Статті

Аромат, дарующий счастье

25/03/2015

«Хорошие духи — это те, которые производят шок, обонятельный шок, который изменяет наше настроение при первом же их ощущении, далее следует психологический шок, еще более долгий, чем то время, за которое духи медленно раскрывают свою форму. Духи — это поэтическое творение». С этим словами Эдмона Рудницка, одного из наиболее известных парфюмеров нашего времени, нельзя не согласиться, тем более что слово «парфюм» происходит от латинского «per fumum», что означает «сквозь дым»…

Прообразом первого парфюма является курительница, которая была придумана жителями Месопотамии около 4000 лет назад. В курительницах сжигали всевозможные смолы, травы, корни растений и цветы во время религиозных церемоний, жертвоприношений и праздничных обрядов, пытаясь с помощью ароматов постичь божественные тайны. Смешивая травы и цветы с водой и маслом, получали ароматные жидкости для обтирания тела.

Из иероглифов на древних египетских захоронениях известно, что благовония играли важную роль в жизни египтян. Многие привозили из Индии.

В Египет курительницы попали около 3000 лет до нашей эры и приобрели огромную популярность благодаря королеве Мааткара Хатшепсут Хенематамон, снаряжавшей экспедиции для поиска интересных находок, в том числе и курительниц. Результаты походов отображены на стенах храма, построенного в ее честь. Вокруг храма был разбит ботанический сад, в котором произрастали растения, привезенные из дальних стран.

Редкий фараон мог устоять перед искушением благовоний. Не были исключениями и легендарные египетские царицы Клеопатра и Нефертити.

Большой вклад в дело развития парфюмерии внесли персы и арабы. На Востоке впервые научились изготовлять ароматические масла и эссенции. Жители Древнего Рима активно использовали благовония ради приятного аромата, а также в лечебных целях. Не случайно продавцы благовоний одновременно были и аптекарями.

Во второй половине XIV века появились жидкие духи — ароматическая вода на основе спирта и эфирных масел. Во времена мрачного средневековья парфюмерия переживала упадок, но с началом эпохи Ренессанса возродилась и мода на ароматы. Духи стали весьма грозным оружием великосветских соблазнительниц.

Екатерина Медичи

Екатерина Медичи

В книге П. Брантома «Галантные дамы» рассказывается о некой особе, состоящей на службе при дворе, которая носила под платьем губки, пропитанные мускусом и амброй, «чтобы не пахнуть кисло, как баран». А король Генрих IV, напротив, предпочитал «естественный» запах своей любовницы Габриэль д’Эстрэ и всегда предупреждал ее заранее о своем приезде: «Завтра я буду в Ваших объятиях. Прошу Вас, моя милая, не мойтесь»…

В XVII веке Европу охватил настоящий пар­фюмерный бум: даже королевы пользовались собственноручно приготовленными духами.

Долгое время производством ароматов во Франции занимались перчаточники, и лишь в марте 1656 года французский парламент официально зарегистрировал профессию «парфюмер».

Екатерина Медичи пользовалась чудесной продукцией не зная удержу. Личный парфюмер королевы — флорентиец мэтр Рене — изготавливал не только духи, но и яды. Зловещие слухи не мешали дамам и кавалерам атаковать парижскую лавку Рене, устроенную на Мосту Менял. Они толпились там с утра до позднего вечера, пополняя запасы «душистого оружия». Для придания приятного запаха перчаткам парфюмер придумал особую пасту, которой покрывали расшитую золотом и каменьями галантерею. Некоторым любителям роскоши пристрастие к ароматным аксессуарам стоило жизни. К примеру, по приказу коварной Екатерины Медичи мэтр Рене пропитал ядом перчатки, предназначенные для матери будущего короля Франции Генриха IV Наваррского. Несчастная не устояла перед сокрушительным сочетанием красоты и аромата, а при дворе вошло в моду дарить аксессуары «с секретом».

Жан-Франсуа Убиган

Жан-Франсуа Убиган

Первым официальным придворным парфюмером считается Жан-Франсуа Убиган. Он ублажал запахами Марию Антуанетту, которая ввела моду на ароматизированные ванны и надушенные платочки.

В 1709 году француз Жан-Мари Фарина, торговец специями из Кельна, выпустил душистую воду, названную в честь города, в котором он проживал. Во Франции кельн­ская вода появилась во второй половине XVIII века и с тех пор продается под названием «одеколон».

По некоторым сведениям, император Наполеон ежемесячно приобретал до 60 флаконов одеколона и реагировал на запахи. В подтверждение этого знаменитый историк Ги Бретон приводит следующий случай. Наполеон, большой любитель не только военных, но любовных баталий, решил развлечься с юной актрисой, «бархатистой, как персик». Желая угодить императору, девушка так сильно надушилась, что после двухчасового общения с ней у Наполеона невыносимо разболелась голова. Он велел слугам немедленно выдворить благоухающую кокетку и проветрить комнату.

В середине XIX века производство духов перестало быть кустарным благодаря Жану Герлену, Франсуа Коти и Эрнесту Дальтрофу, выдвинувшим несколько теорий по созданию запахов.

Об лечебных свойствах эфирных масел читайте: Исцеляющие ароматом

В мае 1864 года француз Генрих Брокар основал в Москве предприятие по производству парфюмерного мыла.

К началу XX века фабрику уважительно называли «Империей Брокара». Ее владелец имел весьма разносторонние таланты и неизменно угождал женщинам всех возрастов и сословий.

Генрих Брокар

Генрих Брокар

«Империя Брокара» обладала восемью золотыми медалями, полученными на всемирных выставках в Париже, Ницце, Барселоне. Только об одном сожалел обрусевший француз — в коллекции высоких наград не хватало звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества».

Однажды среди ночи Брокар переполошил весь дом своими криками: «Нашел!». Спустя неделю в его кабинет доставили необычную вещь: прекрасную хрустальную вазу, полную алых роз, нежных пармских фиалок, нарциссов и ландышей. Все они с необычайным искусством были изготовлены из цветного воска и выглядели почти неотличимо от живых.

В свой день рождения вдовствующая императрица Мария Федоровна получила от фирмы знаменитого московского парфюмера Брокара весьма необычный подарок: эту самую вазу с изумительно сделанными восковыми цветами, каждый из которых источал свой натуральный аромат. Запахи легко и приятно кружили голову и сливались в необычайный букет. Императрица велела назвать новые духи «Любимый букет императрицы», а Брокар получил вожделенное звание.

Духи стали легендой и приобрели огромную популярность в России и за ее пределами.

В 1917 году фабрику национализировали и «Империя Брокара» превратилась в «Замоскворецкий парфюмерно-мыловаренный комбинат № 5».

Спустя некоторое время главный парфюмер Август Мишель, работавший еще с самим Брокаром, предложил переименовать мыловаренный комбинат в «Новую Зарю». Это звучало вполне в духе времени. Так, с легкой руки старого парфюмера «Империя Брокара» стала «Новой зарей», а духи, в свое время покорившие императрицу, обрели новую жизнь под названием «Красная Москва».

coco

Коко Шанель

Двадцатые годы XX века ознаменовались открытием способов создания ароматов искусственным путем. Революцию в парфюмерии совершили альдегиды, впервые использованные в духах «Шанель № 5».

С юных лет Габриель, или Коко, как звал ее весь мир, была убеждена, что на настроение влияют запахи. 5 мая 1921 года широкой публике были представлены духи «Шанель № 5», ставшие ароматом столетия, фетишем в парфюмерии и очень прибыльным проектом. Своим состоянием Коко Шанель была обязана именно им, а не маленькому черному платью, столь же знаменитому. До появления «Шанель № 5» женщины душились нестойкими духами с ярко выраженными ароматами розы, жасмина или фиалки. Коко была твердо убеждена, что «женщина должна пахнуть женщиной, а не цветком», поэтому в качестве эксперимента она смешала более восьмидесяти ароматов, а знакомый парфюмер Эрнест Бо (кстати, работавший раньше для императорского дома Романовых), добавил в смесь альдегид. Он сделал «Шанель № 5» первыми в истории стойкими духами и окончательно запутал ароматы. Запах стал неопределенным и волнующим. Кроме того, новое содержание было облечено в новую форму. Флакончикам с завитушками Шанель предпочла строгую прямоугольную форму, списанную не то с аптекарского пузырька, не то со штофной бутыли.

Впоследствии популяризации духов немало способствовала Мерилин Монро, которая на вопрос, в чем именно она спит, невинно ответила: «В Шанели № 5»…

В 80-е годы прошлого века на смену тяжелым амбровым ароматам пришли совершенно новые букеты, так называемые свежие озоновые и морские мотивы, напоминающие об океанах и водорослях, в 90-х появилась новая технология «живые цветы» («Living-Flower Technology»), позволяющая «собирать» запах живых цветов и растений. Аромат

Living-Flower Technology

Living-Flower Technology

«вытягивают» через специальное ответвление, предварительно поместив цветы под стеклянный колпак.

Особой популярностью на протяжении последних лет пользуются фруктовые ароматы (лимона, апельсина, смородины, ананаса, манго).

Парфюмам нынешнего столетия присущи изящество, максимальная лаконичность, естественность, нежность и индивидуальность. Одни предпочитают духи с «изюминкой» — запахами ванили и карамели, другие без ума от восточных ароматов, а третьи полагают, что лучшим запахом является его отсутствие.

Читайте также: Чем и почему пахнут люди

И все же, открывая флакон и проливая пару капель ароматного таинства, мы каждый раз оказываемся во власти чертовски приятной мысли: «Жизнь прекрасна и удивительна, не правда ли?!».

Подготовила Александра Демецкая

“Фармацевт Практик” #03′ 2009

 

https://rx.ua
ПЕРЕДПЛАТА
КУПИТИ КНИГИ