ПсихологіяСтатті

В плену иллюзий, или Не верь глазам своим!

02/09/2016

Зрение – один из удивительнейших даров, которыми природа наградила человека. До 90% информации о мире мы получаем «через глаза». Со школьной скамьи мы приблизительно представляем себе, как работает зрительный анализатор: квант света попадает на светочувствительные клетки, инициирует фотохимические реакции, в результате которых генерируется и передается в головной мозг электрический сигнал. Однако что происходит дальше? Как из миллиардов импульсов в мозгу «складывается» цельная четкая картинка? Насколько воспринимаемый отдельным человеком зрительный образ адекватен реальности?

Illus1

Рис.1.

Или, иначе говоря, мы видим то, что есть, то, что хотим увидеть или то, что можем увидеть? Исследованием того, каким образом мы воспринимаем окружающий мир, ученые заняты уже не один десяток лет. Один из интереснейших экспериментальных подходов в этой области – изучение зрительных иллюзий.

 

Рис.2.

Рис.2.

Взгляните на рис. 1 и скажите, какой круг больше – тот, который окружен маленькими кругами или же тот, что окружен большими? Большинство из нас уверенно ответит: конечно, первый. Взяв линейку, легко убедиться в том, что на самом деле они одинаковы!

Читайте также: Глаза: окна в мозг

А что, по вашему мнению, изображено на рис. 2? Лестница, ступенчатая ниша или просто серая полоска бумаги, сложенная гармошкой?

Рис.3.

Рис.3.

А которая из двух линий – А или В – является продолжением линии С (рис.3)? Неискушенный наблюдатель, наверняка проголосует в пользу линии А… и ошибется! На одной прямой лежат В и С.

 

Иллюзорная перспектива

Иллюзии – это искаженное, ошибочное восприятие объектов, явлений. Со зрительными иллюзиями нам приходится сталкиваться чуть ли не каждый день, но обычно мы не замечаем их или же не расцениваем как иллюзии. Действительно, разве мы задумываемся над тем, что изображение на экране в кино либо в телевизоре это ряд сменяющихся кадров, сливающихся в движущуюся картинку? Разве мы отдаем себе отчет, что наша тучная коллега вдруг неожиданно «похудела», просто верно подобрав фасон и расцветку одежды, визуально сужающие фигуру? Кстати, если первый пример зрительной иллюзии обусловлен особенностями функционирования глаза и имеет чисто физиологическое объяснение, то в разгадке второго не обойтись без помощи психологов. Еще римский философ Тит Лукреций Кар (I в до н.э.), рассуждая о восприятии органами чувств предметов и явлений, писал в поэме «О природе вещей»:

«Наши глаза познавать не умеют природу предметов,
А потому не навязывай им заблужденье рассудка».

Вот и пытаются психологи разобраться в «заблуждениях рассудка», рождающих те или иные зрительные иллюзии.

Illus4

Рис.4.

Одна из проблем, занимающих ученых, как на основе двухмерного изображения на сетчатке в сознании воссоздается трехмерный видимый мир, мир, имеющий глубину. Вероятнее всего, человек на основании своего опыта, но совершенно бессознательно использует определенные признаки глубины и удаленности, например, принцип перспективы, предполагающий, что все параллельные линии сходятся на уровне горизонта, а размеры объекта по мере его удаления от наблюдателя пропорционально уменьшаются. В результате сходящиеся и расходящиеся линии даже на совершенно плоском изображении могут ввести нас в заблуждение. Взгляните на рис. 4. Какой из отрезков длиннее – АВ или ВС? Очевидно, что АВ, ответите вы, и будете не одиноки в своем заблуждении. Большинство испытуемых утверждает, что длина левого отрезка на 25-30% превышает длину правого. На самом деле они равны!

Читайте также: Где границы человеческого тела?

Психологи полагают, что человек бессознательно интерпретирует данную картинку как плоское изображение в перспективе. Стрелочки на концах отрезков создают признаки перспективы, и человеку кажется, что отрезки расположены на разной глубине относительно наблюдателя. Те фрагменты рисунка, которые кажутся более удаленными, воспринимаются, соответственно, большими по размеру.

Привычкой видеть все «в перспективе» психологи объясняют также следующий феномен: длина

Рис. 5,6.

Рис. 5,6.

вертикальных линий воспринимается нами как большая по сравнению с объективно равными им горизонтальными. На рис.5 вертикальная линия воспринимается как более длинная, хотя, как вы уже, наверное догадались, она равна по длине горизонтальной. Высота фигуры на рис.6 также кажется большей, чем ее ширина, хотя в действительности фигура имеет форму квадрата.

У некоторых народностей, например, в африканском племени зулусов постройки лишены строгих вертикальных и горизонтальных линий. Вокруг них доминирует объекты округлой формы, поэтому привычные для западной культуры представления о перспективе для них не характерны. Так вот в отличие от нас, зулусы не подвержены представленным выше оптико-геометрическим иллюзиям. получается, что иллюзии восприятия могут определяться культурной традицией.

Рис.7.

Рис.7.

«А это как посмотреть!»

Нет сомнения в том, что восприятие человеком окружающего мира зависит от его опыта и багажа

знаний. Привычки, стереотипы, желания индивида могут обеспечить не только избирательность восприятия, но и привести к иллюзии. Сам того не подозревая, человек ищет нужную форму, цвет или другое отличительное качество объекта среди представленных во внешнем мире. Символ в центре рис. 7 – буква или цифра? Если рассматривать горизонтальный зрительный ряд, состоящий из букв, то в центре четко читается буква «В» – к этому наблюдатель подготовлен буквенным рядом. Если смотреть на вертикальный ряд, то окажется, что это вовсе не буква, а цифра 13 – к такому решению нас подталкивают цифры 12 и 14.

Рис.8.

Рис.8.

А на рис. 8. в зависимости от контекста один и тот же символ воспринимается как буква H или A.

Избирательность восприятия проявляется

Рис.9.

Рис.9.

еще в одном типе зрительных феноменов – двойственных изображениях, где фигура и фон могут как бы меняться местами. Классический пример фигуры и фона – ваза Эдгара Рубина (рис. 9). На рисунке можно увидеть вазу, а можно – два лица.

Читайте также: Как человек хранит воспоминания, или Загадки памяти

Известным мастером зрительных иллюзий, в том числе, основанных на вариантах восприятия фигур и фона, был голландский художник Морис Эшер (1898-1972). Яркий пример – черные и белые птицы на его известной картине «День и ночь».

Рис.10.

Рис.10.

«Глазные» фокусы

Какой из внутренних квадратов на рис. 11 больше? Черный или белый? Наши глаза «голосуют» за белый, хотя линейка доказывает, что квадраты идентичны по размеру. Почему? В данном случае иллюзия обусловлена чисто физиологическим эффектом –– иррадиацией возбуждения в сетчатке глаза, за счет которой светлые предметы на черном фоне воспринимаются как более крупные, чем объективно равные им черные предметы на светлом фоне. Они как бы захватывают часть темного фона. Любопытно отметить, что зная о данном свойстве черного цвета скрадывать размеры, дуэлянты в XIX веке предпочитали стреляться именно в черных костюмах в надежде на то, что противнику будет сложнее попасть в визуально уменьшенный объект.

Рис.12.

Рис.12.

С особенностями функционирования сетчатки глаза связаны также иллюзии движения. На рис.12 представлена одна из картинок профессора психологии Акийоши Китаока (Япония), известного специалиста по исследованию феноменов зрительного восприятия. Создается впечатление, что круги вращаются, а ведь они совершенно неподвижны!

Знание и правильное использование свойств зрительных иллюзий позволяет подчеркнуть красоту правильной фигуры, а также придать нестандартной или полной фигуре определенный визуальный эффект. В последнем случае модельеры используют два разных метода: подчеркивание достоинств фигуры (французский метод) и скрытие недостатков. Например, тонкую талию полной женщины можно подчеркнуть кроем одежды или красивым поясом, привлекающим внимание. С другой стороны, ту же фигуру можно просто одеть в прямое платье в продольную полоску.

В жизни современного человека, пожалуй, наибольшее значение приобрела такая удивительная иллюзия как кино и телевидение. Она основана на инерционности зрительной системы. Наблюдателю в течение нескольких секунд предъявляют статичную светящуюся точку в одном месте экрана, а через 60-80 мс показывают ее в другом месте. Человек видит не два разных объекта, вспыхнувших в разных местах, а перемещение объекта из одного положения в другое. Благодаря этому эффекту мы видим на экране не ряд быстро сменяющих друг друга кадров, а единую движущуюся картину.

subscribe

Интересно, что показ первой киноленты братьев Люмьер «Прибытие поезда» вызывал у зрителей не только восторг и удивление, но и страшную панику. Они вскакивали с мест, боясь быть раздавленными приближающимся поездом. За подобной реакцией скрывается всем знакомая зрительная иллюзия: если человеку продемонстрировать световое пятно, которое вдруг начнет расширяться во все стороны, ему покажется, что оно движется прямо на него, а не просто увеличивает свой размер. Причем эта иллюзия настолько сильна, что заставляет зрителя невольно отстраниться от экрана, как от объекта, представляющего угрозу. Получается, что когда нет однозначной информации об изменении формы объекта, зрительная система предпочитает увеличение изображения на сетчатке трактовать как приближение объекта, а не как увеличение его размеров.

В заключение хочется напомнить, что зрительные иллюзии – не просто забава. Их широко используют в своей работе не только фокусники, но и парикмахеры, визажисты, модельеры, дизайнеры. Чтобы комнаты смотрелись просторнее их окрашивают в светлые тона. Чтобы человек выглядел более стройным, длинноногим или широкоплечим ему шьют одежду специально подобранного фасона и расцветки. Чтобы глаза казались больше а, например, нос меньше, используют определенные приемы макияжа. Зрительные иллюзии часто играют с нами злые шутки, однако опыт показывает: их можно поставить себе на службу.

Подготовила Татьяна Ткаченко

“Фармацевт Практик”

https://rx.ua
ПЕРЕДПЛАТА
КУПИТИ КНИГИ