Абу Али ибн Сина: врач, философ, скиталец
«От праха черного и до небесных тел
Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.
Коварства я избег, распутал все узлы,
Лишь узел смерти я распутать не сумел»
Абу Али ибн Сина
«Великий Исцелитель», «Глава мудрецов», «Слава страны», «Авторитет истины» – этих высоких титулов еще при жизни был удостоен великий арабский ученый, философ, врач, поэт, музыкант Абу Али ибн Сина, в Европе известный как Авиценна. Его имя стало легендарным на Востоке, однако интерес к наследию ученого распространился далеко за пределы мусульманского мира. Так, созданная Ибн Синой энциклопедия теоретической и клинической медицины «Канон врачебной науки» вплоть до XVII века в большинстве европейских стран оставалась основным источником медицинских знаний
В начале славных дел
Абу Али Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Хасан Ибн Али Ибн Сина – так звучит полное имя человека, известного нам как Авиценна. Согласно арабской традиции, помимо собственно имени, данного нашему герою при рождении – Хусейн, оно включает имена нескольких поколений предков по отцовской линии вплоть до прапрадеда (Сина) и даже имя будущего сына (Али). Придумывая имя для внука, родители Ибн Сины, конечно, не предполагали, что у Хусейна не будет сына, да и семьи не будет. А что будет он всю жизнь скитаться от города к городу по караванным путям, гонимый жаждой перемен и знаний, а иногда – гневом властьимущих.
Родился Авиценна в 980 г. в селении Афшан близ столицы государства Саманидов – просвещенной Бухары (ныне – территория Узбекистана). С малолетства он отличался необыкновенной любознательностью и феноменальной памятью. Когда Хусейну исполнилось пять лет семейство перебралось в Бухару: его отец, служивший податным чиновником, считал, что лишь в таком большом культурном городе одаренный мальчик сможет получить подобающее его талантам образование. Маленького Ибн Сину отдали в начальную мусульманскую школу – мэктэб, где обучали Корану, грамматике, стилистике и поэтике. Быстро достигнув совершенства во всех предметах, мальчик покинул школу, и отец пригласил к нему домашнего учителя. Под руководством мудреца Абу Абдаллаха ан-Натили десятилетний Ибн Сина с увлечением взялся за изучение правоведения, геометрии, философии, логики, астрономии. Его успехи были поразительны, и уже спустя непродолжительное время знаний наставника оказалось недостаточно для пытливого юноши. Расставшись с Натили, он продолжил обучение самостоятельно.
В четырнадцать лет Ибн Сина увлекся медициной. Он изучил все медицинские трактаты, какие можно было найти в Бухаре, и стал бесплатно лечить больных, особенно интересуясь тяжелыми случаями. Предполагают, что к занятиям медициной будущего «Великого Исцелителя» привлек известный врач Абу Сахл Масихи, автор одного из популярнейших в то время медицинских учебников. Масихи – последователя прославленных врачей античности Гиппократа и Галена – оказал большое влияние на взгляды Ибн Сины.
К семнадцатилетнему возрасту авторитет Ибн Сины, как врача, уже был столь крепок, что однажды юношу пригласили к тяжело заболевшему эмиру, вылечить которого придворным медикам оказалось не под силу. Ибн Сине удалось в короткий срок поставить правителя на ноги, и в благодарность за это молодой ученый получил разрешение пользоваться знаменитой дворцовой библиотекой – одним из лучших и богатейших книжных собраний арабского Востока. «Передо мной открылись ворота в такие глубины знания, о которых я и не догадывался», – вспоминал позднее ученый в своей автобиографии.
В 18 лет Ибн Сина уже вел переписку и дискутировал по вопросам физики, философии, астрономии с крупнейшими учеными Востока, в том числе со среднеазиатским ученым-энциклопедистом ал-Бируни. В это же время у него появились первые ученики; среди них встречались и седобородые старцы, благоговейно внимавшие каждому слову своего юного учителя.
Великий скиталец
После завоевания Саманидского государства тюрками-караханидами (999 г.) Ибн Сина вынужден был переехать из Бухары в Ургенч – столицу государства Хорезм. Его правитель Мамун II покровительствовал ученым, и вслед за Ибн Синой в Ургенч прибыли уже упоминавшиеся ал-Бируни и врач Масихи. По указанию правителя ученым были созданы все условия для работы: они ставили физические и химические опыты, наблюдали за небесными телами и т.д. Вместе с Масихи Ибн Сина продолжал изучать строение человеческого тела. Однако это приходилось делать тайно: вскрытие трупов в Хорезме, как и во многих странах, каралось смертью.
Ученый «рай» просуществовал недолго. Могущественный правитель соседнего государства султан Махмуд Газневи (998-1030) вдруг потребовал ученых к себе в столицу, дабы они «обрели почесть присутствия» у него на приеме. Не желая попасть в зависимость от коварного деспота, известного своей нетерпимостью ко всякому проявлению научного свободомыслия, Ибн Сина и Масихи в 1010 г. тайно покинули Хорезм. На третий день пути через пустыню на них налетел ураган, они заблудились, потеряли пищу и воду. Старый Масихи не вынес тягот путешествия и умер, Ибн Сина же спасся чудом. Махмуд Газневи, оскорбленный бегством Ибн Сины, повсюду разослал описание его внешности с обещанием вознаградить того, кто укажет местонахождение дерзкого врача. Скрываясь от гнева султана, Ибн Сина вынужден был долгие годы скитаться из города в город под чужим именем.
В Гургане, феодальном княжестве на юго-восточном побережье Каспийского моря, Ибн Сина возобновил научную работу и врачебную практику. Здесь же он приступил к написанию своего главного труда по медицине – «Канона врачебной науки». В Гургане Ибн Сина познакомился с Абу Убейдом Джузджани, который стал его верным учеником и не покидал великого врача до самой смерти.
Не задержавшись надолго и в Гургане, Ибн Сина продолжил свои странствия по городам Средней Азии. В одном из них – Хамадане – он поступил на службу к правителю, сначала в качестве придворного врача, а затем – визиря. Здесь он написал многие свои произведения, в частности начал работу над многотомной философской энциклопедией «Книгой исцеления». После смерти правителя Ибн Сина был брошен в тюрьму, где несмотря на адские условия продолжал много работать. За четыре месяца он, лишенный возможности пользоваться необходимой литературой и опираясь лишь на собственную память, создал три книги, одна из которых – философская повесть «Живой, сын Бодрствующего» – оказала влияние на творчество многих великих писателей (некоторые исследователи связывают с повестью сюжет «Божественной комедии» Данте).
В 1023 г. Ибн Сина переехал в один из крупнейших центров Ближнего и Среднего Востока г. Исфахан, где завершил «Книгу исцеления», «Канон врачебной науки», создал целый ряд других научных трудов и поэтических произведений.
Скитания и лишения, преследования и тюремные заключения, а также постоянный напряженный труд не могли не отразиться на здоровье ученого: Ибн Сина заболел колитом. Как утверждают некоторые биографы, он длительное время вполне успешно справлялся со своим недугом. Но однажды врач, готовивший лекарство по рецепту Ибн Сины, ошибочно бросил в смесь в пять раз больше семян сельдерея, чем полагалось. Этот промах и сыграл роковую роль: затянувшиеся было язвы в кишечнике вновь открылись. «Управитель, управляющий мною, бессилен управлять, и ныне бесполезно лечение», – произнес Ибн Сина перед смертью. Случилось это в г. Хамадане (ныне – территория Ирана) в 1037 г.
Еще при жизни Ибн Сина завоевал славу непревзойденного врача, а после смерти его имя превратилось в легенду. Вот уже почти десять веков, минувших со дня смерти ученого, к его мавзолею приходят больные: они уверены, что одно только прикосновение к древней могиле великого врачевателя, исцелит их от всех недугов.
Великий «Канон»
Ибн Сина был подлинным энциклопедистом: он с большим успехом работал почти во всех областях знания. Его труды, числом более 450, охватывают медицину, философию, логику, психологию, естествознание, химию, астрономию, математику, этику, литературу, языкознание и др. Обобщая наследие предшественников и собственный опыт, Ибн Сина выдвинул целый ряд интересных, а подчас просто революционных научных идей, многие из которых спустя века нашли блестящее подтверждение. А созданная им философия стала вершиной развития теоретической мысли в странах Ближнего и Среднего Востока в эпоху раннего средневековья.
Однако особенно велики заслуги Ибн Сины в области медицины. Его справедливо считают одним из величайших ученых медиков в истории человечества. До нас дошли чуть более половины (около 30) всех медицинских трудов Ибн Сины. Главным из них является «Канон врачебной науки», принесший своему автору многовековую славу во всем культурном мире. Данное сочинение представляет собой уникальное по полноте и логичности обобщение опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей, дополненное множеством новых сведений, собранных лично Ибн Синой.
В Книге первой «Канона» автор излагает основы теоретической и практической медицины: определяет понятие и задачи медицины, приводит учение о соках и темпераменте, а также краткий очерк по анатомии так называемых «простых» органов человеческого тела (костей, хрящей, нервов, артерий, вен, сухожилий, связок и мышц). Здесь Ибн Сина рассматривает причины, проявления, классификации болезней и общие правила их лечения, излагает учение о питании, образе жизни и сохранении здоровья.
Книга вторая – капитальный свод сведений о лекарственных средствах, применявшихся в медицинской практике того времени. В ней описаны более 800 лекарственных веществ растительного, животного и минерального происхождения с указанием лечебных свойств и способов применения. О многих из этих лекарств европейские врачи узнали только из сочинений Ибн Сины. Так, с его именем связывают первое применение ртути для лечения сифилиса. Ряд лекарств, описанных в «Каноне», применяют до сегодняшнего дня. В «Каноне», а также ряде специальных работ по лекарствоведению Ибн Сина сформулировал ряд принципиальных положений рациональной фармакотерапии. Он предложил систему испытания лекарств, включающую наблюдение за их действием у постели больного и постановку опытов на животных. В «Каноне» также содержаться указания на необходимость выявления побочного действия лекарств и возможности взаимного усиления или ослабления действия лекарственных средств при совместном применении. Развитие фармации Ибн Сина связывал с применением лекарственных средств, полученных химическим путем.
В Книге третьей «Канона» ученый дает характеристику «местным» болезням человека – от травм головы и психозов до поражений стоп. Каждый раздел включает подробное анатомическое описание соответствующего органа. В Книге четвертой рассматриваются «общие» болезни тела, к которым Ибн Сина относит различные лихорадки, опухоли, раны, язвы, ожоги, повреждения различных костей. Здесь рассматриваются также хронические и острые заразные заболевания: оспа, корь, проказа, чума и бешенство; освещены основные вопросы учения о ядах. Специальный раздел книги посвящен вопросам сохранения красоты тела. Важнейшее достоинство труда Ибн Сины – точное описание клинической картины заболеваний и тонкостей диагностики, свидетельствующее о необычайной наблюдательности великого врача, его таланте и опыте. Устанавливая диагноз, он пользовался ощупыванием, наблюдением за пульсом, определением состояния кожи, осмотром мочи и кала.
Книга пятая «Канона врачебной науки» представляет собой фармакопею. В ней излагаются способы изготовления и применения различных «лекарственных форм» – кашек, порошков, сиропов, отваров, пластырей и др. Кроме того, в книгу включены испытанные средства, предназначенные для лечения конкретных заболеваний.
Через столетие после смерти автора «Канон» стал известен в Европе. В XII в. он был переведен с арабского на латынь, а в XIII в. – на древнееврейский язык, после чего в виде рукописей разошелся по разным странам. В 1473 г. вскоре после изобретения книгопечатания появилось первое печатное издание «Канона». Впоследствии этот грандиозный труд издавался около 40 раз полностью и бессчетное число раз фрагментами. В течение пяти столетий «Канон» служил главным учебником и настольной книгой для врачей многих стран Азии и Европы. Если для историю медицины более всего интересуют новые идеи великого Ибн Сины, опередившие свое время, то для современников и ближайших потомков наиболее значимы были его достижения в области практической медицины и фармации.
Подготовила Татьяна Ткаченко
“Фармацевт Практик”