Наука

Фото дня: 5 мифов о мозге

19/02/2015

фетальные мозговые ткани

Миф 1

Люди используют только 10% возможностей мозга

Идея о том, что человек не использует львиной доли потенциала своего мозга, была высказана давно, с тех пор множество раз опровергалась, но оказалась очень живучей. Людей вдохновляет мысль о том, что в них скрыты огромные интеллектуальные резервы, которые при определенных условиях можно задействовать и: начать говорить на сотне языков, читать мысли на расстоянии, запоминать огромные массивы информации и т.д.

10% – эта цифра отражает приблизительное количество активных нейронов человека в конкретный момент времени. Условно: человек читает, – датчики показывают, что в данной деятельности задействованы 10% нейронов мозга, ведет машину – 10% других нейронов, шьет – работает третья группа нейронов. Таким образом, регистрация активности небольшого процента задействованных в определенном виде деятельности нейронов не означает, что мозг не работает на все 100%.

 Читайте также: Фото дня: карта мозга

Миф 2

Есть «левополушарные» люди – они наделены логикой и легко осваивают математику, а есть «правополушарные» – творческие и склонные к новаторству

Действительно существуют задачи, в решение которых вовлечено преимущественно одно из полушарий: например, если вы рисуете (абстрактное мышление), то больше работает правое полушарие, а если пишете текст (речевое мышление), то – левое. Но это упрощенная картина. На самом деле в любых психических процессах  задействован весь мозг, при этом полушария тесно взаимодействуют.

Считается также, что люди с лучше развитым левым полушарием, – правши, а правым – левши, что первые одарены в точных науках, а вторые – в творчестве. Однако исследования математически одаренных молодых людей показали, что среди них есть и правши, и левши, и амбидекстры, и что их успехи как раз и есть результатом гармоничного взаимодействия рационального и творческого мышления, правого и левого полушарий мозга.

Читайте также: Фото дня: зарядка для мозга

Миф 3

Человек должен научиться говорить на одном языке, прежде чем начнет осваивать другой

Считается, что детям, которые учатся говорить, не следует слышать сразу несколько языков, что новые языковые конструкции конкурируют в мозге за одни и те же ресурсы, в результате чего дети путают языки и в принципе начинают говорить с большой задержкой. На самом деле дети, которые одновременно учатся двум языкам, их не путают и имеют гораздо лучшее представление о структуре языка в целом, чем их сверстники, воспитанные в однородной языковой среде.

 Читайте также: Как самостоятельно выучить иностранный язык

Миф 4

Различия в мозге мужчин и женщин обуславливают их различную способность к обучению

Мозг женщин и мужчин действительно имеет ряд различий, в частности, в структурной организации связей коры головного мозга. У мужчин лучше проявляются связи в пределах каждого из полушарий, в пределах большинства отделов коры, а также в коре четко разграничены структурные модули. У женщин лучше развиты связи между полушариями, хуже развито модульное строение. Это отражает эволюционно сложившееся доминирование различных навыков у мужчин и женщин: мужчины лучше выполняют координированные точные действия, а женщины ориентированы на выполнение социальных задач. Указанные различия не оказывают заметного влияния на способность к обучению.

 Читайте также: Кто умнее – мужчины или женщины?

Миф 5

Мозг – живой компьютер

Принцип работы мозга и компьютера на самом деле различаются. Во-первых, память и система обработки данных  в компьютере разнесены, а в мозге совмещены – хранятся в нейронных связях. А, во-вторых, в большинстве компьютеров вычисления происходит не одновременно, а последовательно, в то время как в мозг многозадачен – нейроны могут обрабатывать информацию, независимо друг от друга. Кроме того, мозг, в отличие от компьютера, сохраняет работоспособность при  «поломке» некоторых нейронов.

Читайте также: Мозг – великий обманщик

 

Источник: http://www.scientificamerican.com/article/five-common-myths-about-the-brain/?WT.mc_id=SA_Facebook

На фото: эмбриональные мозговые ткани; видны тела (красный цвет) и отростки (зеленый цвет) нейронов; сканирующая электронная микроскопия

 

ПЕРЕДПЛАТА
КУПИТИ КНИГИ