ЖизньСтатті

Бремя фастфуда

16/08/2011

Фастфуд (от англ. fast food — «быстрая еда») называют бичом современной Америки. Почти 90% населения США страдает от избыточного веса, более трети — от ожирения. Причин столь бедственного положения несколько. Самая весомая из них — обилие заведений с яркой рекламой, предлагающих быстро, вкусно и дешево перекусить. Гамбургеровые забегаловки давно перешагнули границы Штатов и, будто щупальца спрута, расползлись по всем континентам.

Пикник на обочине
Между прочим, в начале ХХ века у гамбургеров была плохая репутация. Они считались опасной едой бедняков, которую продавали только с тележек у фабрик или на ярмарках. «Есть гамбургеры — все равно, что питаться из мусорного ведра», — писали газеты того времени. Поправить репутацию булки с котлетой удалось в 20-е годы компании «Белый замок», которая установила свои грили на виду у публики. А с появлением автомобиля понятие гамбургера прочно вошло в обиход среднего американца.
В конце 20-х начале 30-х годов прошлого века только в Лос-Анджелесе насчитывалось более миллиона машин. Для удобства их владельцев открыли множество придорожных ресторанчиков — драйв-инов. Бойкие молоденькие официантки в коротких юбках принимали заказы и приносили еду прямо в авто. Пик популярности драйв-инов пришелся на 50-е годы ХХ века. Рядом с заведениями даже начали строить церкви с циничными лозунгами: «Помолись в семейном автомобиле». О том же, что предварительно следует сжевать хот-дог или гамбургер, хоть и умалчивалось, но подразумевалось.
Далее подоспела «семейная» политика «Макдоналдса». Гамбургеры показались всем идеальной детской едой: легко жевать и держать в руке, сытно и, главное, недорого.

Предприимчивые братья
После великой американской депрессии несостоявшиеся актеры Моррис и Ричард Макдоналды открыли на удивление прибыльное заведение «Макдоналдс бразер бюргер бар драйв-ин». Правда, до конца 40-х годов братья терпели ряд неудобств. Наряду с заработанными долларами подсчитывались убытки из-за регулярно бившейся фарфоровой посуды. Каждый год приходилось нанимать новых официанток, уходивших вверх по карьерной лестнице или под венец, а также периодически увольнять зазнавшихся поваров. Досаждали и клиенты — в основном, шумные и неаккуратные тинейджеры. Макдоналды решили покончить с этим кошмаром раз и навсегда, и заведение закрыли… на реконструкцию.
Через некоторое время обновленная точка питания распахнула двери. Моррис и Ричард предлагали посетителям лишь блюда, поедание которых не требовало ножа и вилки. Звон фарфора заменил шелест бумажной посуды. За счет самообслуживания вдвое снизились цены, а принцип конвейера на кухне значительно увеличил производительность труда. За кассой стояли юноши, что придавало «Макдоналдсу» некоторую солидность и привлекало семейные пары с детьми. В это же время братья придумали и фирменный знак в виде буквы «М» в форме двух золотистых, подсвеченных неоном, арок. От клиентов не было отбоя. Несколько кафе разрослись в целую сеть заведений фастфуда. В 1960 году США могли похвастаться наличием 250 семейных кафе-ресторанов «Макдоналдс». К началу 70-х их было уже более 3-х тысяч. Постепенно американцы стали тратить на гамбургеры и колу до 6 млрд долларов в год.

Отдельным блоком
Покорение мира
Идея покорить фастфудом мир принадлежала бизнесмену Рэю Крокку. Именно он предложил братьям продавать лицензии всем желающим открыть семейный ресторан «Макдоналдс». В середине 60-х годов прошлого столетия этот документ стоил 950 долларов. Сегодня компания «Макдоналдс-корпорейшн», основанная мистером Крокком, торгует такими же бумажками по полмиллиона условных единиц за экземпляр. Корпорация ежегодно нанимает на работу до 1 млн человек. В США каждый восьмой представитель рабочих профессий когда-нибудь трудился в «Макдоналдсе».

«Ты — то, что ты ешь»
Ожирение — вторая после курения причина смертности в США. Ежегодно от него умирают 28 тыс. человек. 54 млн американцев страдают ожирением, 6 млн супержирны — они весят больше нормы на 100 фунтов (45 кг). Ни одна нация в истории не толстела так быстро. Если в 50-х типичный заказ колы был равен 230 г, теперь «детская» порция — 340 г, а взрослая — 900. В 2 раза возрос уровень ожирения у англичан, которые больше всех европейцев любят фастфуд. В Японии с их морской и овощной диетой толстых раньше почти не было — сегодня они стали как все… От корейских диетологов и пропагандистов традиционной культуры очень часто можно слышать, что увеличившееся в последнее время число толстяков в Стране Утренней Свежести — это результат приобщения нации к нездоровой западной пище. Внешне такая точка зрения кажется логичной. Казалось бы, вывод очевиден: в избыточном весе виновата ужасная западная кухня, а если хотите похудеть, вспомните о вековой традиции и переходите на рис. В свете сказанного вполне сенсационно выглядят выводы, сделанные специалистами хирургической клиники Сеула «Эм-Ай-Эс». Оказалось, что корейские толстяки, в отличие от западных, поправляются вовсе не от «фаст-фуда», а от самых что ни на есть «родных» продуктов. Выяснилось, что за один раз корейские толстяки съедают в среднем в 1,6 раза больше пищи, чем «обычные» люди. При этом главное место в рационе тучных корейцев, в отличие от их западных «собратьев», занимают не мясные продукты, а рис, лапша быстрого приготовления и некоторые виды мучных изделий. Мясо они употребляют в среднем всего около полутора раз в неделю. А такую продукцию закусочных быстрого обслуживания, как всевозможные гамбургеры, чизбургеры, пицца и жареная курица, к которым питают слабость западные толстяки, корейцы, страдающие ожирением, едят, как выяснилось, в среднем менее одного раза (0,7 раз) в неделю.

Отдельными блоками
Гамбургеры и секс
Казуо Сакай, глава одной из ведущих клиник Токио, бьет тревогу. По его словам, японцам нужно спасать подрастающее поколение. Врачи утверждают, что молодежь стала слишком легкомысленно относится к сексу. Медики решили, что в развратности юного поколения виноваты именно кафе «быстрого питания», пришедшие из Америки и заполонившие Японию. Врачи утверждают, что пища из таких заведений слишком быстро усваивается организмом и как-то странно влияет на молодых людей, лишая их воли и усиливая половое влечение. «Они стали самыми настоящими сексуальными наркоманами», — утверждает Казуо Сакай.

«Богопротивная» трапеза?
Итальянский теолог Массимо Салани, автор множества книг и признанный эксперт в сфере религиозного аспекта еды в мировой культуре, обрушился с ожесточенной критикой на сеть «Макдоналдс». В интервью ежедневной газете для епископов «Аввенире» Салани заявил: «Фастфуд по своей сути попирает основы католицизма». Предприятия быстрого обслуживания представляют собой, по его мнению, «полное забвение сакрального аспекта принятия пищи». В этих богопротивных заведениях «…люди быстро утоляют свой голод, чтобы тут же заняться чем-то другим, и таким образом уничтожается священное содержание совместной трапезы». Оскорбленные владельцы итальянских закусочных сети «Макдоналдс» поспешили оправдаться посредством такого аргумента: «Фастфуд означает быстрый сервис, а вовсе не быстрое поедание пищи».

Быстра еда — большая беда?
Спор между диетологами и владельцами ресторанов о вреде и пользе быстрого питания не утихает. «Если мы будем есть гамбургеры и картошку тысячу лет, станем выше, наша кожа побелеет, и мы превратимся в блондинов», — пошутил однажды японский мультимиллионер Дэни Футжито. Пока же его соотечественники, следуя примеру американцев, растут лишь в ширину. Диетологи всего мира в один голос твердят о том, что фастфуд вреден для организма. По свидетельству врачей, фастфуд вызывает ожирение, портит желудок, он противопоказан людям с артериальной гипертензией, а также пациентам с холециститом и сахарным диабетом. Поскольку для приготовлении быстрой еды рестораны используют высококалорийные продукты, которые вдобавок еще и обжаривают. Рацион ресторанов и палаток, торгующих хот-догами и гамбургерами, не обеспечивает организм необходимыми пищевыми волокнами, витаминами и микроэлементами. Это значит, что, отдавая предпочтение фастфуду (особенно зимой и весной), человек обрекает себя на авитаминоз. По мнению медиков, фаст-фуд безопасен только для тех, кто пользуется его услугами нерегулярно. Если вы не в силах преодолеть желание полакомиться гамбургером и картошечкой, следует делать это не чаще 2-х раз в месяц. Рабочий график не позволяет полноценно питаться в течение дня? Лучше отдать предпочтение кисломолочным продуктам, фруктам или кашам быстрого приготовления.

Билль о чизбургерах
76% американцев считают, что блюда, которые предлагают рестораны быстрого питания, вредны для здоровья. При этом 33% уверены, что сети быстрого питания должны нести ответственность за то, что предлагаемая ими еда негативно влияет на здоровье потребителей. Тем не менее, в марте 2004 года палата представителей конгресса США приняла закон, который запрещает преследование в судебном порядке производителей продуктов, вызывающих ожирение. Законодатели посчитали, что иски толстых американцев могут разорить эту важную для национальной экономики отрасль.
Закон, за который проголосовало подавляющее большинство конгрессменов, уже получил прозвище «билля о чизбургерах». Закон запрещает рассмотрение «пустяковых» дел в отношении производителей, дистрибьюторов и продавцов еды и безалкогольных напитков на том основании, что эти продукты привели к ожирению. Глава Палаты представителей Деннис Хастерт заявил, что потребители должны понять, что не имеют права обвинять других в последствиях их собственных действий. В то же время противники закона утверждали, что документ ясно дает понять пищевой промышленности, что ей не стоит беспокоиться по поводу здоровья нации.
Принятый Палатой представителей закон получил поддержку со стороны Белого дома. Однако документ еще должен быть одобрен Сенатом — верхней палатой парламента. В прошлом году сенаторы не раз выступали против мер, защищающих тот или иной сектор промышленности от преследования в судебном порядке.
Интересно, что голосование состоялось на следующий день после того, как представители министерства здравоохранения США заявили, что ожирение вскоре может даже обогнать курение в качестве причины преждевременной смерти американцев.


Различные общественные организации, отстаивающие интересы потребителей, при поддержке государственных чиновников все настойчивее призывают фастфуды «оздоровить» свое меню и стараются по-настоящему заинтересовать общественность проблемами правильного питания. В последнее время некоторые фастфуды к своим обычным блюдам с высоким содержанием сахара, соли и жира стали предлагать большой выбор салатов и овощей.
По данным ВОЗ, в ближайшие 20 лет в мире стоит ожидать удвоение количества смертных случаев, связанных с ожирением. А вот британское «Агентство по продовольственным стандартам» предупреждает, что неправильное питание и недостаток физических нагрузок может привести к сокращению продолжительности жизни. Хотя, как гласит рекламный слоган известных производителей продуктов быстрого питания: «Не важно, чем человек питается, важно — сколько он двигается»…

Подготовила Александра Демецкая

https://rx.ua
ПЕРЕДПЛАТА
КУПИТИ КНИГИ