Статті

Пионер реаниматологии

07/08/2014

Cегодня реанимация прочно вошла в арсенал врачей неотложной помощи, без которой трудно себе представить современную медицину. Однако о том, что создателем реаниматологии и первым, кто применил новый метод для спасения жизни людей на практике, был наш земляк Владимир Неговский, знают далеко не все

Рождение мечты

Владимир Александрович Неговский родился 19 марта 1909 г. в небольшом украинском го­родке Козелец на Черниговщине в семье учителей. У его отца Александра Тимофеевича и матери Варвары Семеновны было 9 детей, с младых лет приученных к труду. Володя, на­пример, выпасал коров на берегах реки Остер.

В юности Владимир Александрович заболел костным туберкулезом и долгое время провел в больнице. Лечение голеностопного сустава требовало длительной госпитализации, и ему пришлось 13 месяцев провести в Киевском институте туберкулеза. Уже тогда юноша решил стать врачом, мечтая, что в его больнице не будет патологоанатомического отделения, потому что никто не будет умирать. Во время болезни Володя, прикованный к постели, много читал, тщательно готовился к экзаменам в медицинский институт. В 1928 г. поехал учиться в Москву, где не было ни родных, ни знакомых, ни крова над головой, поэтому несколько ночей он провел у колонн Храма Христа Спасителя. После пер­вого экзамена ему позволили жить в классной ком­нате одной из школ, где он спал на доске, уложенной на парты.

Владимир Неговский успешно сдал экзамены и стал студентом 2-го медицинского института (в то время — университета). Он получил стипендию и место в общежитии. Среди его преподавателей был профессор Ф.А. Андреев, тот самый, кто еще в 1913 г. издал монографию «Опыты восстановления деятельности сердца, дыхания и функций нервной системы», где описал свои опыты по оживлению собак. Умершей собаке препарировали сонную артерию и в обескровленное сердце шприцом ввели подогретую кровь. Сердце животного забилось — и оно ожило. Опыты, описанные в этой монографии, произвели на студента Неговского неизгладимое впечатление и в значительной степени повлияли на выбор дальнейшей деятельности, ведь кто-то должен был позаботиться, чтобы результаты эксперимента использовались для оживления человека. Это стало мечтой будущего ученого.

Первая в мире

После окончания института в 1933 г. В.А. Неговский некоторое время работал врачом в Московской области, а затем был принят на должность научного сотрудника в пато­физиологическую лабораторию Центрального института гематологии и переливания крови под руководством профессора С.С. Брюхоненко, где проработал с большим увлечением около года. Здесь он приобщился к экспериментам и вскоре опубликовал результаты первой научной работы «Влияние коагуляторов и стабилизаторов крови на изолированную кишку кролика», вместе с тем не забывая о своей мечте и не пропуская ни одного опыта по оживлению экспериментальных животных. Ему и группе молодых сотрудников удалось добиться не только оживления, но и стойкого выживания. Забегая вперед, скажем, что всего Владимир Александрович опубликовал более 400 работ, в том числе 12 монографий и руководств, многие из которых переизданы за ру­бежом на 16 языках.

Молодого ученого не покидала идея восстановления жизненных функций умирающего организма, и в 1936 г., набравшись смелости, он обратился к председателю Совнаркома В.М. Молотову с письмом, где доказывал перспективность и необходимость работы в области оживления организма. Письмо возымело действие, и 19 октября 1936 г. был подписан приказ об организации лаборатории специ­ального назначения по проблеме «Восстановление жизненных процессов при явлениях, сходных со смертью». С этого момента началось формирование научной школы В.А. Негов­ского. Поскольку подобная лаборатория была создана впервые в мире, перед ней стояла цель — изучение общих закономерностей умирания, разработка патогенетически обоснованного метода оживления и восстановления жизненных функций организма. Выдающийся нейрохирург Н.Н. Бурденко, одним из первых оценивший теоретическое и практическое значение нового научного направления, дал согласие разместить эту маленькую лабораторию в Институте нейро­хирургии, который он возглавлял, и помог наладить ее работу.

Фронтовой опыт

В начале Великой Отечественной войны лейтенант медицинской службы В.А. Неговский организует фронтовую бригаду и вместе со своими коллегами немедленно выезжает в полевой госпиталь под Смоленском. Здесь, на Западном фронте, на передовой, впервые экспериментальные исследования проверялись практикой. Более 40 раненых бойцов, находившихся в со­стоянии агонии или клинической смерти из-за массивной кровопотери, ранее обреченные на смерть, были спасены.

Накопленный опыт В.А. Неговский (в возрасте лишь 34 лет!) обобщает в вышедшей в 1943 г. на газетной бумаге (война все-таки) в издательстве «Наркомздрава» монографии «Восстановление жизненных функций организма, находящегося в состоянии агонии или клинической смерти». Эта книга была переведена на английский язык и вышла в восьми выпусках журнала American Review of Soviet Medicine. В 1945 г. издается еще одна книга — «Опыт те­рапии состояний агоний и клинической смерти в войсковом районе» («Медгиз», Москва). В военные годы В.А. Неговский защитил две диссертации: кандидатскую (1942) и докторскую (1943).

Всегда впереди

После окончания войны, начиная с 1946 г., сотрудники лаборатории стали оказывать помощь умирающим больным в Институте грудной хирургии АМН СССР. Лаборатория завоевывала признание и поддержку, и в 1948 г. получила статус самостоятельного научного учреждения (во главе с В.А. Неговским) под названием «Лаборатория экспериментальной физиологии по оживлению организма» АМН СССР.

На пути становления новой науки В.А. Неговский выдвинул понятие клинической и биологической смерти. По его представлению, клиническая смерть — это состояние организма (определяемое, согласно многовековым медицинским канонам, как остановка сердца и прекращение дыхания), которое на самом деле является переходным процессом от жизни к смерти биологической, необратимой. Организм умирает постепенно. Вначале угасают функции более ранимых тканей организма, затем — все более стойкие и филогенетически наиболее древние структуры. Клиническая смерть уже не является жизнью, но еще не является смертью. Следовательно, это состояние обратимо. С остановкой работы сердца и дыхания не следует прекращать борьбу за жизнь человека, и с помощью соответствующих реанимационных мер возможно полноценное восстановление функций организма.

Опыт первопроходцев увлек молодых врачей-энтузиастов из других городов, и Минздрав СССР в 1952 г. издает первую инструкцию по выведению людей из состояния клинической смерти. Но здравоохранение огромной державы не могло рассчитывать на усилия горстки специалистов, и в 1958 г. приказом министра здравоохранения в клиниках СССР начинают создавать отделения реанимации. Координирование этой не­простой работы возложили на лабораторию В.А. Неговского. В результате всего за два десятилетия в стране была создана новая отрасль медицины, названная ее создателями «реаниматологией».

Попасть в лабораторию В.А. Неговского и стажироваться в ней почитали за честь как соотечественники, так и зарубежные ученые. Работы, которые велись в лаборатории, опережали свое время, несмотря на то, что в старом, неприспособленном здании рабо­тали всего лишь несколько десятков сотрудников во главе со своим учителем. В 1977 г. ее переименовали в Научно-исследовательскую лабораторию общей реаниматологии АМН СССР, а в 1985 г. — Научно-исследовательский институт общей реаниматологии АМН СССР (ныне — Российской АМН). В 1985–1988 гг. Владимир Александрович был директором, а затем советником созданного им института. Умер он 2 августа 2003 г. в Москве.

«Падре реанимационе»

Сегодня работу сердца и дыхание восстанавливают современные медицинские аппараты. В частности, сердце за­пускают с помощью дефибриллятора — мощного разрядного устройства, подающего (через кожу интактной грудной клетки) 25-ампер­ный двухфазный электрический импульс Гурвича (по имени изобретателя первых дефибрилляторов, воспитанника лаборатории В.Н. Неговского). За цикл исследований по разработке и внедрению в медицинскую практику электроимпульсного метода лечения аритмий сердца группе ученых, в состав которой вошли проф. Н.А. Неговский и д-р мед. наук Н.Л. Гурвич, в 1970 г. была присуждена Государственная премия СССР. К разработкам Института реаниматологии, руководимого Владимиром Александровичем, относится и внедрение в клинику заменителя донорской крови — перфторана, именуемого «голубой кровью», а также многие другие изобретения.

Последователями школы академика Российской АМН В.А. Неговского считали и считают себя ученые многих стран мира. Он был избран членом Французской, Словенской и Познанcкой академий, почетным членом Европейского совета по реанимации и Международного совета по медицине оживления и неотложных состояний, а также награжден золотыми и серебряными медалями ряда академий и университетов мира. С особым уважением к нему относились американцы и итальянцы. Последние назвали Владимира Александ­ровича Padre reanimazzione и включили его в список наиболее знаменитых врачей ХХ в.

Подготовил Руслан Примак

“Фармацевт Практик” #9′ 2013

https://rx.ua
ПЕРЕДПЛАТА
КУПИТИ КНИГИ