ЖизньСтатті

Конкурс «Панацея – 2014» : Итоги развития фармрынка в 2013 году

07/05/2014

Для многих участников фармрынка прошедший год был не простым. Завершение первого полугодия происходило на фоне общих кризисных явлений, обусловленных сезонным спадом потребления ЛС. Во втором полугодии рынок попытался наверстать упущенное.

Объем розничных продаж в 2013 г. составил 3,06 млрд грн., что в натуральном выражении соответствует 1,5 млрд упаковок. По сравнению с 2012 г. рост рынка был более чем скромным. В стоимостном выражении прирост продаж составил 2,4%, в упаковках — снизился на 7,6%. Причем в первом полугодии темп прироста продаж составил 3,9% (в грн.), тогда как во втором — всего 1%. В то же время рынок продемонстрировал снижение продаж в упаковках: в первом полугодии на 4,9%, во втором — на 10,2%.

Рост объема продаж в денежном эквиваленте происходил на фоне повышения средневзвешенных розничных цен. Так, рост цен на товары, продаваемые в аптечной рознице, составил +10,8% по сравнению с таковым в 2012 г. Разница в тенденциях по полугодиям сохраняется: средневзвешенные розничные цены в первом полугодии выросли на 9,3%, во втором — на 12,5% по сравнению с аналогичным периодом 2012 г.

Резюме. Драматизм прошлого года заключался в высокой волатильности, сопровождавшей розничные продажи. На фоне снижения потребления рынок пытался удержать денежные объемы за счет повышения цен. Если рассматривать структуру продаж с точки зрения категорий товаров, то на фоне более чем умеренного роста продаж ЛС (+1,6% в денежном выражении) довольно интенсивно возрастали продажи в таких сегментах:

  • биологически активные добавки (БАД) +11,6%
  • медицинская техника +14,1%
  • все товары косметической группы +9,4%
  • изделия медицинского назначения (ИМН) +8,2%.

 

Рост продаж в этих группах происходил в основном на фоне повышения средних розничных цен. Однако такое утверждение является не совсем корректным, поскольку указанные выше процессы сопровождались изменением ассортиментного состава, когда в структуре продаж на смену дешевым пришли более дорогие товары.

В ключевой товарной группе аптечной розницы — ЛС — объем продаж составил 2,51 млрд грн., в упаковках — 0,94 млрд шт. Темпы прироста ЛС +1,6% (в денежном выражении); -9,6% в упаковках на фоне роста средней взвешенной розничной цены +12,4%.

В сегменте ЛС отмечен среднегодовой рост цен (12,7%) по сравнению с 2012 г., особенно выраженный во втором полугодии. Это не обязательно могло быть вызвано буквальным подорожанием товаров. Цены могли возрасти в результате изменения ассортиментного состава и подорожания товаров.

Динамика розничного рынка, сегментов БАД и ИМН за 2009–2013 гг. представлена на рисунке.

Далее представлен более детальный анализ динамики двух растущих перспективных рынков — БАД и ИМН.

Рынок ИМН растет быстрыми темпами. Если в 2009 г. сумма аптечных продаж составила 196 млн грн., то в 2013 г. — 823 млн грн. При этом в натуральном выражении в аптечной рознице в 2009 г. было продано 19 млн упаковок ИМН, а в 2013 г. — 98 млн!

Однако темпы роста сегмента замедляются. Так, положительная динамика продаж в стоимостном выражении в 2011/2010 гг. составила 30%, в 2012/2011 — уже 13%, а в 2013/2012 — всего 8%. В натуральном выражении картина такая же: +34, +25 и +6% соответственно.

По сравнению с сегментом ЛС группа ИМН демонстрирует высокие темпы роста, свидетельствующие о том, что рынок еще не насыщен товарами. Примечательно, что на фоне увеличения объемов рынка ИМН в денежном выражении и в упаковках средневзвешенные цены на товары снижаются. Если в 2009 г. наибольшее количество упаковок было куплено по 10,2 грн., то в 2011 г. — уже по 9 грн., а в 2013 г. — по 8,4 грн.

87% продаж группы ИМН составили товары медицинского назначения (ТМН), товары для планирования семьи (ПС) и медтехника. Развитие сегмента ТМН, кроме традиционных продаж медицинских аптечек, перчаток и шовного материала, было обусловлено формированием новых потребительских сегментов: компрессионный трикотаж, бандажные изделия, различные тесты (кроме тестов на беременность) и ортопедические стельки. Потребительский спрос на ТМН не падает, снижаются только темпы прироста. Так, в 2013 г. продажи ТМН в упаковках выросли на 12% по сравнению с 2012 г., в денежном — незначительно повысились (+2,7%).

69% товаров для ПС заняли средства контрацепции, продажи которых в стоимостном выражении в 2009 г. составили 75 млн грн., а в 2013 г. — 172 млн грн. За рассматриваемый период сегмент тестов для определения беременности увеличился втрое в стоимостном выражении. Однако с 2011 г. потребительский спрос этой группы товаров падает (2011–2012 гг. — период стагнации: -0,25%, -0,6%; в 2013 — 6,3%.) Эту тенденцию пытались компенсировать ростом цен, что в 2013 г. было характерно для многих групп аптечных товаров.

Выбор потребителя в пользу отечественных товаров в двух основных группах ИМН разный. Если в сегменте ТМН это почти паритет, с небольшим преимуществом украинских производителей (43% — импортные, 57% — отечественные), то в группе товаров для ПС покупатель все же предпочитает импортные товары (99%).

ТОП-10 товаров с динамикой продаж в 2013 г. и долей в своей категории товаров представлены в табл. 1.

Объем продаж БАД в 2013 г. составил 926 млн грн. В 2009 г. в этом сегменте было продано товаров на 521 млн грн. В стоимостном выражении прирост составил +11,6%, в натуральном — отмечено падение на 3,7%.

В 2013 г. 64% рынка БАД заняли средства, действующие на пищеварительную систему. В рейтинге долевого распределения денежных объемов второе и третье места заняли БАД, действующие на мочеполовую систему (10,2%) и органы чувств (6,3%). Доля средств, действующих на пищеварительную систему, постепенно уменьшается и в 2009 г. продажи этой группы составили 70%. В 2009 г. продажи группы товаров, действующих на органы чувств, составили 10%. Мощно растет группа средств, действующих на мочеполовую систему, но прирост 5,4% в 2013/2012 гг. свидетельствует о насыщении этого рынка.

Рост внутри группы был неравномерным. Так, в 2013 г. высокие темпы (50% и выше) были у следующих категорий товаров:

  • средства по уходу за полостью рта +77%
  • противопростудные препараты +76%
  • антипохмельные средства +52%.

 

Значительно уменьшились продажи в стоимостном выражении:

  • противомикробные и противовирусные средства -68%
  • продукты детского питания -31%
  • средства для устранения никотиновой зависимости -26%
  • средства по уходу за волосами -24%.

 

Отечественные БАДы не намного уступают импортным по суммарному объему продаж. В 2013 г. доля импортных БАД составила 59%, а украинских — 41%. Но потребительский спрос (упаковки) на отечественные БАД упал (-6,5%), а на импортные — возрос (+2,7%). В стоимостном выражении выросли как импортные (+10%), так и отечественные (+14%) БАД.

Украинские производители пытались ростом цен компенсировать потерянные объемы продаж. ТОП-10 БАД с динамикой продаж в 2013 г. и долей в своей категории товаров представлены в табл. 2.

В 2014 г. аптечная розница в гривневом эквиваленте будет расти только за счет инфляционной составляющей или в результате ввода новых, более дорогих товаров. В натуральном выражении рынок продолжит сокращаться. Сегменты ИМН и БАД имеют более оптимистичные прогнозы — они будут расти как в стоимостном, так и натуральном выражении.

Аналитический партнер компания ООО «Бизнес-Кредит»

“Фармацевт Практик” #4-5′ 2014

https://rx.ua
ПЕРЕДПЛАТА
КУПИТИ КНИГИ