ЖизньСтатті

Конкистадор свободы — Эрнесто Че Гевара

08/08/2011

 В ноябре 1956 г. Фидель Кастро и еще 82 повстанца отплыли из Мексики к берегам Кубы на яхте «Гранма». Это была замечательная команда романтиков, целью которых являлось, ни много ни мало, освобождение человечества. Среди них был и молодой аргентинский врач Эрнесто Че Гевара.

 

Еще не Че

Эрнесто Гевара Линч де ла Серна появился на свет 14 июня 1928 г. в небогатой аргентинской семье. Его мать донья Селия хотела подарить миру своего первенца в столице, и незадолго до родов в сопровождении супруга она отправилась из родного Мисьонеса в Буэнос-Айрес. Но проехав более половины пути, женщина была вынуждена сделать остановку в Росарио — там и родился будущий команданте.

В двухлетнем возрасте Эрнесто настиг первый приступ бронхиальной астмы, которая мучила его до самой смерти. По совету врачей семья переехала в гористую местность неподалеку от Кордовы. Несмотря на болезнь, мальчик вел весьма активный образ жизни. В 11 лет он убежал из дома, и его пришлось возвращать с полицией. А спустя год заработал серьезное взыскание в школе. Его учительница любила раздавать шлепки своим ученикам, и однажды Эрнесто засунул в штаны кусок кирпича… Вместе с тем, по словам людей, помнивших маленького Гевару, непокорность и непочтительность сочетались в нем с высоким чувством ответственности.

 

«Революционный врач»

В 1946 г. Эрнесто Гевара неожиданно для всех записался на медицинский факультет Буэнос-Айресского университета — вероятно, чтобы самому лечить свою астму. Параллельно с учебой он бесплатно занимался проблемами аллергии в частном исследовательском институте, стараясь приобрести как можно больше полезных знаний и навыков. Проучившись четыре года, Эрнесто прервал занятия и отправился путешествовать по Южной Америке, решив, что должен помогать самым обездоленным. Молодой доктор довольно долго проработал в перуанском лепрозории «Сан-Пабло», пренебрегая защитными масками и перчатками. Он гордился тем, что мог без страха разговаривать с прокаженными и считал это еще одним своим испытанием. Однако, как выяснилось, жить в лепрозории Геваре было противопоказано. Подобные заведения обычно располагались в джунглях, а там у него резко обострялось течение астмы.

Эрнесто вернулся в столицу и за полгода окончил университет. Свой диплом он посвятил проблемам аллергии. Однако когда ему предложили работу в аллергологической клинике, ответил категорическим отказом, заявив, что «аллергия болезнь богатых, бедняки о ней не знают». И вновь отправился в путешествие. Побывал в Боливии, проехал автостопом через Перу, Эквадор, Никарагуа и Панаму. В Чили Гевара увидел, в каких нечеловеческих условиях живут горняки. В шахтах, подобно земляным червям, копошились индейцы — потомки великой империи инков. Его до глубины души потрясли убожество, нищета и вместе с тем стойкость людей, влачивших столь жалкое существование. В Коста-Рику путешественник явился в лохмотьях, со сбитыми в кровь ногами. Но и в этой стране Эрнесто не задержался. Он отправился в Гватемалу, где Соединенные Штаты предприняли военную интервенцию. Там он познакомился со своей первой женой — политэмигранткой из Перу, революционеркой Ильдой Гадеа. Гевара не мог остаться в стороне от событий и активно включился в борьбу. Власти объявили Эрнесто вне закона, ему пришлось скрываться. Все пережитое привело его к решению стать «революционным врачом»:

«Почти всем известно, что я начал свою самостоятельную жизнь в качестве врача несколько лет назад. Но когда я еще только приступал к изучению медицины, большинство взглядов, которые присущи мне сейчас как революционеру, отсутствовали в арсенале моих идеалов. Я, как и все, хотел одерживать победы, мечтал стать знаменитым исследователем… добиться чего-то такого, что пошло бы на пользу человечеству. В силу обстоятельств и, наверное, благодаря своему характеру я начал путешествовать по Американскому континенту и хорошо узнал его… Путешествия мои проходили в таких условиях, что я смог тесно соприкоснуться с нищетой, голодом, болезнями, я видел, как не могут вылечить ребенка, потому что нет средств; как люди доходят до скотского состояния из-за постоянного чувства голода и обиды… И я понял, что есть задача, не менее важная, чем стать знаменитым исследователем или сделать существенный вклад в медицинскую науку, — она состоит в том, чтобы прийти на помощь этим людям… После долгих странствий, находясь в Гватемале, Гватемале Арбенса, я попытался сделать ряд заметок, чтобы выработать нормы поведения революционного врача. Я попытался разобраться: что же необходимо для того, чтобы стать революционным врачом. Но тут началась агрессия… Вот тогда я понял главное: для того, чтобы стать революционным врачом, прежде всего нужна революция…»

Через некоторое время Эрнесто перебрался в Мехико. Дабы не умереть с голоду, торговал книгами, работал уличным фотографом, затем врачом в центральном госпитале. Именно в Мехико он познакомился с братьями Кастро, которые планировали свергнуть кубинского диктатора Батисту и взять управление страной в свои руки.

 

Команданте

Новые друзья стали называть Эрнесто просто Че, поскольку тот, как и все аргентинцы, имел привычку заканчивать этим междометием каждую фразу. По другой версии «че» означает «друг», «товарищ». Геваре это прозвище пришлось по душе: «Для меня «Че» означает самое важное, самое дорогое в моей жизни. Как же оно могло мне не понравиться? Совсем наоборот. Ведь имя и фамилия — это нечто маленькое, частное, незначительное».

Обнаружив полное родство интересов, Че Гевара и Фидель Кастро начинают подготовку к вторжению на Кубу. Однако, невзирая на предпринятые меры предосторожности, полиция арестовывает заговорщиков. Кастро удается дать взятку, и Гевару освобождают при условии, что тот в кратчайшие сроки покинет Мексику. Именно это и собирались сделать повстанцы. Так яхта «Гранма» стала ковчегом, уносившим Че от жены и маленькой дочки в неизвестность.

На Кубе начальнику медслужбы Геваре доверили сначала пулемет, затем небольшой отряд из 20 человек. Спустя некоторое время ему присвоили звание капитана и поставили руководить отрядом из 70 бойцов. Эрнесто блестяще проявил себя на новом поприще, и Фидель произвел его в майоры повстанческой армии. Так врач Гевара превратился в грозного команданте (майор — высшее звание в повстанческой армии Кастро). Че получил право приколоть на берет позолоченную звезду. Он наладил пошив одежды и обуви, организовал полевые госпитали, кузницы и оружейные мастерские, создал партизанскую школу, в которой проходили подготовку новобранцы. Всего 4 месяца понадобилось Геваре, чтобы взять под контроль всю центральную часть Кубы вместе с городом Санта-Клара. Слава о выдающихся боевых успехах бежала впереди команданте. Тысячная армия Батисты сдала ему гаванскую крепость Кабанья без единого выстрела.

(Отдельным блоком)

Одним из любимых литературных героев Че был Дон-Кихот. Затевая в начале 1965 г. свою очередную интернационалистскую эпопею и исчезая из поля зрения общественности, Че Гевара оставил несколько прощальных писем. Послание родителям начиналось так: «Дорогие старики! Я вновь чувствую своими пятками ребра Росинанта, снова облачившись в доспехи, я пускаюсь в путь».

Член правительства

После победы кубинской революции Че проводит денежную и аграрную реформы, возглавляет Национальный банк, а через несколько лет занимает пост министра промышленности. Причем первую должность он получил весьма забавным образом. На одном из собраний Фидель спросил, есть ли в зале экономисты. Эрнесто послышалось «коммунисты». Он поднял руку и стал главным банкиром страны. Команданте принял кубинское гражданство, развелся с женой и сочетался браком с боевой подругой Алейдой, которая родила Геваре троих детей. Че писал: «Мужчина не обязан всю жизнь жить только с одной женщиной. Он был бы попросту животным, навязав себе такое ограничение».

В этот период становится очевидным, что его жизненная позиция далека от позерства — в свободное от основной работы время он бесплатно трудится на фабриках, помогает рабочим носить мешки, толкает вагонетки, рубит тростник, разгружает корабли в порту (за такую самоотверженность его наградили грамотой ударника коммунистического труда). Че искренне считал, что только личным примером можно показать дорогу вперед. Однако больше всего на свете его интересовало мировое революционное движение.

Последняя битва

Размеренная жизнь министра правительства была Че не по душе. В 1965 г. он написал Фиделю письмо, где навсегда прощался с кубинцами, отказывался от всех постов, воинского звания и кубинского гражданства. Он также снимал ответственность с Кубы за свои дальнейшие действия в любом уголке мира. По этому поводу Кастро сдержанно заметил, что команданте находится там, где он нужен революции. Его видели в Конго, Китае, Уругвае, Аргентине — Эрнесто искал место для следующего бунта. В конце концов выбор пал на Боливию, однако эта страна оказалось не готовой к войне против угнетателей. Че взялся помочь несчастным боливийским индейцам, задавленным ужасами цивилизации, но они сторонились странного аргентинца.

Че считал, что достаточно небольшой группы вооруженных и безгранично преданных делу революции соратников для того, чтобы разжечь пламя борьбы. Этот революционный романтизм в конечном итоге сослужил команданте плохую службу. Боливийские крестьяне, на поддержку которых он так надеялся, выдали правительственным войскам местонахождение его отряда. Власти страны призвали на помощь США, и с помощью американских спецслужб отряд Че был уничтожен. Тяжелораненого Гевару взяли в плен 8 октября 1967 г. и на следующий же день казнили. Солдат никак не мог решиться выстрелить в легендарного героя, и Гевара крикнул ему: «Ну, убивай же меня, сукин сын!» Тело повстанца хотели обезглавить, но ограничились тем, что отрезали руки, чтобы по отпечаткам пальцев убедиться: убит именно тот, за кем охотились американские рейнджеры.

врезки

Через 30 лет после убийства Гевары на Кубу попал скелет без кистей. Его опознали как останки Че. На остров доставили также заспиртованные кисти рук легендарного революционера. Их вместе с посмертной маской хранят в мемориальном комплексе Хосе Марти на площади Революции в Гаване, а день гибели Эрнесто кубинцы отмечают как День героического герильеро (партизана). Поминальные мероприятия проходят и в Санта-Кларе, где в 1988 г. был воздвигнут памятник Геваре и мавзолей, хранящий останки Че и его боевых друзей.

 

За последние полстолетия имя Че Гевары обросло множеством легенд. Вспоминают, что почти все главные виновники его гибели умерли насильственной смертью, а боливийские крестьяне не сомневаются, что он чудотворец.

 

Символ протеста

После гибели Гевара стал поистине культовой фигурой. По мнению биографа Че — Хорхе Кастанеды, значение этого человека заключается «не в его идеях и делах, а в способности полностью раствориться в исторической эпохе». Лидеры левых военных режимов, пришедшие к власти в 1968 г. в Перу и в 1970 в Боливии, утверждали, что их взгляды формировались под воздействием морального примера Гевары. Отряды имени Че воевали во Вьетнаме и Колумбии. До сих пор образ сурового бородача в берете является непременным атрибутом так называемой «бунтующей» молодежи. На этом «бунтарстве» заработаны сотни миллионов долларов. Фотографию Че Гевары можно увидеть на футболках, пивных этикетках, плакатах и компакт-дисках. Как это ни парадоксально, человек, всю свою жизнь боровшийся против буржуазного общества, стал источником прибыли…

Сам себя Че в шутку называл профессиональным авантюристом. Один из крупнейших философов XX века Жан-Поль Сартр считал Эрнесто Че Гевару «самым совершенным человеком нашей эпохи»…

Подготовила Александра Демецкая

https://rx.ua
ПЕРЕДПЛАТА
КУПИТИ КНИГИ