200 лет безупречной практики. Ургентная гомеопатия
Высшим и единственным предназначением врача является возвращать больному здоровье или лечить, как это обычно называют.
С. Ганеман, Органон врачебного искусства
Я хочу видеть доктора с лекарством в чистой руке.
Борис Гребенщиков, Джунгли
В наши дни медицинская наука движется вперед семимильными шагами. С каждым годом появляются новые технологии, которые дают огромные возможности для диагностики различных заболеваний. Сейчас можно определить даже то, что происходит на уровне субклеточных процессов. Постоянно синтезируются новые фармакологические препараты, оказывающие сложное воздействие на различные биохимические процессы в организме человека. Однако болезней не становится меньше, количество ятрогенных заболеваний и повреждений поистине ужасающе, смертность остается высокой, учащаются случаи инвалидизации вследствие прогрессирования заболеваний и проводимой химиотерапии.
Но у человечества всегда был шанс. Этот шанс называется закон подобия. Он также древен, как и жизнь (если принять как факт то, что мы созданы по образу и подобию Его). Этот закон в медицине открыл и научно обосновал более двухсот лет назад немецкий врач Самуэль Ганеман, создав новое направление — гомеопатию. Великий реформатор медицины внес в эту науку огромный вклад, который трудно переоценить. Более того, пройдет еще много времени пока гомеопатия займет достойное ей место во врачебной практике.
В различные исторические эпохи представления о том, что такое болезнь, и что является болезненными отклонениями от здоровья, менялись. Здоровье-болезнь, жизнь-смерть — это хрупкое равновесие, которое называется гармонией, гомеостазом. Его нарушение приводит к страданиям рода людского. В свете этого долг врача — реконструировать нарушенное равновесие. Воздействие на жизненную силу с целью восстановления изначальной гомеостаза и является сутью действия гомеопатического лечения. Ганеман говорил, что нет болезней, а есть больной человек. Этим он хотел привлечь внимание врачей не к отдельным грубым проявлениям расстройства жизненной силы с последующим нарушением функции органов, а к страдающему человеку. В этом и состоит отличие между подходом к лечению терапевта-аллопата и терапевта-гомеопата. Например, врач ортодоксальной школы усматривает причину инфекционного заболевания в микроорганизмах и назначает «этиотропное» лечение с целью их уничтожения антибиотиками. Терапевт-гомеопат идет дальше в своих рассуждениях. Микробы так просто не попадают в организм и не начинают бесконтрольно размножаться, вызывая болезненное состояние. Изначально нарушается тонкое равновесие жизненных сил, вследствие чего защитные механизмы организма ослабевают, создаются предпосылки для заражения. Гомеопат назначает лекарство, которое вызывает у здоровых людей сходное болезненное состояние. Таким образом, оказывается истинное этиотропное воздействие. Когда жизненные силы восстанавливаются, происходит выздоровление, а последствия заболевания нивелируются.
О гомеопатии сказано и написано много. Я же хочу поделиться личным опытом и теми мыслями, которые возникли у меня в результате восьмилетней практики.
Еще, будучи студентом, я понял, что при современном уровне медицины, даже с имеющимся арсеналом лекарственных средств, нельзя обеспечить больному человеку полноценное лечение и вернуть здоровье. Многочисленные побочные действия препаратов приводят к глубокому поражению жизненных сил организма. Гомеопатия же не имеет того авторитета и влияния, чтобы врач мог прибегать к ней в каждом случае. Но еще один из классиков сказал, что врачи старой традиции могут сколь угодно рьяно критиковать гомеопатию, но те, кто попробовал и убедился в ее эффективности, уже не вернется к прежним методам лечения. В наше время все обстоит гораздо сложнее.
Существует мнение, что гомеопатия – это вспомогательная ветвь медицины. Используя ее, не навредишь, но и не вылечишься. Хочу отметить, что это точка зрения тех, кто не видел гомеопатию в действии, когда грамотный гомеопат назначает лечение точно подобранным препаратом. Когда Ганеман открыл метод лечения similia similibus curantur, он написал книгу «Органон врачебного искусства». Гомеопатию стали активно использовать в Европе его ученики. Но понадобилось еще около двадцати лет кропотливых исследований самого Ганемана, его последователей, чтобы понять почему при точном подборе подобного вещества происходит лишь временное улучшение, а то и вообще не удается справиться с болезнью. Так возникла теория миазмов, и в свет вышел новый труд Ганемана «Хронические болезни».
В традиционной медицине хроническими болезнями называют запущенные, длительно текущие процессы в органах и тканях, ведущие к грубым органическим поражениям. В гомеопатии считается, что «хронический миазм» с самого своего появления является хроническим. Различают только болезненные формы проявления миазма в теле человека: Psora, Syphilis, Sycosis. Именно они являются причиной всех физических страданий человечества. Высочайшее искусство и профессиональный долг врача-гомеопата вернуть человеку полное здоровье и уничтожить на корню все его страдания. Это трудный путь, как для гомеопата, так и для больного, потому что требует не только приема лекарств, но и изменения образа жизни.
В противовес бытующему мнению, следует отметить, что гомеопатия сложилась и развивалась как ургентная медицина, то есть именно как медицина острых заболеваний, действующая быстро, эффективно, даже при самых серьезных и угрожающих жизни состояниях. Хочу напомнить, что в свое время именно гомеопаты остановили свирепствующую в Европе холеру. Могу привести в качестве примера несколько излечений, причем в этих ситуациях не было использовано никаких других средств, кроме гомеопатических. Я намеренно не буду называть используемые препараты, дабы избежать у неискушенных слепого повторения, ведь в гомеопатии принципиально важен индивидуальный подход. Нет двух одинаковых заболеваний. Если лекарство помогло одному больному, то не факт, что оно поможет другому.
1. Девочка, 3 года. При осмотре выявлены: жар, некупируемая антипиретиками гипертермия, эксикоз 2-й степени, вялая, адинамичная ангина, млопродуктивный кашель. Болеет второй день, отказывается от еды и питья, беспокойна, плачет, не встает с кровати. За два часа(!) гомеопатия поставила девочку на ноги, устранила явления эксикоза, гипертермии, общей слабости. Кашель был вылечен в течение последующих двух дней.
2. Девушка, 17 лет. При осмотре выявлены кондиломатоз в паховой области. Кондиломы крупные до трех сантиметров в высоту и мелкие, появляются и растут постоянно. Обратилась за помощью на второй неделе, после предварительной консультации у дерматовенеролога (где ей было предложено хирургическое удаление кондилом с последующим длительным системным и местным лечением). После назначения гомеопатического лечения в течение трех дней исчезли все кондиломы, за исключением первой материнской, которая только уменьшилась в размере. После недели лечения исчезла полностью.
3. Мальчик, 6 лет. Страдал тяжелой формой астматического бронхита. Минимум два раза в год госпитализировался. Постоянно принимал гормоны, антигистаминные и другие препараты. Лечился гомеопатическими препаратами в течение одного месяца. Полностью излечен. За четыре года ни одного рецидива.
Сейчас много спорят и стремятся к улучшению качества жизни больных тяжелыми (смертельными) заболеваниями. В этой связи хочу привести один пример. Ко мне обратились родственники женщины 50 лет. Больная была неоднократно оперирована по поводу рака молочной железы, имелись многочисленные метастазы (в том числе в области позвоночника), выраженный остеопороз. На момент оказания гомеопатической помощи постоянно принимала цитостатики, морфий, проходила курс облучения. Больной был прописан строгий постельный режим, оформлена инвалидность. Находилась под наблюдением онколога по месту жительства. В больнице родственникам сказали, что ей осталось не больше месяца. По словам Ганемана «наиболее трудно поддаются лечению те заболевания, которые до этого лечились аллопатически». Особо это актуально в наши дни.
Первый этап лечения был направлен на детоксикацию и стабилизацию общего состояния. Второй этап — на борьбу с опухолевым процессом. Необходимым условием было – отказаться от всех химиопрепаратов, строгое соблюдение установленной диеты и режима. В лечении использовались также фитопрепараты. Через четыре месяца женщина стала сама двигаться по комнате, сама отказалась от морфина, а через некоторое время она даже вышла на работу. Прожила еще несколько лет.
Нужно сказать, что гомеопатические средства помогают не только людям. В моей практике был опыт лечения годовалой собаки, которая не была привита и заразилась тяжелой формой чумки. Успешное лечение в течении пяти дней привело к выздоровлению без последствий. Этот список можно продолжать бесконечно.
Сошлюсь еще раз на слова Ганемана, в которых он выразил всю сущность гомеопатического метода: «Гомеопатия избегает всего, что хотя бы в малейшей степени ослабляет больного, и, насколько это возможно, того, чтобы причинить боль, поскольку боль также подтачивает силы… (используемое вещество применяется) только редкими и редчайшими дозами, столь малыми, что, не причиняя боли и не вызывая слабости, они вполне достаточны для того, чтобы достичь результата — устранения заболевания; (это) достигается без малейшего вреда, ослабления или мучений пациента; естественная болезнь изгоняется, и пациент, даже в самом начале периода выздоровления, обретает силы и, тем самым, излечивается …кажется, что это происходит легко, но, в действительности, требует многих усилий и раздумий» (С. Ганеман, 1833, из предисловия автора к 6-му изданию «Органона»).
Всем вышесказанным я хотел внести свой вклад в то, чтобы приоткрыть читателям завесу в тот мир, который сами врачи-гомеопаты называют «истинная терапия». Каждый выбирает свой путь в медицине, но мне хочется задать несколько риторических вопросов, над которыми стоит задуматься каждому. Кто такой человек, который называется врачом? Какими качествами должен обладать тот, кому люди вверяют свое здоровье и жизнь? Что является целью лечения? И, вообще, что значит лечить? Именно от ответов зависит какой будет медицина в нашей стране. В завершение хочется напомнить о некоторых постулатах нравственного кодекса врача:
– Прежде всего, не навреди; своими словами и действиями;
– Лечи больного, а не болезнь;
– Если ты врач, исцели себя сам;
– Устрани причину болезни, устранится и следствие;
– Лечение должно быть быстрым, эффективным и приятным;
– Если больному после беседы с врачом не становится легче — это не врач (В.М.Бехтерев);
– Профессия врача — это подвиг; она требует самоотвержения, чистоты души, чистоты помыслов (А.П.Чехов).
Самвел Багдасаров, врач-гомеопат