Статті

Альберт Швейцер: большой доктор из джунглей

21/01/2016

Я есть жизнь, которая хочет жить среди жизни, которая тоже хочет жить.

Альберт Швейцер

Что может принести человеку мировую славу? Гениальность, мужество, политическая хитрость или, напротив, дерзкое преступление. Однако известным всему миру можно стать и благодаря… доброте. Не мгновенный безрассудный подвиг, а многолетняя будничная работа лекаря, фармацевта и воспитателя сделала бессмертным человека, о котором мы хотим вам рассказать. Его имя — Альберт Швейцер (1875–1965)

От блестящей карьеры музыканта Швейцер отказался

Мальчику, родившемуся в потомственной эльзасской семье священников, было уготовано безбедное существование лютеранского пастора. Альберт успешно изучал философию, теологию и еще совсем молодым занял пост приват-доцента Страсбургского университета. Юноша был страстно увлечен музыкой и за несколько лет стал одним из популярнейших европейских исполнителей Баха. Многие известные люди специально приезжали в захолустный Гюнсбах, чтобы послушать орган Швейцера и лично посмотреть на почетного доктора музыки, готовившего к изданию книгу о творчестве Баха. Блестящая карьера музыканта сулила и деньги, и славу, и дружбу с сильными мира сего. Но этого Альберту Швейцеру оказалось мало…

Еще в студенческие годы он решил: до тридцати — активная светская жизнь, занятия наукой и искусством, а затем — служение людям, которые более других нуждаются в помощи. Верный своему решению, в 30 лет Швейцер поступил на медицинский факультет Страсбургского университета. Семь лет он изучал естественные науки, приобретая одновременно навыки акушера, хирурга, психиатра и стоматолога, сутками не выходя из анатомического театра.

Читайте также: Охота на Желтого Джека (история борьбы с желтой лихорадкой)

В 1913 году свежеиспеченный врач вместе со своей молодой женой отправился в далекое путешествие, которое можно было бы назвать свадебным, если б оно не затянулось на всю жизнь. Из всех горячих в медицинском отношении точек земного шара чета Швейцеров избрала самую «раскаленную» — Экваториальную Африку, забытый богом Габон, в котором угрожающе распространялась сонная болезнь, переносимая мухой цеце и в течение нескольких месяцев делающая людей полными инвалидами, обреченными на умирание. albert_schweitzer_1Миссионерский пункт затерявшегося в джунглях поселка Ламбарене любезно предоставил прибывшему доктору маленький домик и позволил построить больницу для африканцев. Первоначально «белый доктор» принимал пациентов прямо на улице, под раскаленным экваториальным солнцем, чуть позже приспособил под кабинет бывший бамбуковый курятник. С каждым днем больных становилось все больше, причем прибывали они в сопровождении многочисленных родственников. Всем нужно было где-то жить и что-то есть, и Швейцер начал строительство барака, выступая одновременно плотником, прорабом, лесорубом, сплавщиком леса, да еще и надсмотрщиком за чернокожими строителями.

«Человек, раздающий фетиши»

Работая в джунглях, приходилось учитывать характер «детей природы», как ласково называл доктор своих подопечных. Так, он обнаружил, что они работают лишь в случае острой необходимости, причем выполнять готовы только «достойную» работу. Поэтому, например, быть могильщиками приходилось самому Швейцеру и его «белым» помощникам. Но особую досаду вызывала у Швейцера привычка местных жителей простодушно присваивать все, что, по их мнению, плохо лежит, даже если это были непонятные им ноты Вагнера и Баха.

Читайте также: Малярийные комары– гендерный ‘геноцид’

Наибольшую сложность, конечно, представляла сама специфика работы в тропиках со множеством незнакомых для европейской медицины проблем. Например, отравлениями, которые туземцы практиковали как обычный способ «разборок», и укусами — обезьян, крокодилов, змей, леопардов и… людей.

Доктор Швейцер стал «Человеком, раздающим фетиши» — так на местном языке туземцы называли знахарей. Фетишами же были картонные бляхи, используемые для учета больных. Наибольшее удивление у местного населения вызывало использование наркоза: «Сначала доктор убивает больных, потом лечит, а вслед за тем воскрешает». Не всякий шаман мог проделать такое! А для лечения чесотки Швейцер самолично изобрел мыло из серного цвета (sulfur depuratum), пальмового масла и остатков масла из-под сардин. Это чудодейственное мыло прославило его на много километров вокруг.

Еще одной любопытной особенностью работы Швейцера была albert_schweitzer_mit_pelicanкатегорическая невозможность ампутации конечностей, ведь иначе по африканскому континенту вмиг разнеслась бы весть, что Большой Белый Доктор отрезает людям руки-ноги, и больные перестали бы обращаться к нему за помощью. Поэтому даже сложнейшие случаи тропических язв и рваных ран от когтей леопарда Альберт Швейцер научился лечить с помощью влажных повязок с метилвиолетом.

Больше всего местные жители страдали от сонной и слоновьей болезней, малярии, дизентерии и ущемления грыжи. Зато, к
немалому удивлению Швейцера, они практически не болели раком. Этот факт доктор объяснил крайне малым потреблением соли: в 50-е годы ее поставки увеличились, и довольно скоро в больнице начали появляться онкологические больные. Весьма редко сталкивался Швейцер и со случаями аппендицита. А вот от простуд, жители тропиков, как это ни странно, страдали невероятно. Дело в том, что по ночам температура воздуха опускается до 18 градусов, однако из-за сильной влажности люди сильно потеют и, не имея одеял, не могут согреться…

Рецепт долголетия — напряженная работа

Общаясь с больными, Альберт Швейцер старался научить их простейшим гигиеническим навыкам, которыми туземцы пренебрегали: не пить воду из луж, не выбрасывать драгоценные бинты, а стирать их и т.д. Сложнее всего было приучить их ходить в сандалиях. В присланных из Европы каталогах джентльмены на картинках всегда были в ботинках, поэтому носить «немодную»
обувь африканцы категорически отказывались. И только в 50-е годы, когда в журналах появились фотографии женщин в босоножках, пациенты Швейцера потребовали «такое же». Специально для этой цели доктор нанял сапожника, который мастерил сандалии из старых автопокрышек…

albert_schweitzer3Во время Первой мировой войны Швейцер и его жена, как немецкие граждане, были интернированы. Когда же в 1924 году он вернулся в Ламбарене, на месте своей больницы обнаружил только… кустарники и густую траву. Пришлось начинать все сначала. Правда, теперь у доктора уже имелся бесценный опыт и добровольные помощники, которые приезжали из Европы, но больше 2–3 лет никто не выдерживал. Не было со Швейцером и его преданной супруги: после пребывания в джунглях она тяжело заболела и вместе с маленькой дочкой навсегда осталась в Европе.

Читайте также: Сонная болезнь – африканское проклятье

Оторванный от цивилизации, Альберт Швейцер тем не менее пристально следил за мировыми событиями и вместе со своим тезкой Эйнштейном выступил с протестом против атомного оружия. В 1953 году был удостоен за это Нобелевской премии мира, получив которую, тут же построил в «родной» Африке деревню для прокаженных. А на месте бамбукового курятника разросся огромный медицинский город.

Германия наградила великого врача медалью Парацельса, Англия — орденом «За высшие заслуги».

В восемьдесят лет Швейцер предложил пожилым людям рецепт хорошего самочувствия: напряженная и еще более напряженная работа. Сам он этому правилу следовал до девяноста лет…

subscribe

Наталья Михайлова

“Фармацевт Практик”

 

https://rx.ua
ПЕРЕДПЛАТА
КУПИТИ КНИГИ