Анализируя ушедший и надеясь на год пришедший
31 января 2013 г. юридическая компания «Правовой Альянс» организовала итоговую конференцию «Фармбизнес: выводы 2013 — ожидания 2014». На мероприятии обсуждались актуальные правовые вопросы маркетинга и конкуренции фармкомпаний, регулирования фармрынка, интеллектуальной собственности, государственных закупок, а также новая судебная практика и подходы к налоговым проверкам
Первостольники в зоне риска
Введение приказа МЗ № 1034, согласно которому рецепты на лекарственные средства должны выписываться по международным непатентованным названиям, существенно отобразилось на общей системе фармаконадзора. Однако это новшество не принесло никаких реальных преимуществ пациентам. Парадоксально, но зачастую инструкция генерического препарата выглядит эффектнее, чем оригинала. У генериков смелее описываются достоинства и реже упоминаются побочные действия. Оригинальные препараты, как правило, лучше исследованы, поэтому и список побочных эффектов более подробный, а описание — детальное. Только врач сможет правильно выбрать подходящий препарат, но он не имеет право написать ничего конкретного. Когда пациент приходит с таким рецептом в аптеку, вся ответственность за выбор препарата ложится на плечи первостольника. Как может поступить фармацевт в такой ситуации? Некоторые чтят букву закона и предлагают посетителям весь ассортимент препаратов, в составе которых присутствует активное вещество, указанное в рецепте. Пациент, в растерянности взирая на груду лекарств, остается недоволен. Более сердобольные первостольники берут на свой страх и риск ответственность, рекомендуя определенное лекарство. Но готовы ли провизоры отвечать за лечение пациентов и чем же тогда занимаются врачи?
Меньше минуты для назначения лечения
Согласно исследованиям Cegedim Strategic Data, прием пациента врачом длится в среднем 15 минут 50 секунд. У больного всего 5 минут, чтобы рассказать о своих проблемах. Большая часть времени приема (10 минут) тратится на «документооборот»: врач заполняет карту, записывает жалобы, назначает лечение. А на врачебные рекомендации остается всего 49 секунд! В рекордно сжатые сроки врач описывает схему лечения (26 секунд), объясняет цель назначенной терапии (9 секунд) и целых 5 (!) секунд рассказывает про возможные побочные эффекты. Представители фармацевтических компаний могли бы помочь врачам, но антикоррупционное законодательство предельно ограничило свободу их действий, подозревая преступные схемы даже там, где их и в помине нет. К примеру, теперь информацию о препаратах безопаснее подавать общими и обтекаемыми фразами, разбираться в которых врачам просто некогда. Даже о достоинствах лекарственных средств следует высказываться крайне осторожно, избегая цифр и конкретных фактов, т.к. они могут стать поводом для судебного разбирательства. Ведь практически любые сведения могут выглядеть как «неполные, неточные, недостоверные», а в способе изложения всегда можно усмотреть «умалчивание отдельных фактов, нечеткость формулировок» и т.д. Предполагается, что внедрение формулярной системы лекарственных средств поможет наладить диалог между фармацевтами и врачами. В 5-й выпуск государственного формуляра вошло 2270 наименований ЛС по международным непатентованным названиям, кроме того, этот документ содержит 9930 торговых марок препаратов. Готовится к выпуску 6-е издание формуляра, с проектом которого можно ознакомиться на сайте Минздрава, где также можно предложить для включения в список новый препарат.
А как же пациенты?
На первый взгляд, кажется, что новые законодательные документы направлены на защиту прав пациентов. Постановлением КМУ № 955 была предпринята попытка государственного регулирования цен на лекарственные средства, кроме того, постановлением КМУ № 340 вводилась реимбурсация гипотензивных препаратов. Вдобавок был запущен пилотный проект референтного ценообразования по гипотензивным лекарственным препаратам и инсулинам. В задачи проекта входили снижение стоимости упаковки, рост потребления лекарств и постепенное увеличение рыночной доли препаратов отечественного производства. Но поскольку не определены маркеры и ключевые точки контроля, то трудно сказать, достигнуты ли цели пилотного проекта. При этом бросается в глаза, что в задекларированных целях и близко не упоминаются интересы пациента. Аптеки тоже не слишком довольны сложившейся ситуацией, поскольку на каждую гривну дохода приходило по 10 проверяющих.
Несмотря ни на что, участники конференции с оптимизмом смотрят в будущее, выбрав девизом 2014 г. «Слушать, слышать и совместно создавать».
Итак, перспективы фармацевтического бизнеса в 2014 г.
- Постепенное внедрение надлежащих практик в сфере обеспечения качества ЛС
- Лицензирование импорта ЛС как стимул для смены модели присутствия зарубежных компаний на рынке Украины
- Перспектива перехода от государственного контроля качества ЛС к контролю импортерами
- Постепенное усиление регулирования ценообразования на ЛС
- Непрогнозируемый подход к внесению изменений в законодательство
“Фармацевт Практик” №2′ 2014