ПсихологіяСтатті

Опасны ли назойливые мысли?

29/09/2016

Вряд ли найдутся заболевания, при которых различие между нормой и патологией зависит от ситуации так же, как навязчивых состояниях. Например, привычка проверять математические действия вполне оправдана при сложных расчетах. Пересчитывать три-четыре раза имеет смысл, когда есть основания сомневаться в правильности предыдущих подсчетов или же когда человек находится в таком состоянии, что теряет способность к концентрации внимания. Но если счет перепроверяют снова и снова, то это не может не настораживать. Или другой пример: уходя из дома, принято проверять, хорошо ли закрыта дверь — это нормально. Но если и после этого человек все еще полностью не уверен в том, что дверь заперта, то это, как правило, уже патология

Навязчивые мысли: распространен и разнообразен

Невроз навязчивых состояний — заболевание, при котором непроизвольно возникают навязчивые мысли и страхи (фобии), воспринимаемые больными как болезненные, с которыми они пытаются бороться, но избавиться от них не могут.

Навязчивые состояния (ананкастные реакции, мании) распространены достаточно широко. Как временное явление они наблюдаются у большинства здоровых людей. Средний возраст, в котором проявляются ананкастных реакции, составляет 20 лет. Нередко невроз навязчивых состояний наблюдается в подростковом и даже детском возрасте (в среднем в 7–10 лет, но не ранее чем в 3 года), причем мальчики заболевают раньше, чем девочки, иногда, менее чем 10% случаев, – после 40 лет.

Этиология ананкастных реакций до конца не изучена, при этом не исключается роль генетических факторов. Заболеванию часто предшествует стресс (беременность и роды, смерть близкого человека, сексуальные неудачи), однако в 70% случаев выявить провоцирующий фактор не удается.

Несмотря на разнообразие навязчивых состояний, общим для них является то, что больной относится к себе вполне критически. Многие пациенты скрывают свою болезнь: навязчивые мысли кажутся им настолько ужасными и неприличными, а ритуалы — такими вычурными, что они боятся быть опозоренными, если кто-нибудь узнает об их проблемах.

Читайте также: Природа отвращения: от физиологии к морали и социальным отношениям

Навязчивые мысли: обсессии: в осаде

Навязчивые состояния объединяют в группу обсессивно-компульсивных расстройств (от лат. obsessio — осада, блокада и compulsio — принуждаю). Среди обсессий принято выделять навязчивые влечения, навязчивые мысли, навязчивые сомнения и навязчивые воспоминания.

Навязчивые влечения возникают вопреки разуму и воле больных, нередко противоречат их морально-этическим принципам и тягостно переживаются, тем более что механизм возникновения патологических влечений непонятен и часто порождает чувство страха (например, непреодолимое желание громко выругаться при большом скоплении людей, оскорбить случайного прохожего, или внезапное желание броситься под проходящий поезд либо толкнуть на рельсы близкого человека). Пациенты мучительно опасаются, что то или иное действие когда-нибудь будет реализовано.

К навязчивым можно отнести мысли относительно того был ли совершен дурной поступок или нет. Водитель, например, может быть одержим мыслью, что совершил наезд на пешехода, хотя он и «знает», что толчок автомобиля вызван лежащим на дороге предметом, тем не менее он должен выйти из машины и убедиться, что это был неодушевленный предмет, а не живое существо.

Навязчивые сомнения — назойливо возникающая вопреки логике и разуму неуверенность в правильности совершаемых и совершенных действий. Их содержание различно: навязчивые бытовые опасения (заперта ли дверь, достаточно ли плотно закрыты окна или водопроводные краны, выключены ли газ, электричество), сомнения, связанные со служебной деятельностью (правильно ли оформлен тот или иной документ, не перепутаны ли адреса в деловых бумагах, верно ли сформулированы или исполнены распоряжения) и др. Несмотря на неоднократную проверку совершенного действия, сомнения, как правило, не исчезают, вызывая психологический дискомфорт у страдающего данного рода обсессией.

subscribe

К навязчивым воспоминаниям относятся упорные, неодолимые тягостные воспоминания о печальных, неприятных или постыдных для больного событиях, сопровождающиеся чувством раскаяния и стыда. Они доминируют в сознании больного, несмотря на усилия и старания не думать о них.

Компульсивные ритуалы

Термин «компульсия» используется в достаточно широком смысле для обозначения любых навязчивостей в двигательной сфере, в том числе навязчивых ритуалов.

Навязчивые действия — стереотипные, повторяющиеся, бесцельные движения, которые нередко имеют вид ритуала. Существуют четыре основных вида таких действий: 1) очищение (чаще всего мытье рук и протирание окружающих предметов); 2) проверка чего-либо (например, заперта ли дверь); 3) действия, связанные с одеждой (одевание в особой последовательности, бесконечное расправление одежды); 4) счет (перечисление вслух или про себя домов, столбов, этажей). Даже забавная детская считалка («Царь, царевич, король, королевич…») для больного с навязчивым счетом может стать настоящим мучением. Навязчивый счет в одних случаях представляет собой навязчивую мысль (счет про себя), в других — навязчивое действие (счет вслух, например в такт дыханию). В навязчивом действии есть субъективный компонент — влечение, или компульсия, и объективный — ритуал (вызванные влечением реальные действия, которые могут быть заметны или незаметны для окружающих, например счет в такт дыханию).

Шотландские врачи направили на принудительное лечение от навязчивой мании 19-летнего подростка потратившего на sms-сообщения около 8 тыс. долларов. Юноша отправлял по 700 sms-сообщений в неделю. Как оказалось, большинство посланий предназначались девушке, с которой он расстался. «Я люблю посылать сообщения, это напоминает пинг-понг: отсылаешь, а тебе приходит ответ», — признался молодой человек

Ритуалы всегда сопряжены с чувством незавершенности действий («лучше переделать, чем недоделать»). Так, врач может многократно перечитывать результаты анализов, по несколько раз перезванивать в аптеку, чтобы проверить, правильно ли выписан рецепт. В подростковом и юношеском возрасте, особенно у девушек, часто встречается навязчивое стремление потрогать лицо или поправить волосы (сочетание проверки и очищения). У подростков начинается также и трихотилломания (навязчивое выдергивание волос), а вот графоманией (страсть к так называемому бесплодному писанию), как правило, страдают представители старших возрастных групп.

К компульсиям относят и различные навязчивые движения рук, головы, подергивания, моргания и т.д. Автоматизированный, непроизвольный характер компульсий напоминает тик. Больные могут некоторое время сдерживать подобные движения, однако это требует большого напряжения.

Читайте также: Выученная беспомощность: что делать, если жизнь загнала в угол?

Навязчивые мысли: гипертрофированная защита

Легкие формы навязчивостей, очевидно, имеют приспособительное значение – отвлекают внимание от других, возможно, более неприятных мыслей и переживаний. Сходный оттенок имеют детские игры-ритуалы (например, не наступать на трещины в асфальте или на канализационные люки). Ритуалы могут быть способом подавления гнева, помогают держать себя в руках. Не исключено, что ритуал — это гипертрофированное защитное поведение.

В некоторых случаях в навязчивых состояниях проявляется так называемый запретный либо отвергнутый импульс. На приеме у психиатра молодая мать призналась, что иногда испытывает почти непреодолимое желание воткнуть ножницы своему малышу в голову. Женщина была встревожена подобным «желанием», ведь она так любит ребенка! Сильная любовь, в свою очередь, удерживает под контролем импульс к убийству. Подлинная причина навязчивого желания, возможно, заключается в том, что ребенок рожден от нелюбимого мужчины либо мешает профессиональной карьере матери.

Никогда не бывают безосновательными и суицидальные стремления. Например, желание броситься под мчащийся поезд, хотя и возникает якобы спонтанно, может быть обусловлено ненавистью к самому себе или же с реальным или надуманным чувством вины. Эти желания остаются вытесненными, осознанным является лишь импульс, который и побуждает к совершению того или иного поступка.

Известный английский футболист Девид Бэкхем страдает неврозом навязчивых состояний. Как заявил спортсмен, психологическое расстройство у него выражается в патологическом стремлении наводить чистоту и расставлять вещи в строгой симметрии или попарно.

«Когда я приезжаю в отель, — говорит Бэкхем, — то первым делом собираю все брошюры, книги, буклеты, какие есть в номере и складываю их в ящик — все должно быть в полном порядке». Бекхем рассказал, что уже не раз пытался остановиться, но не смог

Не стоит беспокоиться?

В большинстве случаев невроз навязчивых состояний характеризуется затяжным течением, особенно у людей, нерешительных и застенчивых, склонных к тревожности и мнительности. Традиционно для лечения таких больных применяют психоанализ, гипноз, поведенческую и фармакотерапию. Однако при самостоятельном применении этих методов их эффективность невысока. Кроме того, всем больным необходима психологическая поддержка: объяснение сущности заболевания, сочувствие, создание настроения на излечение.

Иногда навязчивые состояния протекают очень тяжело. Беспрестанные навязчивые мысли и действия приносят больному столько страдания, что их защитная роль, если даже она и была, утрачивается. При тяжелых формах возможна полная утрата трудоспособности.

Легкие формы навязчивостей не требуют лечения. Более того, следует признать, что от многих из них вовсе не стоит избавляться. Не так уж плохо, если человек, отправляясь на работу, вернется с пол-пути, чтобы проверить, выключен ли газ, или, отобедав в ресторане, убедится в правильности счета. Как говорится, если у вас нет мании преследования, это еще не значит, что за вами не следят…

Читайте также: Что нужно знать о конфликтах. Советы психолога

Александра Демецкая

 “Фармацевт Практик”

 

https://rx.ua
ПЕРЕДПЛАТА
КУПИТИ КНИГИ