ЖизньСтатті

Откуда произошла акупунктура

01/04/2014

По преданию, в Древнем Китае жил земледелец, у которого часто болела голова. Однажды, обрабатывая поле, он случайно ударил мотыгой по ноге. Земледелец с удивлением обнаружил, что голова перестала болеть. После этого случая, как только возникала головная боль, он целенаправленно нажимал точку, по которой ударил мотыгой, и боль проходила. Так родилась акупунктура

Первоисточники

Имя третьего императора Китая Хуан Ди, правившего в Поднебесной более 4,5 тыс. лет назад, овеяно легендами. Ему приписывают множество славных дел — от изобретения колеса и письменности до создания медицинского трактата под названием «Хуан Ди нэй цзин» («Канон Желтого императора о внутреннем»).

Трактат написан в виде диалогов Хуан Ди с шестью сановниками и состоит из двух частей: «Су-вэнь» («Вопросы о простом») и «Лин-шу» («Ось духа»).

В «Су-вэнь» собеседники говорят о жизненной энергии ци, которая подобно потокам воды циркулирует по невидимым глазу каналам, обеспечивая жизнедеятельность организма. Рассуждают о единстве и борьбе двух противоположных начал — инь и ян, а также о том, что когда между ними нарушается равновесие, возникают болезни. И при этом отмечают, что дисгармония инь и ян может быть следствием «воздействия ветра, дождя, жары, холода, влажности, радости или расстройства».

И вместе с тем в беседах о долголетии связывают преждевременную — до 100-летнего возраста — смерть с совершенно иными причинами: половыми сношениями в состоянии опьянения, регулярным употреблением вина вместо воды и привычкой лгать.

В «Лин-шу» ведутся беседы о практическом применении иглоукалывания: о девяти (!) формах металлических игл, о различных типах укалывания и некоторых методах сочетания «жизненных» (акупунктурных) точек, под которыми подразумеваются «места, в которых ни кожа, ни мышцы, ни кости не препятствуют ци и ее движению внутрь и наружу». И только в самом начале беседы придворный лекарь Ци Бо, отвечая на вопрос императора, говорит: «Из всех принципов акупунктуры начальным является существование основных каналов. С одной стороны, они отражают нормальную физиологическую функцию и патологические изменения в организме, а с другой — по ним можно судить о его жизнеспособности, определять любую болезнь, нормализовать соотношение полноты (ян) и пустоты (инь), использовать их как руководство в лечебной практике, поэтому каналы нельзя не знать».

В V ст. появляется еще один фундаментальный трактат под названием «Хуан Ди ба ши и нань цзин» («Канон восьмидесяти одной трудности, содержащейся в Каноне Желтого императора о внутреннем»). Авторство трактата приписывается врачу по имени Бянь Цюэ, который прославился тем, что с помощью иглоукалывания излечил от «обморока мертвецов» (то есть глубокой комы) сына правителя княжества Гуо.

Но это к слову. Главное, что в «Каноне трудностей» Бянь Цюэ уделяет внимание не только физиологии, патологии и диагностике болезней, но и впервые описывает ход 12 основных каналов, излагает принципы стимуляции и седатации, разъясняет функции и воздействие множества «жизненных» точек.

Безусловно, за прошедшие годы врачи написали сотни, если не тысячи книг об акупунктуре. Но, как считают специалисты, по значимости их вряд ли можно сравнить с «Каноном трудностей» и тем более с «Каноном Желтого императора».

Обучение

Веками секреты искусства иглоукалывания передавались от отца к сыну. И так продолжалось до 624 г., когда по высочайшему повелению императора Гао-цзу при Императорской медицинской канцелярии был создан медицинский факультет, состоявший из четырех отделений:

  • отделения общей медицины (164 человека);
  • отделения массажа (36);
  • отделения заклинаний и магии (21);
  • отделения акупунктуры (52).

Современники описывают четвертое отделение скупо, буквально несколькими фразами: «Доктор иглоукалывания — 1 человек, помощник доктора иглоукалывания — 1 человек, наставники по иглоукалыванию — 10 человек, мастера иглоукалывания — 20 человек, студенты — 20 человек. Доктор иглоукалывания обучает студентов каналам и точкам, чтобы знали о трех состояниях иглы: поверхностно и глубоко, скользко и вязко (медлительно и напряженно), а также методам стимуляции и седатации девятью иглами».

Кроме того, известно, что на медицинском факультете практиковалась жесткая аттестация сотрудников. Студенты в конце каждого месяца, сезона и года сдавали экзамены. А тех, которые два года подряд не могли сдать годовой экзамен, безжалостно отчисляли.

Вскоре специалистов по иглоукалыванию стали готовить в «региональных» медицинских школах, которые по указу императора Тай-цзуна начали создаваться в различных округах Китая.

Следующей не менее значимой вехой стал «Иллюстрированный канон точек иглоукалывания на бронзовой фигуре человека», написанный в 1026 г. выдающимся целителем того времени Ван Вэй-и и рекомендованный специальным указом императора в качестве официального руководства для врачей. Примерно тогда же Императорский медицинский совет издал несколько стихотворных руководств по акупунктуре, предназначенных для заучивания наизусть.

Мало того. Полный текст книги Ван Вэй-и — опять-таки по повелению императора — высекли на двух каменных стелах (2×7 м), а сами стелы установили в тогдашней китайской столице городе Кайфын «для всеобщего обозрения». Стихотворные пособия такой чести не удостоились.

В 1027 г. Ван Вэй-и в виде приложения к «Иллюстрированному канону» отлил две медные фигуры человека в натуральную величину с указанием линий прохождения каналов и небольшими отверстиями в местах расположения 354 «жизненных» точек. Фигуры стали использовать при обучении и экзаменации студентов. Происходило это примерно так. Фигура покрывалась воском, а затем наполнялась водой. После чего студенту предлагали произвести укалывание в определенной точке. При правильном введении иглы в месте укалывания появлялась вода. При неправильном — отсутствовала.

В заключение следует заметить, что в 1127 г., после разгрома Северной династии Сун войсками династии Цзинь, медные фигуры и каменные стелы перевезли из Кайфына на север. Но на этом их странствия не закончились.

В 1234 г., когда к власти пришла монгольская династия Юань, реликвии доставили в новую столицу Китая — город Даду (современный Пекин). Точнее, в Императорскую медицинскую академию, которая находилась в столице. Именно там по приказу императора их и установили «для всеобщего обозрения и восхищения».

К сожалению, ни те ни другие до наших дней не сохранились. Медные фигуры бесследно исчезли во время очередной войны за власть. Каменные стелы подверглись эрозии, и в 1445 г. их «пустили» на сооружение крепостной стены Пекина.

Так что сегодня посетителям Исторического музея Китая приходится довольствоваться пятью фрагментами каменных стел, найденных археологами в 1971 г. при раскопках пекинской стены, и копией медной фигуры, отлитой при императоре Ин-цзуне, который правил страной в 1436–1449 гг.

P.S.

За время своего многовекового существования акупунктура не раз подвергалась гонениям. В последний раз — в годы «культурной революции».

После того как в 1966 г. Великий Кормчий заявил: «Принцип образования — чем больше, тем тупее», — обучение в медицинских институтах и училищах прекратилось, а преподавателей и студентов отправили на «перевоспитание» в деревни, стали повсеместно появляться краткосрочные курсы минимальной медицинской подготовки. Закончивших их молодых крестьян называли «босоногими врачами».

В практической работе такие, с позволения сказать, доктора пользовались «долговечными» толстыми иглами с тупым острием, которые умудрялись вводить на глубину 1–1,5 цуня. Укол проводили в «десяти точках босоногого врача», расположенных у верхнего края некоторых остистых позвонков, и в двух дополнительных, а для лечения всех болезней использовали 15 вариантов сочетания акупунктурных точек. (Для справки. Цунь — расстояние между первой и второй межфаланговыми складками среднего пальца левой руки у мужчин и правой — у женщин.)

С точки зрения профессионалов, подобное лечение выглядит сомнительно. Правда, их мнением в те годы никто не интересовался. Зато китайские СМИ регулярно сообщали о том, что «простой и удобный метод лечения иглой босоногого врача получил широкое признание у рабочих, крестьян и военнослужащих».

В 1971 г. «культурная революция» завершилась. Хорошо подготовленные специалисты снова оказались востребованными. А еще через два года в Китае побывали американские кардиологи, которым «посчастливилось увидеть анестезию при помощи акупунктуры». По словам одного из членов делегации, изобретателя дефибриллятора Б. Лауна, самое сильное впечатление на него произвела операция на сердце. По его воспоминаниям, пациент — молодой человек не старше 20 лет с дефектом сердечного клапана — вошел в операционную, пожал руки всем присутствующим и лег на операционный стол. Затем ему установили несколько игл в ушную раковину и левое запястье. Через 15 мин он задремал. Когда операция закончилась, пациент сел, еще раз пожал всем руки, самостоятельно перебрался в кресло-каталку и покинул операционную.

Что происходило во время других операций, на которых ему удалось побывать, Б. Лаун не пишет. Лишь отмечает, что «спустя несколько лет китайцы признали, что акупунктура не всегда является эффективной заменой традиционной анестезии, и перестали применять ее для операций на брюшной полости и гинекологических вмешательств».

Ламара Львова, канд. биол. наук

“Фармацевт Практик” #3′ 2014

https://rx.ua
ПЕРЕДПЛАТА
КУПИТИ КНИГИ