АСБЕСТ: РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ТЕМУ
Когда в конце 80-х годов прошлого века в СМИ начали появляться статьи с пугающими заголовками наподобие «Бомбы в легких», о вреде использования асбеста заговорили не только специалисты, но и люди, весьма далекие от медицины. И хотя Европа призывает отказаться от применения асбеста, изделия из него продолжают производить в США, Канаде, России, странах Южной Африки и в Украине
«Огнестойкий холст»
Асбест (греч. asbestos — неугасимый, неразрушимый) — естественный спутник человека. Волокна этого минерала присутствовали в окружающей среде задолго до начала коммерческой эксплуатации человеком месторождений асбеста. В атмосфере волокна появляются благодаря естественной эрозии горных пород.
Древние греки, римляне и египтяне использовали асбест для придания прочности керамическим изделиям, а также в качестве основы для изготовления негорючих тканей (например, погребальных одежд) и фитилей масляных ламп. Плиний-старший ошибочно считал этот материал разновидностью льна и называл его «огнестойким холстом», подчеркивая при этом ценность асбеста: «Его стоимость соперничает с ценами на жемчужины исключительной красоты».
В средневековой Европе полагали, что асбест — это волосы саламандры или остатки перьев птицы Феникс.
Активное промышленное использование асбеста началось в XIX веке. Во многих странах его начали применять для производства асбестотекстильных изделий (асботкани, обложки для книг) и строительных материалов. Такие технические качества асбестсодержащих продуктов, как высокая прочность на разрыв, эластичность и огнеупорность, способствовали тому, что в XХ веке асбестсодержащие изделия нашли широкое применение в автомобиле-, судо- и машиностроении.
В настоящее время асбест — собирательное товарное название большой группы силикатов волокнистой структуры, сходных по своим свойствам, но различных по химическому составу.
В зависимости от кристаллической структуры и минералогических признаков выделяют две основные группы асбеста: хризотиловую (хризотил) и амфиболовую (антофиллит, тремолит, крокидолит, амозит, актинолит).
Канцерогенная опасность
Широкое использование асбеста можно справедливо отнести к одному из наиболее весомых коммерческих достижений современности. Вместе с тем его негативное влияние на здоровье человека вызывает серьезную обеспокоенность как ученых, так и широкой общественности.
Действительно, последние четверть века в мировой медицине повышенное внимание уделяется фиброзу легких, который вызван влиянием асбеста — асбестозу. Причиной смерти пациентов с данным заболеванием нередко (в 13–15% случаев) является рак легких или мезотелиома плевры.
В настоящее время асбест является одним из основных профессиональных канцерогенов. По данным экспертов ВОЗ, наибольшему риску развития асбестоза и онкопатологии подвергаются рабочие, занятые добычей, разломом и переработкой асбеста, производством асбестотехнических изделий и их демонтажом.
Результаты исследований, проведенных учеными разных стран, свидетельствуют о том, что смертность от онкологических заболеваний различной локализации среди мужчин, работающих на асбестодобывающих предприятиях и асбестообогатительных фабриках, в 3,6–4,5 раза выше, чем среди населения, не имеющего профессионального контакта с асбестом. Рабочие, занятые в асбестовой промышленности, умирают в среднем на 8,5–13,2 (мужчины) и на 3,1–10,2 года (женщины) раньше, чем неэкспонированные к асбесту контингенты.
В Украине промышленное производство материалов, которые содержат асбест, и их использование, продолжает оставаться масштабным. Однако следует учитывать, что асбест, используемый в отечественной промышленности, относится к хризотиловой группе. Эта разновидность асбеста добывается на территории СНГ, в частности в России, более 100 лет. Предприятия хризотиловой промышленности СНГ выпускают широкий ассортимент товаров на основе хризотилов: асбестоцементные волнистые листы (шифер), облицовочные плоские листы, асбестоцементные трубы, теплоизоляционные и термостойкие текстильные, прокладочные и уплотнительные материалы, фрикционные изделия (тормозные колодки), асбестокартон.
По данным многочисленных исследований, наибольшую опасность для здоровья человека представляют амфиболы. Амфиболовые асбесты практически не выводятся из легких, тогда как полупериод очистки легких от волокон хризотила (время, необходимое для удаления 50% волокон, оставшихся в легких после окончания воздействия) составляет около 14 дней (период полураспада амозита — около 466 дней).
Читайте також: Болеют здания – страдают люди
Экономическая война?
Канцерогенная опасность асбеста – доказанный факт. Вместе с тем, производители асбеста утверждают, что против хризотила развязана самая настоящая экономическая война, целью которой является его вытеснение с мирового рынка.
По мнению российских и украинских промышленников, противники хризотила сознательно вводят в заблуждение общественность, говоря о вреде асбеста, не делая разницы между различными его видами. Дело в том, что в европейских странах долгое время широко применяли амфиболовые асбесты, добытые в Италии, Южной Африки и Финляндии. Вплоть до середины прошлого века их доля в общем объеме потребления асбеста составляла около 30%. Кроме того, до середины прошлого века наращивания производства асбеста происходило при отсутствии санитарно-гигиенических мер защиты работающих, что также способствовало росту заболеваемости.
После того, как были получены убедительные данные о высокой канцерогенной активности амфиболов, страны, не имеющие собственных месторождений хризотила, были вынуждены искать альтернативные материалы и бороться за рынки сбыта своей продукции. В 90-х годах конкуренция приобрела характер экономической войны, которую возглавили европейские химические и металлургические концерны, производящие заменители хризотила.
Антиасбестовая кампания набирала обороты. Результатом стало принятие Европейской комиссией Директивы 1999/77/ЕС о запрете с 1 января 2005 года использования асбеста (в том числе хризотилового) и асбестосодержащих материалов и изделий в странах Евросоюза.
В зависимости от региона и независимо от хозяйственной или промышленной деятельности, каждый человек ежедневно (!) вдыхает от 10 000 до 15 000 волокон хризотила и пьет воду, в 1 литре которой содержится от 200 тыс. до 2 млн таких волокон
Заменители асбеста
Запрет на использование асбеста напрямую связан с поисками альтернативных источников сырья. Одним из основных путей устранения вредного влияния асбеста на здоровье работающих является замена его другими, возможно, менее вредными искусственными минеральными волокнами, сырьем для изготовления которых служат базальт, отходы металлургического производства, диабаз, мергель, стекло. Вместе с тем, широкому внедрению в производство заменителей асбеста не предшествовало изучение их влияния на здоровье человека.
Недавние исследования показали, что многие волокна, предлагаемые взамен асбеста, еще более опасны, чем хризотил. Речь идет о стекловолокне, огнеупорных керамических волокнах и волокнах арамида. Установлено, что период полураспада некоторых искусственных волокон-заменителей намного превосходит соответствующий показатель для хризотила. Так, период полураспада керамического волокна составляет 60 дней, арамидного волокна — до 90, целлюлозного волокна — более 1000.
Безопасность хризотила
На рабочем месте
Несмотря на директивы Евросоюза, Международная организация труда (МОТ) и ВОЗ подтвердили лишь один запрет, а именно запрет на применение амфиболовых асбестов. А как же хризотил?
В городской и сельской местности в 1 метре атмосферного воздуха в среднем содержится 1 волокно (или даже меньше). Это так называемый фоновый – нормальный уровень концентрации, который не причиняет вреда здоровью человека. Несмотря на то, что противники хризотила используют лозунг «и одно волокно убивает», эксперты ВОЗ утверждают: риск негативного воздействия хризотила на население, профессионально не связанное с этим минералом, рассматривается как незначительный. Для того чтобы оказаться в группе риска, необходимо подвергнуться продолжительному воздействию при уровнях запыленности, значительно превышающих предельно допустимые концентрации. При этом рабочие, занятые в асбестовой промышленности, не подвергаются какому-либо риску при условии строго контроля за уровнем пылевой нагрузки, а также проведения мероприятий по охране труда.
В быту
По мнению экспертов ВОЗ, уровни содержания волокон в зданиях, построенных с использованием хризотила, а также вокруг них не отличаются от естественного природного фонового уровня в районах, где отсутствуют строительные материалы на основе хризотила. Известно, что содержание хризотила в асбестоцементных изделиях (шифере, трубах) составляет 11%. При смешивании с цементом образуются прочные химические и физические связи. Благодаря «замолачиванию» в цементную матрицу, волокна асбеста не способны выделяются в окружающую среду при воздействии воды, солнца и ветра. Исследования российских ученых доказывают, что кровельные асбестоцементные материалы даже в условиях крайне резких колебаний температуры окружающей среды, агрессивных выбросов промышленных предприятий не являются сколько-нибудь серьезным источником эмиссии респирабельных волокнистых частиц. Что касается труб, то результаты исследований свидетельствуют о том, что перед тем как попасть в асбестоцементную трубопроводную систему, вода уже содержит волокна асбеста, то есть количество волокон в воде до попадания в трубы и после прохождения по ним практически не меняется.
Следует особо отметить, что многие безасбестовые фрикционные материалы, в частности, тормозные колодки для автомобилей, имеют неудовлетворительные физические свойства и технические характеристики. Другими словами, использование безасбестовых тормозных колодок сопряжено с повышенным риском аварии. Если же говорить о выделении волокон, происходящем в результате использования асбестовых тормозных колодок, то оно является незначительным фактором, оказывающим негативное влияние на загрязнение окружающей среды. Установлено, что гораздо большую опасность представляют газы и мелкодисперсные частицы от автомобильных покрышек, выделяющиеся при трении об асфальт.
Читайте також: 12 способов снизить риск развития рака
Время покажет
Так вреден ли асбест? Амфиболовый — вне всякого сомнения. В отношении хризотила специалисты разных стран пока что не пришли к единому мнению. В настоящее время украинскими учеными начато масштабное исследование «асбестовых рисков». Какими будут результаты, станет известно в течение ближайших нескольких лет. Как говорится, время все расставит по своим местам.
Александра Демецкая
“Фармацевт Практик” № 1, 2006