«Берингер Ингельхайм»: философия победителя
Фармацевтическая компания «Берингер Ингельхайм» основана Альбертом Берингером в 1885 г. Из небольшого химического предприятия, на котором работали 28 человек, компания превратилась в глобального производителя инновационных лекарственных средств. Мы беседуем с Франческо Банки, директором представительства «Берингер Ингельхайм» в Украине, и Оливером Розборилом, начальником отдела маркетинга рецептурных лекарств
— Мы живем в век глобализации. Фармацевтические корпорации увеличивают свой капитал и долю на рынке путем приобретения других компаний. Вместе с тем «Берингер Ингельхайм» остается частной компанией…
Ф.Б.: «Берингер Ингельхайм» — это семейная компания, которая остается таковой уже 130 лет. Сейчас она является собственностью двух семей ― Берингер и фон Баумбах, члены которых не только входят в состав наблюдательного совета, но и принимают активное участие в управлении компанией. Основное отличие между частным предприятием и акционерным обществом состоит в том, что руководство компании не должно согласовывать свои действия с акционерами, а это значительно сокращает время принятия решений. Семья Берингер — фон Баумбах всегда заинтересована в стабильном функционировании предприятия, его развитии и в конструктивном решении насущных задач.
Сейчас на мировом фармрынке крупные корпорации, пересматривая свои портфолио, компенсируют недостаток в нем тех или иных продуктов покупкой других компаний. Это касается таких лидеров фармацевтической отрасли, как «ГлаксоСмитКляйн», «Файзер», «Санофи» и др. «Берингер Ингельхайм» растет только за счет собственных разработок. В этом и состоит наше главное преимущество. В компании около 20% дохода инвестируется в научные исследования.
Еще одна важная черта «Берингер Ингельхайм» ― социальная ответственность. Сейчас в компании работают более 47 000 человек. Руководители понимают, что успех предприятия во многом зависит от мотивации сотрудников. Уверенность в будущем должны чувствовать не только работники компании, но и их семьи. А ее могут дать только инвестиции в будущее, что в первую очередь связано с разработкой новых лекарственных средств. Поэтому основной концепцией нашей деятельности мы считаем «Создание ценностей через новаторство».
— Разработка новых лекарственных препаратов требует немалых интеллектуальных и финансовых ресурсов. Как частная компания справляется с такой задачей?
Ф.Б.: Инновационный продукт, выведенный на рынок, это 10‒12 лет труда ученых, это сотни молекул в разработке, из которых лишь одна доказала свою новизну, эффективность, безопасность и преимущества перед другими. Инновационный препарат — это конечный результат, которому предшествовало решение того, кто определял и прогнозировал потребности рынка через 10‒12 лет. Мир динамичен и в нашей среде все меняется достаточно быстро. Решения, принятые десять лет назад, не всегда актуальны сегодня. Поэтому нужно постоянно быть открытым к изменениям и переменам.
Особенность компании «Берингер Ингельхайм» заключается в том, что мы изначально принимали правильные решения, и нам не нужно коренным образом менять свою политику. Основной акцент в компании сделан на разработке препаратов, действующих на респираторную систему, которые применяют в пульмонологии. Сейчас мы разрабатываем лекарственные средства для лечения больных сахарным диабетом, а также противоопухолевые препараты.
Люди — движущая сила нашей компании. Мы привлекаем к работе молодых ученых, уделяем внимание поиску талантов. В Испании, Италии, Германии — там, где расположены крупные офисы компании, осуществляем определенные программы поддержки талантливых студентов и ученых. Такая работа позволяет привлечь в компанию новые силы, а именно эти люди будут определять ее лицо через 10‒15 лет.
— Какими качествами должен обладать потенциальный сотрудник компании?
Ф.Б.: Основным критерием являются отнюдь не знания. Компания «Берингер Ингельхайм» ставит в основу стремление к победе, упорство в достижении цели, умение и желание учиться и меняться. Для нас важны люди, которые разделяют ценности компании и стремятся к победе. А знания всегда можно пополнить и расширить. Для этого у нас существуют программы обучения и развития персонала. Нужно сказать, что мы не испытываем недостатка в претендентах. За долгие годы работы у «Берингер Ингельхайм» сложился позитивный имидж. В Германии мы признаны одним из лучших работодателей в своей отрасли.
— Есть ли шанс у украинских ученых и студентов попасть в такие программы?
Ф.Б.: К сожалению, пока такие программы существуют только в странах, где мы успешно ведем бизнес. В связи с политической и экономической ситуацией в Украине фармацевтический бизнес переживает нелегкое время. Наше представительство здесь подчиняется непосредственно венскому офису. Еще несколько лет назад Украина была одним из самых успешно развивающихся рынков, но сейчас, к сожалению, у нас нет возможности осуществлять программы развития. Главная наша задача на сегодня — сохранить структуру организации, сохранить людей. Ведь для нас, как социально ответственной компании, сотрудники компании находятся в приоритете. Мы не можем повлиять на украинскую экономику, но как только наметится прогресс, мы вернемся к этому вопросу. Очень важно инвестировать в молодых, показать им перспективы, дать возможность реализовать себя.
— Проф. А. Барнер, председатель совета управляющих директоров компании «Берингер Ингельхайм», назвал три наиболее важных рынка для компании — США, Германия и Япония. Украина ни по объему фармрынка, ни по его состоянию в настоящий момент не может соревноваться с такими странами. Каковы перспективы компании «Берингер Ингельхайм» на украинском рынке?
Ф.Б.: Украина — значительный регион в Восточной Европе с большим потенциалом. Здесь много хороших
специалистов, но кризис, к сожалению, многое поменял. Мы потеряли обороты, но не собираемся закрывать офис и уходить с рынка. Пока есть стабильность, будем бороться за победу, а рентабельность вернется. Конечно, есть проблемы: украинский рынок не является инновативным из-за невысокой платежеспособности населения, регистрация новых препаратов занимает больше времени, чем в Европе. Но кризис не навсегда, а мы ― оптимисты!
О.Р.: Этот год для компании «Берингер Ингельхайм» был очень насыщенным. Мы вывели на рынок новые препараты в тех направлениях, в которых традиционно сильны: пульмонология, эндокринология, онкология. В Украине в 2015 г. было три лонча. Мы представили новые показания к применению препаратов Прадакса® (тромбоз глубоких вен) и Спирива® (бронхиальная астма). Кроме того, вывели на рынок новое доставочное устройство — Респимат®. В будущем представим в Украине и наши новинки. Однако следует помнить, что процедура регистрации здесь на два года дольше, чем в странах Европы. Хотелось бы отметить, что инновационные препараты не дешевы, а украинским пациентам приходится практически самостоятельно оплачивать их полную стоимость. Очень важно, как государство будет развивать программы реимбурсации. Но, несмотря на трудности, мы продолжаем работу и не сдаемся.
— Наше интервью выходит в преддверии Нового года. Что вы можете пожелать нашим читателям?
Ф.Б.: Я в Украине работаю с апреля 2015 г. и впечатлен тем, что происходит в вашей стране. Хочу пожелать всем украинцам силы и желания преобразовывать свою жизнь к лучшему. Нам, иностранцам, есть куда вернуться даже при неблагоприятном стечении обстоятельств, а украинцам здесь жить. Вы должны построить общество, к которому стремитесь. Главное — не сдаваться!
Беседовала Наталия Малишевская
Фото: Евгений Черный