Статті

Призрак прибыльности аптечного бизнеса

11/05/2012

Минувший 2011 г. принес большие перемены всем участникам аптечного рынка, а неутешительные тенденции текущего года сулят дальнейшее ухудшение ситуации на фармрынке. Анализу внутренней и внешней политики фармацевтического бизнеса была посвящена конференция Всеукраинской общественной организации «Аптечная профессиональная ассоциация Украины», которая состоялась 6 апреля 2012 г

Как развеять мифы?

Распространение ложных мифов о свехприбыльности фармбизнеса — перво-причина возникновения нездоро-вого ажиотажа и разрушительных тен-денций, стремительной волной захлестнувших фармацевтический рынок. Это вызвало особый интерес высших инстанций и привлекло внимание непрофессионалов, стремящихся по-быстрому срубить легких денег.

Как отметили участники конференции, в стоимость фармацевтической продукции заложено 76% цены производителя, 4% составляют расходы дистрибьюторов и 20% — это предусмотренная законодательством розничная наценка. Как можно удешевить лекарственные препараты и изделия медицинского назначения? Только за счет снижения требований, предъявляемых к качеству лекарственных препаратов, к условиям их хранения и транспорти-ровки. Таким образом, уменьшение стоимости возможно исключительно за счет ухудшения качества лекарств, что нанесет вред здоровью населения Украины. Профессионалы фармацевти-ческой отрасли категорически не согласны идти таким путем.

Заложники имиджа 

Профессия фармацевта предполагает заботу о здоровье, поэтому все специалисты рынка ищут выход из сложившейся ситуации. Итоги 2011 г. неутешительны: 29% аптечных пред-приятий закончили год с убытками, ликвидность 30% — ниже 1, прибыльность подавляющего большинства аптек составляет 1–1,5%.

Ситуация усугубляется пропагандой, в черных красках расписывающей фармацевтов. Больше всего от этого страдают первостольники, непосредственно выслушивающие негативные замечания от покупателей, которые верят масс-медиа и тому, что говорят с высоких трибун.

Анализ цен на фармацевтическом рынке в 2011 г.  убедительно доказал — если бы государство не вмешивалось в процесс регуляции стоимости фармацевтической продукции, цены бы снижались в результате внутренней конкуренции 

Профессионалы не сдаются

Главное — не сдавать позиций качества, элиминировать недобросовестных участников фармрынка, повышать открытость и публичность. Несмотря на трудности, необходимо формировать позитивный имидж аптечного работника и активизировать прямое взаимодействие с пациентами, считают участники конференции. Пришло время сесть за стол переговоров с представителями производителей и дистрибьюторов.

Что может спасти аптечный бизнес? Во-первых, оптимизация логистики: необходимо избавиться от остатков на складах и замороженных товаров. Во-вторых, развитие категорийного менеджмента. В этом вопросе существенную помощь могут оказать производители, которые знают о своей продукции все и в большинстве случаев готовы обучать персонал аптек. В свою очередь аптеки имеют возможность заинтересовать изготовителей, открыв отчетность по продажам. Таким образом, производители смогут осуществить мониторинг реальной реализации своей продукции, а аптечное предприятие — привлечь дополнительное финансирование в виде маркетинговых бюджетов.

Всестороннее взаимодействие с производителями является очень перспективной и неизбежной тенденцией развития фармрынка в ближайшем будущем.

Татьяна Кривомаз

«Фармацевт Практик» #05′  2012

https://rx.ua
ПЕРЕДПЛАТА
КУПИТИ КНИГИ