Основи маркетингуСтатті

Аптека в торговом центре или супермаркете

23/06/2017

Место расположения аптеки определяет ее формат, ассортимент, ценовую политику и продажи — это неоспоримый факт. Для открытия аптеки все ищут место с высоким индексом проходимости: благополучный спальный район, хорошую транспортную развязку… Но, учитывая количество аптек сегодня, мало кто углубляется во все детали «экосистемы», чтобы оформить ее подобающим образом и выгодно подать свой товар. У нас мало красивых аптек, хотя, конечно же, есть исключения. Отдельного внимания заслуживают аптеки, расположенные в супермаркетах или торговых центрах

Аптека в супермаркете — это отдельная категория торговых точек, существенно отличающаяся от аптеки, расположенной у дома или в проходном месте. Что же их отличает? Предлагаю разобраться в этом вопросе, совершив экскурсию в Харьков, где мы познакомимся с опытом трех аптечных сетей.

«Аптечная сеть 9-1-1». Расположение аптеки на территории торгового центра отражается прежде всего на ее ассортименте. Следует отметить, что формирование ассортиментной матрицы для такой аптеки — процесс более трудоемкий, чем для других точек. Важно учитывать позиционирование торгового центра, понимать особенности его целевой аудитории и знать ее потребности.

Нужно обратить внимание на ассортимент супермаркета. Очень часто при подписании договора об аренде предусмотрены ограничения в отношении ассортиментной политики. Аптека, которая расположена в торговом центре, не должна иметь в своем ассортименте позиции, прописанные в договоре.

Следует помнить, что публика, посещающая аптеки в торговых центрах или супермаркетах, не всегда состоит из жителей соседних домов. Часто туда заходят люди, приехавшие, чтобы сделать закупку продуктов на неделю, купить одежду, те, кто пришел в кафе или на ночной шопинг, либо привел ребенка на день рождения в развлекательный центр. Настрой покупателя отражается и на аптечных продажах. В аптеках, расположенных в торговых центрах, средний чек обычно выше, чем в других розничных точках, находящихся в этом же районе, а ассортимент представлен преимущественно средствами по уходу и для профилактики.

Не менее тщательно следует подойти к выбору оборудования для торгового зала — все должно быть продумано до мелочей. Эстетика не должна уступать место функциональности, ведь аптека, как правило, ограждена стеклянными перегородками и видна как на ладони. В таких местах очень часто есть ограничения в отношении размещения рекламы или цветового решения. В аптечном учерждении должен быть выдержан стиль торгового центра, чтобы гармонично в него вписаться. Все эти усилия оправданы, поскольку аптека на территории супермаркета имеет хороший трафик. Это хорошая возможность предстать перед покупателем в наиболее выгодном свете и предложить ему свой товар.

Читайте также: Что делать, если рядом с аптекой «дверь-в-дверь» открылись конкуренты…

Аптечная сеть «Славутич». Аптеки, расположенные в супермаркете, демонстрируют хорошую динамику продаж средств лечебной косметики, товаров по уходу за кожей, а также предметов медицинской техники. Однако в таких точках отсутствуют целые категории товаров, поскольку их аналоги могут быть представлены в торговом зале супермаркета. Зубные пасты, подгузники, детское питание, товары женской гигиены презентуются в урезанном ассортименте, ведь конкурировать с ценовой политикой супермаркетов в этом сегменте практически невозможно. Хотя возможны исключения. Например, если аптека расположена в торговом центре с большим количеством магазинов и кафе, то женщины предпочитают не тратить время на поход в супермаркет, а приобретают необходимые средства личной гигиены в аптеке. Точно так же многие мамы с детьми в колясках предпочитают покупать детское питание в аптеке (при условии конкурентной цены), а не в супермаркете, поскольку в первой все же удобно перемещаться с коляской.

Читайте также: Аптеки в формате самообслуживания

Аптечная сеть «Рост». Аптеки в супермаркетах и торговых центрах — это локации, где покупатель движется в заданной системе координат: он осознанно отправился совершать покупки и «запрограммирован» тратить деньги. Конечно, здесь мы не рассматриваем вариант аптеки-дискаунтеров при супермаркетах сети «АТБ», где в приоритете экономия. Но чаще посетители аптек, расположенных в супермаркетах и торговых центрах, не ориентированы на ценовое предложение, им больше важны комфорт и сервис, поэтому они готовы приобретать товар по более высокой цене. Помимо прочего, это позволяет им экономить более важный ресурс — время, так как можно совмещать покупки в магазинах торгового центра, продуктов — в супермаркете и сопутствующих товаров — в аптеке.

Многие супермаркеты открывают свои аптеки: например, в Харькове помимо сети «Рост» этот сегмент освоила также компания «Класс». В пределах сети действует единая программа лояльности: дисконтная карточка позволяет одинаково экономить как на продуктах питания, так и на товарах личной гигиены и лекарствах.

Читайте также: Собственная торговая марка: модное веяние аптечной розницы или конкурентное преимущество?

Подготовила Юлия Клименюк

P.S. Примеру харьковчан последовала одесская сеть «Таврия», которая динамично открывает аптеки при супермаркетах под этим же названием

“Фармацевт Практик” #6′ 2017

ПЕРЕДПЛАТА
КУПИТИ КНИГИ