Статті

Психосоматика: душа и тело болеют вместе

25/08/2015

«Где целое чувствует себя плохо, часть не может быть здоровой»

                       Платон

Психосоматика – направление в медицине и психологии, которое занимается изучением влияния психологических факторов на возникновение и развитие соматических заболевании. В основе психосоматического заболевания лежит реакция на эмоциональное переживание, сопровождающаяся как функциональными, так и морфологическими изменениями в органах и тканях. По данным ВОЗ, от 38 до 42% всех пациентов, посещающих кабинеты соматических врачей, относятся к группе психосоматических больных

Душа во власти конфликта

Термин «психосоматика» (от греч. psyche – душа, soma – тело) был предложен в 1818 году немецким психиатром Иоганном Кристианом Хайнротом, который считал, что причина целого ряда соматических болезней кроется в психике человека. Так, Хайнрот полагал, что развитие туберкулеза, эпилепсии и даже раковых заболеваний является результатом переживания чувства злобы, стыда и особенно – страданий на сексуальной почве.

История современной психосоматической медицины начинается с теории австрийского психиатра Зигмунда Фрейда о так называемой «конверсии» (1885), согласно которой психологический конфликт, не имея разрешения, может проявляться каким-либо соматическим симптомом: болью, параличом, тремором, конвульсиями, нарушением походки и координации, глухотой, слепотой, рвотой, икотой, нарушением акта глотания. Чаще всего речь идет о конфликте социально неприемлемых инстинктов (агрессивных, сексуальных) и культурных запретов, приводящем к подавлению эмоций и психической травме. Например, каждому периодически хочется высказать начальству все, что о нем думаешь и уйти, хлопнув дверью, стукнуть чем-нибудь тяжелым нерадивого чиновника или любимую тещу, но эти желания настолько запретны, что подавляются даже не всегда будучи осознанными. Результатом такого подавления является постоянный эмоциональный дискомфорт. Стимулы, поступающие из центральной нервной системы, через вегетативную нервную систему отводятся к соматическим структурам и таким образом приводят к патологическим изменениям в различных органах. Фрейд полагал, что при конверсии заболевания возникают не случайно, а в каждом конкретном симптоме символически представлено то, с чем были связаны переживания человека. Так, например, психосоматические нарушения зрения и слуха он объяснял нежеланием что-либо видеть и слышать. А защитной реакцией на регулярно возникающее желание ударить кого-нибудь может стать, по мнению Фрейда, боль и онемение руки. В настоящее время психосоматические расстройства редко трактуют в таком символическом ключе, однако подобные случаи конверсии все же случаются, особенно у людей с ограниченной фантазией, привыкших выражать чувства действиями, а не словами.

Читайте также: В мире тайн: Стигматы

Перенос проблемы из области психического в область телесного может, с одной стороны, стать причиной патологических изменений в соматической системе, а с другой, как ни странно, способствовать ослаблению внутреннего конфликта и устранению эмоционального дискомфорта. Это психологическая «разрядка», помимо прочего, связана с тем, что вместо абстрактной и неразрешимой внутренней дилеммы человек «получает» конкретную телесную болезнь с более или менее понятными прогнозом и схемой лечения. Прием лекарств, диета или посещение массажиста возвращают ощущение контроля над собственной жизнью, которое было утрачено в результате психотравмирующей ситуации. Психологический конфликт отходит на второй план, однако не находит разрешения, поэтому спровоцированная им соматическая болезнь даже при адекватном лечении приобретает хроническое или рецидивирующее течение.

Где тонко, там и рвется

Согласно современным представлениям к психосоматическим заболеваниям и расстройствам помимо конверсионных симптомов относят функциональные синдромы и психосоматозы.

Большая часть «проблемных пациентов», которые приходят на прием к врачу с пестрой картиной часто неопределенных жалоб, затрагивающих сердечно-сосудистую, пищеварительную или мочеполовую систему, опорно-двигательный аппарат или органы дыхания, –– жертвы функциональных синдромов. Дело в том, что у таких больных какие-либо органические изменения органов и систем, как правило, не обнаруживаются. Происхождение психосоматических функциональных синдромов описал американский психоаналитик Франц Александер в своей «модели вегетативного невроза» (1950). Согласно теории Александера, отдельный симптом не имеет какого-либо символического значения и не является попыткой выражения подавленного чувства, как на том настаивал Фрейд, а служит неспецифическим физиологическим сопровождением определенных эмоциональных состояний. Например, повышение артериального давления у человека в состоянии ярости не ослабляет ярость, а является всего лишь физиологическим симптомом этой эмоции. При этом, по мнению Александера, независимо от содержания внутреннего конфликта, под ударом оказываются органы и системы, к заболеваниям которых человек имеет наследственную или конституциональную предрасположенность.

Длительное время бытовавшее представление о двойственной природе человека, состоящей из телесных и душевных проявлений, привело к появлению научных подходов, изучающих либо психические, либо соматические заболевания, и разобщению врачебных специальностей (сегодня их существует более трехсот). Таким образом была утрачена идея целостного подхода в работе врача, что, естественно, не могло не сказаться на эффективности лечения

В основе еще одной группы расстройств – психосоматозов (их еще называют истинными психосоматическими заболеваниями) лежит телесная реакция на конфликтное переживание, связанная с морфологическими изменениями и патологическими нарушениями в органах. Как и при функциональных синдромах, на «выбор» органа может влиять соответствующая предрасположенность. Первоначально выделяли семь психосоматозов: эссенциальную гипертонию, тиреотоксикоз, нейродерматит, бронхиальную астму, некоторые формы ревматоидного артрита, язвенный неспецифический колит и язвенную болезнь. В настоящее время регистр психосоматического реагирования значительно расширился за счёт включения в него заболеваний сердечно-сосудистой системы, большого числа кожных и урогенитальных заболеваний, мигрени и др. К числу типичных психосоматических заболеваний относят также нервную анорексию и булимию, некоторые формы психогенного ожирения, сахарный диабет, кардиоспазм, нервную рвоту, синдром раздражённого кишечника, импотенцию, запоры, рак и др.

Телесная болезнь как симптом

В качестве симптома психологической проблемы соматическое заболевание может быть рассмотрено с различных позиций. Вот несколько примеров.

Болезнь как источник выгоды. Для некоторых телесный недуг –– единственный способ привлечь к себе внимание и почувствовать заботу окружающих. Для других –– это уникальная возможность отдохнуть и насладиться тем, что временно никто от тебя, несчастного, ничего не ждет и не требует. Или, например, внезапное недомогание может освободить от неприятной обязанности –– нежелательной встречи или трудного разговора. Во всех этих случаях соматическая болезнь позволяет, если не разрешить конкретную психологическую проблему, то ослабить вызываемый ее наличием душевный дискомфорт.

Болезнь как сигнал. Недуг, по мнению психоаналитиков, может служить своеобразным сигналом от подсознания, что та или иная деятельность человека таит в себе угрозу психологического или физического плана. Например, человека в детстве серьезно напугал толстый лысый мужчина. Ребенок вырос, и страшные воспоминания стерлись из памяти. Он находит прекрасную работу, приступает к своим обязанностям и вдруг его, казалось бы, немотивированно, начинают мучить сильные головные боли. А дело в том, что его начальник –– толстый лысый мужчина, и хотя на сознательном уровне человек не видит никакой угрозы, его подсознание начинает бить тревогу. Сигналом «опасности» в данном случае является головная боль. Можно сменить работу или ежедневно пригоршнями принимать анальгетики, но единственно эффективный путь решения этой проблемы –– это осознание истинной причины подсознательной тревоги.

subscribe

Болезнь как компенсация. Если человек не может удовлетворить свою потребность психологически, то он, по крайней мере, частично удовлетворяет ее телесно, приобретая болезнь «удобную» для удовлетворения этой потребности. Так, если человек строго-настрого запретил себе плакать, то, в конце концов, он может «заплакать» телом – например, начать чрезмерно потеть. А потребность в безопасности может спровоцировать создание «брони» – излишнее отложение жировых тканей.

Болезнь как программа. В тридцатые годы прошлого века излюбленным трюком гипнотизеров было «внушение» ожога или ушиба. До человека, находившегося в гипнотическом трансе, слегка дотрагивались холодной монеткой, внушая, что она раскалена, или что это молоток. На месте прикосновения появлялись, соответственно, ожог или синяк. Если человеческий разум способен изменять физиологические реакции на раздражители, полагаясь на собственное представление об их природе, то весьма вероятно, что в основе многих заболеваний также лежит созданная нами самими программа –– наши часто ошибочные взгляды на то, «как это должно происходить».

Лечить человека, а не болезнь

Считается, что психосоматика как медицинское направление возникла около 100 лет назад, однако в действительности речь шла не о возникновении новой концепции, а о возрождении принципов медицины древности, подходившей к любому недугу как к заболеванию души и тела с учетом особенностей личности человека. Ведь еще Гиппократ утверждал, что разделение психического и телесного не только не реально, но и наносит большой вред практической медицине. Психосоматический подход начинается тогда, когда пациент перестает быть только носителем больного органа и рассматривается целостно.

С одной стороны клинические факты все более убеждают в том, что биологические процессы в организме тесно связаны с психологическими, а особенности нервной системы и личности человека оказывают мощное влияние на возникновение и развитие различных заболеваний. С другой же, механизмы этого влияния практически не изучены. В результате отношение к психосоматике как самостоятельной области медицины остается весьма неоднозначным. Сегодня в среде врачей можно встретить диаметрально противоположные взгляды: одни считают психосоматическую концепцию мифом, другие относят к группе психосоматических все заболевания, кроме педикулеза и сифилиса. Между тем, во многих западных странах психосоматика как медицинское направление успешно развивается. На множестве примеров доказано, что психосоматическое заболевание обязательно требует лечения, как соматической, так и психологической составляющих. Это означает, что наряду с традиционным лечением следует проводить работу с психологом или психотерапевтом. Часто благодаря комплексному подходу, позволяющему выявить и устранить психологические причины недуга, можно достичь значительных успехов в терапии бронхиальной астмы, энуреза, бесплодия, аллергических и кожных заболеваний, импотенции, а также целого ряда других хронических и «трудно поддающихся» лечению патологий.

Подготовила Татьяна Ткаченко

“Фармацевт Практик”

https://rx.ua
ПЕРЕДПЛАТА
КУПИТИ КНИГИ