ПрактикаСтатті

Реклама лекарственных средств: потенциальные риски нарушения конкурентного законодательства

07/08/2012

Несколько последних лет украинский фармрынок стал объектом пристального внимания Антимонопольного комитета Украины. Что необходимо знать участнику фармрынка, чтобы не стать нарушителем конкурентного законодательства, рассказала адвокат Виктория Пташник, ассоциированный партнер юридической компании «Правовой Альянс».

В первую очередь адвокат обратила внимание на нормативные акты, регулирующие конкурентные отношения на рынке. Это ЗУ «О защите от недобросовестной конкуренции», ЗУ «О защите экономической конкуренции», ЗУ «Об Антимонопольном комитете Украины», «Положение о территориальном отделении Антимонопольного комитета Украины» (распоряжение АМКУ № 32-р от 23 февраля 2001 года), «Правила рассмотрения заявление и дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции» (распоряжение АМКУ № 6 от 19 апреля 1994 года), Информационное письмо АМКУ № 21-15/02-1244 от 17 февраля 2009 года.

Конкурентное законодательство устанавливает три вида нарушений:

  • Сравнительная реклама: сравнение с товарами, работами, услугами или деятельностью другого субъекта хозяйствования, если приведенные не подтверждены фактическими данными, недостоверны, необъективны, неполезны для потребителей;
  • Дискредитирование субъектов хозяйствования: распространение в любой форме неправдивых, неточных или неполных сведений, связанных с лицом или деятельностью субъекта хозяйствования, в том числе относительно его товаров, которые нанесли или могли нанести ущерб деловой репутации субъекта хозяйствования;
  • Распространение информации, вводящей в заблуждение.

Составляющие нарушения в виде распространения рекламы, вводящей в заблуждение:

  • Пребывание рекламодателя в конкурентных отношениях;
  • Наличие в рекламе неполных, неточных или неправдивых сведений;
  • Фактическое распространение рекламы;
  • Формирование у потребителей рекламы неверного представления о рекламированном товаре, работе, услуге;
  • Фактическое или потенциальное влияние рекламы на намерение потребителя рекламы приобрести или реализовать товар, работу, услугу работодателя;
  • Достижение рекламодателем неправомерных преимуществ в конкуренции.

За эти нарушения предусмотрена ответственность в размере до 5% дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) субъекта хозяйственности за последний отчетный год, предшествовавший году, в котором налагается штраф. Если дохода (выручки) нет или ответчик не предоставил сведений о размере дохода (выручки), предусматривается штраф в размере до 10 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан.

Введение потребителя рекламы в заблуждение

Форма нарушения

Описание нарушения

Указание информации, вводящей в заблуждение
  • Указание недостоверной информации;
  • Указание фактически правильной информации, если такая информация вводит или может ввести в заблуждение;
  • Указание информации, которая приводит или может привести к принятию решения о совершении сделки, если потребитель не принял бы таковое в ином случае.
Неуказание информации,что вводит в заблуждение
  • Неуказание существенной информации, необходимой среднестатистическому потребителю для принятия информированного решения по сделке;
  • Сокрытие или предоставление нечетко, несвоевременно, двусмысленно, в непонятной форме существенной для потребителя информации;
  • Неуказание коммерческого характера (намерения), коммерческой деятельности, если это не очевидно из контекста информации.

Типичные виды нарушений в рекламной деятельности фармацевтических компаний

Вид информации

Зоны риска

Информация о безопасности лекарственного средства
  • Прямые утверждения о безопасности при наличии противопоказаний и/или возможных побочных реакций;
  • Указания неполных сведений о возможных побочных реакциях;
  • Отсутствие указания на возможные побочные реакции при их наличии.
Информация о фармакологических свойствах лекарственного средства
  • Указание терминов «лечение», «лечит» без уточнения фармакологических свойств;
  • Указание иных общих, преувеличенных или неуточненных сведений о фармакологических свойствах;
  • Указание неподтвержденных характеристик фармакологических свойств («быстро», «надежно», т.п.).
Информация об исключительности или иной отличительной характеристике от других лекарственных средств
  • Утверждения о сроке присутствия лекарственного препарата на рынке Украины;
  • Утверждения об исключительности состава лекарственного средства.

Примеры информации, вводящей в заблуждение:

  • Неправдивая информация на упаковке препарата «Бронхомед»: «Не имеет побочного действия». На нарушителя наложен штраф.
  • Реклама препарата «Лисобакт»: «безопасное лечение детей и взрослых». Согласно инструкции, препарат противопоказан детям до трех лет и в отдельных случаях может вызывать побочные эффекты (аллергические реакции). Нарушение прекращено выполнением рекомендации АМКУ.
  • Реклама препарата «Тусавит»: «Быстро лечит кашель». На самом деле облегчает отхождение слизи и смягчает кашель. Нарушение прекращено выполнением рекомендации АМКУ.
  • Неточная информация о препарате «Эдем»: «Быстро и безопасно помогает избавиться от любых симптомов аллергии». Согласно инструкции, препарат не снимает симптомы бронхиальной астмы, анафилактического шока и др. Нарушение прекращено выполнением рекомендации АМКУ.
  • Неправдивая информация о препарате «Доллар»: «Новое имя известного препарата». Было создано ложное впечатление, что препарат давно существует на украинском рынке. На нарушителя был наложен штраф.
  • Неправдивая информация о препарате «КларитроСандоз XL»: только этот препарат содержит антибиотик Clarithromycin. Данное действующее вещество входит в состав 62 препаратов, зарегистрованных в Украины. На нарушителя был наложен штраф.

Типичные виды нарушений рекламодателей – собственников аптек

  • Распространение информации, вводящей в заблуждение о размерах цен на лекарственные средства;
  • Распространение информации, вводящей в заблуждение о проводимых акциях, скидках на лекарственные средства;
  • Распространения информации, вводящей в заблуждение о социальной направленности аптек.

Примеры распространения собственниками аптек информации, вводящей в заблуждение

  • ООО «Столичный Медицинский Альянс»: реклама «Цены у нас – самые низкие!». На нарушителя был наложен штраф.
  • ООО «Донбасская фармацевтическая компания»: информация на фасаде аптеки «Лекарства становятся доступнее: -5% на все медикаменты». На самом деле скидка предоставлялась только льготным категориям граждан. На нарушителя был наложен штраф.
  • ООО «Фалби-Луганск», ЧП «Лугмедторг»: вывески аптек содержали надпись «социальная программа аптека» и «социальная аптека», хотя эти аптеки не предоставляли социальные услуги согласно ЗУ «О социальных услугах». На нарушителей был наложен штраф.

Сотрудничество с АМКУ

Для предупреждения нарушения в органы АМКУ можно направить заявление на получение разъяснения относительно планируемой рекламы. Однако эта практика имеет некоторые недостатки. Во-первых, разъяснение имеет рекомендательный характер и не является окончательной позицией АМКУ. Во-вторых, при внесении изменений в рекламу необходимо подать заявление для получения нового разъяснения. В-третьих, срок рассмотрения рекламы составляет 30 календарных дней со дня поступления заявления в органы АМКУ. В-четвертых, орган АМКУ может прийти к выводу о недостаточности предоставленной заявителем информации для предоставления однозначного заключения.

Распространенные источники получения органами АМКУ информации о нарушениях

  • Отраслевые торговые выставки, форумы,семинары;
  • Теле-, радиосообщения;
  • Информация из печатных СМИ;
  • Информация из Интернета;
  • Результаты исследования рынков;
  • Проведение контрольных закупок;
  • Иные источники: информация от потребителей, конкурентов, органов власти.

Оспаривание решений органов АМКУ

Органы АМКУ

Суд

Проверка

Пересмотр

Хоз. суд

Админ. суд

Обращение на протяжении 2 месяцев со дня получения решения. Срок для обращения определяется от срока исполнения решения до 5 лет в зависимости от оснований пересмотра. Обращение на протяжении 2 месяцев с момента получения решения.

_____

Рассмотрение не более 2 месяцев.

_____

Рассмотрение на протяжении 2 месяцев со дня получения искового заявления. Рассмотрение в разумный строк, но не более 1 месяца со дня открытия производства по делу.

При осуществлении комплексного анализа юрист порекомендовала обратить особое внимание на такие составляющие и характеристики рекламы:

Составляющие, характеристики рекламы

Примечание

Незначимые утверждения Допустимы к преувеличению незначимые утверждения, которые не касаются, в частности, здоровья, безопасности, эксплуатационных качеств или цены товара и очевидно не могут повлиять на решение потребителя приобрести или воспользоваться товаром
Четко выраженные утверждения Степень четкости и непосредственности предоставления информации – обязательная составляющая анализа
Неполная информация Упущение важной информации, которая может изменить понятную для потребителя сущность, недопустимо
Раскрытие уточняющей информации Уточняющая информация должна быть понятной и заметной. Цель указания уточнений – разъяснение или ограничение содержания основной информации
Общее впечатление от рекламы Контекст информации, аудиальные, визуальные и другие комплексные средства, применяемые в рекламном сообщении, обязательные составляющие анализа

Чего стоит избегать в рекламировании лекарственных средств:

  • Оценочных понятий таких, как «быстро», «сильно», «надежно», «значительно»;
  • Описания терапевтических свойств словами «выводит», «снимает», «устраняет»;
  • Слов и словосочетаний типа «лечит», «безопасное», «уникальное»;
  • Отсутствия указания о возможных побочных действиях;
  • Указания сведений, не подтвержденных инструкцией для медицинского применения препарата и без ссылок на другой источник;
  • Застарелые источники информации.

Адвокат В. Пташник посоветовала рекламодателям и изготовителям рекламы перед запуском рекламной кампании проводить комплексный анализ рекламы, включая:

  • Анализ каждой составляющей рекламного блока на наличие неполных, неточных и неправдивых сведений;
  • Анализ восприятия каждой составляющей рекламы в данном контексте;
  • Анализ общего впечатления от рекламы.

+Елена Новицкая

Вам також буде цікаво це:

https://rx.ua
ПЕРЕДПЛАТА
КУПИТИ КНИГИ