Статті

МИНИ-ТРЕНИНГ: фармацевтическая услуга

25/09/2015

Интеграция фармацевтов в рыночную экономику в качестве активных игроков рынка и приобретение все большего влияния в медицинской среде требуют расширения их роли в качестве специалистов по предоставлению фармацевтических услуг

Для сохранения здоровья

Как известно, фармацевтическая услуга — это предоставленная населению фармацевтическая помощь (ФП) на сервисном (коммерческом) уровне как результат профессиональной деятельности фармацевтических работников в целях сохранения и поддержания здоровья граждан.

Фармацевтические услуги можно разделить на:

информационные (сведения общего характера — состав, производитель, показания, противопоказания, цена и др. о лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения (ИМН), БАДах и другой продукции; сведения профилактической направленности — как осуществлять те или иные меры профилактики);

консультационные (чем руководствоваться при выборе лекарственного средства и другой продукции; как правильно применять конкретный продукт; как сочетать лекарственные и нелекарственные методы лечения);

овеществленные (непосредственный отпуск лекарственных средств и другой продукции).

Основные и дополнительные фармацевтические услуги

В зависимости от содержания фармацевтические услуги подразделяются на основные и дополнительные.

Основные фармацевтические услуги — отпуск товаров аптечного ассортимента; экстемпоральное изготовление лекарственных средств и контроль их качества; хранение и транспортировка товаров аптечного ассортимента. Дополнительные — справочное, информационное, консультационное обслуживание населения и медицинских работников; оказание первой доврачебной помощи; распространение клиентских журналов; заказ, в том числе предварительный, товаров аптечного ассортимента по телефону; прокат предметов ухода за больными; акции для посетителей; услуги фитобара и др.

Иначе говоря, фармацевтическая услуга представляет собой экономический продукт, в основе которого лежит понимание ожиданий пациентов, поиск преимуществ по сравнению с конкурентами и освоение качественных параметров (стандартов) обслуживания (в том числе логистического качества — нужные препараты в нужных количествах в нужном месте и в нужное время, а также квалифицированная фармацевтическая опека).

NB!
Очевидно, что спектр фармацевтических услуг и их качество способствуют повышению конкурентоспособности аптеки. Однако перед внедрением нового проекта нужно задать себе следующие вопросы:
– Стóит ли эта идея моих усилий?
– Что будет, если я приму это решение?
– Какие препятствия меня ждут на данном пути?
– Есть ли у меня ресурсы и поддержка для реализации идеи, а если нет, то где я смогу их найти?

«Терапевтические» взаимоотношения

Дополнительной фармацевтической услугой является фармацевтическая помощь в обеспечении качества фармакотерапии определенного больного с конкретным заболеванием.

К основным задачам «адресной» фармацевтической помощи можно отнести:

предоставление пациенту лекарственных средств и изделий медицинского назначения требуемого качества;

обучение пациента правильному применению лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

контроль применения безрецептурных лекарственных средств на основе постоянного сотрудничества с пациентом;

ведение фармацевтического досье как базы данных о пациенте и его фармакотерапии;

сотрудничество с врачом при составлении плана фармакотерапии рецептурными лекарственными средствами;

информирование врача о лекарственных средствах, течении и осложнениях фармакотерапии безрецептурными средствами у конкретного пациента.

В результате реализации таких «терапевтических» взаимоотношений между пациентом, врачом и провизором рациональная фармакотерапия значительно улучшает качество жизни больных, т.к. способствует повышению комплаенса, уменьшению числа врачебных и фармацевтических ошибок, снижению бремени побочных эффектов.

subscribe

Планирование внедрения услуги фармацевтической помощи может быть поэтапным:

на первом этапе определяют категорию пациентов, на которых будет рассчитана фармацевтическая помощь;

на втором этапе изучают возможности и ресурсы аптечной организации по оказанию услуги фармацевтической помощи выбранной группе пациентов, а также налаживают сотрудничество с лечебно-профилактическим учреждением;

на третьем этапе совместно с медицинскими специалистами разрабатывают программу фармацевтической помощи с учетом целевой группы пациентов и собственных возможностей.

Подготовила Александра Демецкая

Статья подготовлена на основании материалов

1. Панфілова Г.Л., Немченко А.С., Немченко О.А. Організація фармацевтичної допомоги населенню за умов впровадження медичного страхування. — Х., 2009.
2. Н.Б. Дремова, А.И. Овод. Фармацевтическая помощь как новая форма обслуживания населения // Аптечный бизнес. — 2007; №1.
3. Надлежащая аптечная практика в Новых независимых государствах. Руководство по разработке и внедрению стандартов / Специальный проект ВОЗ по фармации в ННГ совместно с Центром ВОЗ по лекарственной политике и развитию фармацевтической практики. — Копенгаген, 2001 // Провізор. — 2002; № 17, 18.
4. Належна аптечна практика: Стандарти якості аптечних послуг (Спільна настанова МФФ/ВООЗ з НАП)
5. Фармацевтичне обслуговування і принципи Належної фармацевтичної практики

“Фармацевт Практик” #9′ 2015

 

https://rx.ua
ПЕРЕДПЛАТА
КУПИТИ КНИГИ