Аптека с большой буквы
Аптека № 6 сети «Леда» существует на харьковском розничном фармрынке всего два года, но уже сумела завоевать награду «Панацея – 2012» как лучшая аптека с экстемпоральным производством. А ее заведующая Галина Черненко стала поистине «лицом» сети «Леда». Несмотря на cвою молодость, она успешно руководит большим аптечным предприятием, разместившимся на площади около 360 м2. Галина Черненко и ее заместитель Геннадий Зиновьев рассказывают о своей работе
— Галина Юрьевна, в чем секрет успеха вашей аптеки и сети в целом?
Г.Ч.: Самая главная наша ценность — это сотрудники. Основатель сети аптек «Леда» — Александр Демченко — любит подчеркивать, что «посетители идут на провизора». Поэтому мы придерживаемся самых высоких стандартов обслуживания: стараемся выслушать каждого, проявить максимум внимания, такта и сострадания. У посетителя не должно складываться впечатление спешки и погони за прибылью. Каждый клиент чувствует, что здесь все — для него! Этому способствует и грамотная планировка просторного торгового зала, где четыре кассы расположены друг от друга на рас-стоянии около 4 м. В такой ситуации общению провизора и пациента не мешают соседние кассы, не образу-ются очереди и нет постороннего шума.
— Почему было решено открыть аптеку с экстемпоральным производством?
Г.Ч.: Планируя наше открытие, руководство ориентировалось, прежде всего, на потребность жителей города в классической аптеке. Ведь до последнего вре-мени в городе-миллионнике Харькове было практически полностью свернуто экстемпоральное производство в коммунальных аптеках, которые имели лицензию на него. А между тем при всем разно-образии готовых лекарственных форм экстемпоральные препараты являются не только более дешевой, но в некоторых случаях и более необходимой альтернативой для пациента. Например, в педиат-рической практике часто отсутствуют лекарства в нужных дозировках или комбинациях. Наша аптека стала первой аптекой Харьковщины, получившей лицензию на экстемпоральное производство.
Г.З.: К слову сказать, Александр Вячеславович считает аптеку «настоящей», если она готовит препараты ex tempore. Во многом реализация этого проекта оказалась возможной именно благодаря его настойчивости, целеустремленности, вере в правильность выбранной стра-тегии развития. Ведь поначалу это у многих вызывало скепсис.
— Загружен ли производственный одел аптеки сегодня?
Г.Ч.: Судите сами. В 2011 г. мы начи-нали с изготовления двух рецептов в день, а уже в апреле 2013-го приготовили около 5570 прописей. Конечно же, это рецепты, которые были приняты во всей сети «Леда», однако около 40% и принимается, и отпускается именно в нашей аптеке.
— Какие экстемпоральные препараты изготавливаются по индивидуальным прописям?
Г.Ч.: За два года ассортимент значи-тельно расширился. Теперь мы готовим препараты для детей (укропная вода, болтушка от стоматита, свечи с глицерином и пр.), успокаива-ющие средства (микстуры Павлова, Кватера, Равкина, с цитралем и пр.). Кроме того, микстуры от мастопатии, свечи, применяемые при геморрое, простатите, а также эмульсии, суспензии, присыпки, различные мази, в том числе с нафталанской нефтью (Вилькенсона, против экземы, псориаза и пр.), лечебные порошки, пасты, негормональные и противоаллергические смеси, протаргол, сложные масляные капли в нос, препараты для лечения ногтевого грибка, раствор буры в глице-рине 20%-ный и пр. Особой популяр-ностью пользуются препараты, изготовленные для приме–нения в лечебной косметологии (противо-демодексная, отбеливающая, витаминизирующая, противоугревая маски и пр.).
— Врачи каких специальностей чаще всего назначают препараты по индивидуальным прописям?
Г.Ч.: К сожалению, врачи разучились выписывать рецепты, особенно молодые специалисты. Но практика показала, что больше всего нуждаются в препаратах ex tempore дерматологи. Теперь они могут соединить несколько активных компонентов в одной прописи, что весьма эффективно и научно обосновано. Тем не менее такая комбинация, к сожалению, не встречается в заводских препаратах. Прописи для дерматологии составляют около 50% всех изготавливаемых в нашей аптеке лекарств.
Кроме того, часто возникает потребность в экстемпоральных микстурах и свечах у детских невропатологов. Иногда по требованию врачей мы вынуждены готовить тритурации из таблеток, а из них порошки, что разре-шено приказом МЗУ № 812 и дополнениями ГФУ. Также довольно часто индивидуальные прописи, не имеющие готовых аналогов, поступают от урологов и ЛОР-врачей.
— Геннадий Васильевич, как вам удалось решить кадровый вопрос производственного отдела аптеки?
Г.З.: Мы пригласили на работу двух ассис-тентов с опытом более 20 лет, который, сожалению, не был востребован на прежнем их рабочем месте. Кроме того, отдел укомплектован одним провизором-аналитиком, двумя фасовщиками и двумя санитарками. К слову сказать, наши фасовщики — это молодые специалисты-провизоры, но без опыта работы в экстемпоральном производстве. В перспективе, надеемся, они, работая с нашими опытными сотрудниками, станут настоящими профессионалами в этом вопросе.
Сеть «Леда» принимает участие в подго-товке будущих провизоров и фармацевтов, предоставляя базу для проведения практических занятий и производственной практики студентов, провизоров-интернов, сотрудничая с технологическими кафедрами НФаУ. Очень востребованным для студентов-провизоров оказался опыт использования интернет-конференций между ассистентской комнатой нашей аптеки и учебной лабораторией кафедры технологии лекарств НФаУ, которую возглавляет профессор-новатор Т.Г. Ярных. Во время практических занятий, проводимых канд. фарм. наук, доцентом Нинель Орловецкой, будущие провизоры могут ознакомиться с организацией работы в асептическом блоке современной аптеки.
«Мы очень признательны руководству сети «Леда» и аптеки № 6 за предоставленную возможность ознакомить студентов прямо на занятиях с приготовлением экстемпоральных препаратов, в том числе стерильных лекарственных форм, в условиях современного аптечного производства. Такая методика проведения занятий с использованием видеоконференций способствует усилению мотивации и лучшему усвоению учебного материала», — говорит Нинель Орловецкая
— Расскажите, как решена методическая проблема таксирования прописей, в частности расчета так называемой taxa laborum, которую в советских аптеках не учитывали, и аптечное производство оказывалось убыточным?
Г.З.: Безусловно, аптечное учреждение должно приносить прибыль. Но, в отличие от советских времен, нам никто не возместит потери, если мы занимаемся экстемпоральным производством. Поэтому taxa laborum мы взимаем, но, тем не менее, экстемпоральные препараты оказываются дешевле, чем заводские. Методику расчета величины taxa laborum в зависимости от трудозатрат по каждой отдельной ЛФ (мазь, эмульсия, микстура, порошок, свечи, стерильная ЛФ, использование воды для инъекций, очищенной и пр.) нам помогла внедрить заведу-ющая кафедрой организации и экономики фармации НФаУ, профессор Алла Немченко. Хотя в торговом зале и оборудовано место провизора-рецептара, но принять и таксировать рецепт может каждый провизор первого стола. Для этого нашими сетевыми программистами разработана специальная компьютерная программа, которая с минимальными затратами времени рассчитывает не только стоимость и количество ингредиентов, но и taxa laborum в зависимости от формы препарата.
— Для производства стерильных лекарственных средств существуют более жесткие нормы. А как с этим обстоит дело в вашей аптеке?
Г.З.: Для производства стерильных лекарственных форм нам пришлось проходить отдельную процедуру лицензирования в Гослекинспекции и оборудовать асептический блок в аптеке согласно правилам GPP. Этот блок состоит из собственно стерильной ассистентской комнаты с ламинарным боксом, системой доочистки воздуха и создания повышенного градиента давления, специальных шлюзов для передачи стерильной тары из моечной комнаты и последующей передачи в стерилизационную комнату для стерилизации и маркировки, оборудованную двумя безопасными однофазными стерилизаторами. Асептическая ассистентская имеет также отдельный вход-шлюз с избыточным давлением воздуха, оборудованный УФ-лампой для безопасной стерилизации воздуха, шкафчиками для стерильной спецодежды и раковиной с дезинфицирующим раствором и смесителем с фотоэлементом для обработки рук персонала.
В цокольном помещении аптеки расположена автономная дизельная электростанция для бесперебойного электроснабжения и система автономного отопления и водонагрева. Благодаря современной системе приточно-вытяжной вентиляции с рекуперацией во все помещения аптеки воздух подается только после предварительной очистки, подогрева или охлаждения, а в асептическом блоке он дополнительно дезинфицируется. Уже совсем скоро мы начнем поставлять в лечебные учреждения стерильные лекарственные формы.
— Как вы получаете воду для инъекций?
Г.З.: Из практических соображений мы отказались от дистилляции и оборудо-вали нашу аптеку современной установкой многоуровневой очистки с обратным осмосом, с УФ-лампой для стерилизации воды и антибактериальными ультрафильтрами, удаляющими пирогены. Качество такой воды оказалось выше, чем при дистилляции. Для ее анализа согласно рекомендациям ГФУ мы используем кондуктометр производства Германии. При этом если по требованиям электропроводность воды должна составлять не более 4 мкСм, у нас этот показатель — 1 мкСм. Такие измерения провизор-аналитик проводит ежедневно, при возрастании показателя электропроводности ультрафильтры установки заменяют. Кроме того, ежеквартально проводится полный химический и бактерио-логический анализ воды в лаборатории СЭС. Мы также контролируем апирогенность воды для инъекций, сдавая ее пробы во внешнюю лабораторию.
— А какие еще интересные технические инновации вы используете в производственном отделе аптеки?
Г.З.: Мы используем современный прибор для изготовления мягких лекарственных форм — немецкую систему смешивания Unguator®, которая полностью удовлетворяет все потребности аптекаря в области фармацевтического изготовления мазей и косметических средств. Система смешивания и технология Unguator®, а также интег-рированная в нее система AirDynamic® являются изобретениями аптекаря Аль-брехта Кониецко из города Бамберг в Гер-мании. Они запатентованы во многих странах, а теперь такой прибор впервые использу-ется в украинской аптеке для приготовления рецептурных мазей. Это «умная» установка с лопастными мешалками и пластмассовыми контейне-рами — гигиеничными смесителями, которые одновременно служат дозировочными резервуарами для отпуска пациентам. Благодаря данной технологии изготовление даже кажущихся вначале сложными рецептурных мазей становится очень простым, быстрым и удобным.
Руслан Редькин