Аптечные вывески от античных времен до наших дней
Проходят столетия, меняется архитектурный облик городов, многоэтажные высотки постепенно вытесняют старые постройки, и только аптеки с их хорошо знакомыми вывесками неизменно привлекают к себе все новых и новых посетителей. Действительно, вывеска с эмблемой аптеки олицетворяет ее философию и благородную миссию. Интересно, что первые аптечные вывески появились еще в древности. С тех пор многое в их облике изменилось, но некоторые символы дошли до наших дней практически неизменными…
Гаперы Амстердама
Туристы, посещающие Амстердам, с удивлением рассматривают «зевающие» скульптуры над входом в аптеки, расположенные в старой части города. Эти элементы архитектурного декора называют гаперами (от голландского слова gaper — зевун). Гаперы изображают эфиопов, которых еще в XVI в. привезли в Европу восточные купцы. Они разыгрывали для прохожих настоящие театральные представления, расхваливая новую микстуру или иное снадобье от чумы. При этом темнокожий «пациент» открывал рот, получал порцию лекарства и исчезал за импровизированными кулисами. Затем он появлялся в расшитых одеждах и тюрбане, демонстрируя толпе свое чудесное исцеление. Некоторые из скульптур гаперов изображают жителя Востока в тюрбане, шута, римского воина, другие — больного в колпаке, страждущего с повязкой на лице или таблеткой во рту. Можно встретить их барельефные изображения на стене аптеки.
Ступка и пестик
В Средние века изображения ступки и пестика из лабораторий алхимиков-аптекарей перекочевали на вывески, которые устанавливали над входом в аптеки. С их помощью неграмотные горожане и путешественники могли безошибочно найти лавку с целебными снадобьями.
Позднее эти символы стали размещать на своих гербах университеты, готовящие аптекарей, и фармацевты, получившие дворянство. Сегодня изображение ступки и пестика является самым распространенным и узнаваемым символом фармации.
Под знаком «единорога»
Еще один символ, которым часто украшали вывески средневековые европейские аптеки, — это рог мифического животного единорога. По преданию, рог этот обладал огромной целебной силой, его порошок считался чудодейственным средством от лихорадки, эпилепсии, «морового поветрия», «черной немощи», «укушения змеи», продлевал молодость и укреплял потенцию, а также предохранял от сглаза.
Большой популярностью пользовались чашечки из рога, якобы удаляющие из пищи яд. Многие верили, что ядовитая жидкость в нем закипает. За рог мифического животного аптекари выдавали сильно разросшийся клык морского млекопитающего из отряда китовых — нарвала, обитающего в водах Северного Ледовитого океана. Его ввозили в средневековую Европу норвежцы, датчане и русские поморы из полярных областей.
В эпоху Возрождения фигурку единорога размещали над входом в аптеки — ее и сегодня можно увидеть в старинных кварталах некоторых немецких городов.
«А» означает «Аптека»
Большая красно-белая стилизованная готическая «А» — типичный опознавательный знак аптек в Германии и Австрии. Символ образован от немецкого слова Apotheke и выглядит очень элегантно, а само слово в немецком языке появилось в XIII в. Причем с завидной педантичностью все австро-немецкие аптеки имеют на своем фасаде букву «А». Такое единообразие не мешает им успешно конкурировать. Иногда к названию прибавляется какое-нибудь оригинальное слово, например, имя аптекаря-основателя и пр.
Вывеска из пучка сена
Пожалуй, больше всего атмосфера времени и таинства исцеления ощущается в традиционных китайских аптеках. Древняя легенда гласит, что некто Шеньонг впервые предложил 100 целебных растений, «ниспосланных свыше» для лечения болезней. А вот в сборнике традиционной китайской медицины «Материа медика», фактически первой в мире фармакопеи, написанной в XVI в. китайским фармацевтом Ли Шижень, насчитывалось уже 1892 препарата на основе растений, минералов и субстанций животного происхождения. Поэтому символом многих китайских аптек стал пучок сухой травы, который вывешивался над их входом. Позднее стала популярной вывеска из трех гипсовых амулетов.
Легендарному символу Красного Креста — 150 лет
В августе 2013 г. исполнилось 150 лет со дня образования Международного комитета Красного Креста (МККК) и его одноименного символа. В качестве эмблемы был выбран швейцарский флаг, на котором красный цвет поля был изменен на белый, а белый крест — на красный. Впоследствии «красный крест» — яркий алый символ стали размещать над входом в аптеки как знак милосердия и помощи страждущим. Но в 1913 г. вышел закон, запрещающий использование символа в коммерческих целях.
Способ обойти запрет изобрели предприимчивые французы: они предложили «перекрасить» красный крест в зеленый цвет, ассоциирующийся с лекарственными растениями. И в 1984 г. зеленый крест был зарегистрирован как официальный символ Ассоциации фармацевтов Франции — его разместили над входом во все аптеки страны. Со временем этот знак получил распространение во всем мире. Он и сегодня в различных интерпретациях служит аптечной вывеской в Греции, Ирландии, Швейцарии, Италии и других странах.
Античность и соцреализм
«Чаша со змеей» не только самая узнаваемая в мире эмблема, но и старейшая. Ее изображения можно обнаружить на археологических находках, датируемых VIII–VI вв. до н.э. Существует несколько версий происхождения символа. По одной из них, эмблема родилась из древнегреческой мифологии. Богиня здоровья Гигея и ее отец, бог медицины и врачевания Асклепий, часто изображались в окружении змей. Также полагают, что так символически обозначался сосуд для хранения змеиного яда, из которого изготавливали лекарства.
Существует и такое мнение, что соединить изображения змеи и чаши на эмблеме предложили аптекари итальянского города Падуя, а уже позже этот частный фармацевтический символ превратился в общепринятый медицинский. В советское время «чаша со змеей» также широко использовалась не только как медицинская, но и как аптечная эмблема, в том числе в оформлении вывесок. К слову сказать, вышеупомянутая бюргерская вывеска, состоящая из одной буквы «А», также содержит эту эмблему.
Споры вокруг аптечной вывески
А вот в современной Украине многие владельцы аптек мечтают изобрести своего «гапера» для привлечения клиентов. Пожалуй, ничто так не цепляет современного обывателя, как заявление об экономных, низких, оптовых, социальных ценах, размещенное непосредственно на самой аптечной вывеске.
Несмотря на то, что цены на лекарственные средства регулируются для всех одинаково, и каждый специалист понимает, что аптеке не выжить, продавая препараты без наценки, такой рекламный ход возымел свое магическое действие на покупателей, позволив некоторым представителям аптечного ритейла завоевать внимание клиентов. Это обстоятельство вызывало раздражение у другой части участников рынка, не использовавших подобный прием. Минздрав решил вмешаться в ситуацию, издав приказ № 707 от 07.09.2012, запретивший указывать на вывесках аптечных учреждений как нарушение лицензионных условий любую информацию о ценах, «способную повлиять на намерения потребителя совершить покупку в таком аптечном учреждении». Но вскоре компании «Доминант-Фарм», развивающей аптечную сеть под брендом «Аптека низьких цін», удалось восстановить право на использование этого названия в своих вывесках. Об этом свидетельствует решение Высшего административного суда от 18 июня 2013 г., размещенное в Едином государственном реестре судебных решений. В ответ на это постановление суда Минздрав был вынужден уступить и издать приказ от 03.07.2013 № 572 «О внесении изменений в Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговле лекарственными средствами», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 16.07.2013 под № 1186/23718. Этот приказ изъял из лицензионных условий вышеуказанный запрет.
Однако многие эксперты считают, что если в названии аптеки используются словосочетания «низкие цены» и пр., но при этом лекарства стоят не дешевле, чем в среднем по рынку, то это является для Антимонопольного комитета поводом зафиксировать нарушение соответствующего законодательства. Как результат, на игроков рынка могут налагать штрафы и, по решению суда, обязательство снять вывеску, вводящую потенциальных покупателей в заблуждение.
Руслан Редькин, канд. фарм. наук
“Фармацевт Практик” #12′ 2013