в получении ими необходимой доступной и фармацевтической помощи

Лидерство подразумевает устойчивое и долгосрочное развитие компании и после ухода ее лидера. Если же результаты организационных изменений и дальнейшее развитие организации «замкнуты» на одной личности, то ее будущее становится очень неопределенным, а порой и плачевным. Чтобы этого не случилось, необходимо создавать условия для самосовершенствования сотрудников, в частности менеджеров; формировать внутреннюю культуру, направленную на творчество, инновации, открытость, доверие; создавать команду из ответственных и креативных людей, которые разделяют корпоративные ценности и, со временем, могут стать успешными лидерами. К примеру, после ухода Чарльза Уолгрина в 1998 г. с поста главы компании, аптечная сеть Walgreens продолжала свое успешное развитие: в 2012 г. согласно рейтингу Forbes компания входила в ТОП-100 наиболее известных мировых брендов. В настоящее время после слияния с другой национальной американской аптечной сетью — Alliance Boots — сеть Walgreens совершила экспансию на мировой рынок (25 стран).

Как лидеры фармотрасли добиваются успеха? Во многом благодаря своим профессиональным и личностным качествам. Профессиональные качества формируются с помощью полученных знаний и использованием их на практике. Для лидера в фармации безусловно важным является образование, непосредственно относящееся к фармацевтической или медицинской сфере, и понимание им специфики фармацевтической отрасли. Так, к примеру, Дэниел Васелла и Джон Мартин имеют базовое медицинское и химическое образование соответственно. Позднее Дэниел Васелла успешно окончил программу для менеджеров в Гарвардской бизнес-школе, а Джон Мартин получил степень доктора философии (PhD) в органической химии в университете Чигаго, затем степень магистра в менеджменте (MBA). Пол Янссен имел медицинское образование и докторскую степень по фармакологии, Чарльз Уолгрин закончил Мичиганский университет, где получил фармацевтическое образование. У лидера нет предела получаемых знаний, только он определяет их целесообразность с учетом имеющихся ресурсов (например, времени на обучение), конкретных целей и задач. Тем не менее, можно выделить следующие три набора знаний, которые непосредственно относятся к функциям лидера: знания специфики деятельности компании и отрасли; знания общих принципов ведения бизнеса (финансы, маркетинг, продажи, работа с персоналом); знания социальной психологии и психологии личности.

Читайте также: Что нужно знать о конфликтах. Советы психолога

Личностные качества лидера позволяют не только добиться успеха, но и сохранить его. К ним можно отнести харизму, настойчивость, страстность в достижении целей, умение вдохновлять, интеллектуальные и познавательные способности, самоконтроль, широту видения, ответственность, результативность, желание служить людям, стремление к свободе, получению новых знаний и пр. Для лидера в фармации также свойственны все перечисленные личностные качества, но особенно стоит отметить стремление служить людям, что является принципиальным в вопросах сохранения и поддержания их здоровья, и новаторство, благодаря которому лидер и его команда могут эффективно решать неудовлетворенные потребности людей в отношении их здоровья.

Несмотря на то, что вопрос о лидерстве по-прежнему остается открытым, можно сделать определенные выводы. Лидер в фармацевтической сфере — это новатор, имеющий соответствующее образование (фармацевтическое, медицинское, в области химии), ориентированный на достижение результата, который позволит компании успешно долгосрочно развиваться, а также решит актуальные неудовлетворенные потребности людей в получении ими необходимой доступной и фармацевтической помощи.

subscribe

Наталья Алекперова, канд. фарм. наук

Литература

  1. Алекперова Н.В. Лидерство в фармации. — К.: Издательский дом Дмитрия Бураго, 2015. — 240 с.
  2. Коллинз Дж. От хорошего к великому. — СПб: Стокгольмская школа экономики, 2004. — 303 с.
  3. American National Business Hall of Fame: Biography of Charles R. Walgreen III // http://www.anbhf.org/pdf/walgreen.pdf
  4. Business Biography: Biography of Daniel Vasella // http://www.referenceforbusiness.com/biography/S-Z/Vasella-Daniel-1953.html
  5. Lewi P.J., Smith A. Successful Pharmaceutical Discovery: Paul Janssen’s Concept of Drug Research, 2007 // http://www.datascope.be/successful_drug_research.pdf.
  6. Northouse P.G. Leadership: Theory and Practice (7th ed.) — CA: SAGE Publications, 2015. — 520 p.
  7. World of CEOs Dossiers: Biography of John Martin // http://www.worldofceos.com/dossiers/john-martin

“Фармацевт Практик” #11′ 2015

 

ПЕРЕДПЛАТА
КУПИТИ КНИГИ