ЧЕЛОВЕК НА СВОЕМ МЕСТЕ: какими качествами должен обладать провизор?
Часто беседуя с представителями одной и той же специальности, невольно замечаешь: одни счастливы, а другие считают себя неудачниками. При этом путь к профессии особой роли не играет. Можно выбрать ее случайно и сразу почувствовать себя на своем месте, а можно — сознательно и потом испытывать разочарование.
Раньше у всех на слуху было выражение «престижная профессия». Сейчас мы пользуемся понятием «профессионал». При этом во главу угла ставим не характер трудовой деятельности, а уровень овладения профессией, которого сумел достичь человек на своем рабочем месте. И хотя принято говорить «он стал профессионалом», это не означает констатацию факта, а скорее отражает процесс постоянного самосовершенствования, приобретения новых знаний и навыков.
Казалось бы, какими особыми качествами должен обладать провизор? Самыми противоположными:
- уметь одновременно отпускать лекарства, сверять правильность прописанной дозировки, отвечать на вопросы покупателей, считать деньги, выбивать чек и при этом основное внимание уделять клиенту;
- обладать способностью к сочувствию и сопереживанию, но не «растворяться» в чужих проблемах;
- быть открытым по отношению к клиенту, но уметь держать дистанцию;
- быть приветливым и благожелательным, но вместе с тем уметь вежливо и вовремя «поставить клиента в рамки»;
- признавать свою порой скромную роль исполнителя воли врача и в то же время «стоять на страже» врачебной ошибки;
- давать квалифицированные советы, но при этом чувствовать грань, когда клиента нужно переадресовать врачу;
- защищать коммерческий интерес аптеки и, одновременно, — право клиента на получение достоверной информации;
- быть услужливым, не опускаясь до угодливости и не теряя чувства собственного достоинства;
- уделять внимание каждому клиенту, но при этом не создавать очереди;
- быть раскованным, оставаясь дисциплинированным и собранным;
- «держать улыбку», но следить, насколько она уместна в каждом конкретном случае;
- привлекать новых клиентов, но при этом «отсеивать» любителей поморочить голову себе и другим;
- уметь определять финансовые возможности покупателя, однако не злоупотреблять этим;
- быть профессионалом высокого класса на своем рабочем месте и уметь применять на практике знания самого широкого спектра – от человеческой психологии до узкомедицинских вопросов;
- объективно оценивать свою социальную роль, но при этом не страдать от ложной скромности.
К этому можно добавить обладание разнообразными коммуникативными навыками; способность к усвоению большого количества новой информации; умение работать на износ, а порой и в экстремальных ситуациях; большое мужество, чтобы каждый день нести бремя ответственности за здоровье и жизнь людей. Можно с уверенностью говорить о своеобразном «высшем пилотаже», который присущ опытному фармацевту-практику.
Читайте также: Вопросы лидерства в фармации: перспективы и возможности
Чтобы быть успешным в своем деле, с одной стороны, нужно обладать определенными качествами, с другой — эти качества формируются в процессе многолетней практики. Не столь важно наличие врожденных качеств, необходимых для конкретной профессии, гораздо важнее способность к обучению и работе над собой. На этом пути возможны ошибки и разочарования, но все помогает преодолеть осознание важности избранной специальности. И тогда на первый план выступает проблема профессионального роста (не путать с карьерным ростом!). Конечно, одно не исключает другого, но главное отличие между ними заключается во внутренней мотивации.
Зачем делают карьеру? Она дает престиж, деньги, власть. А зачем расти профессионально, если карьера — не главное в жизни или, скажем, не слишком реальна? Можно, например, принять во внимание финансовый аспект и выстроить такую цепочку: высокий профессионализм в работе — приток клиентов — увеличение прибыли — выше доход фирмы – рост благосостояния каждого отдельного служащего. Кстати, далеко не всегда такой вариант «срабатывает».
В действительности профессиональный рост необходим хотя бы для того, чтобы жить если не счастливой, то благополучной и полноценной жизнью. Физическое и психическое здоровье невозможно без внутренней гармонии, а добиться этого, можно только осознав свое место в обществе, свою социальную роль.
Читайте также: Лидер в сфере фармации: кто он?
Со временем даже у тех, кто фанатично предан своей профессии, накапливается усталость от рутинных действий (надоели клиенты, «придирается» начальство). Обычно подобные психологические кризисы случаются у людей с синдром остановки, когда все вокруг раздражает, а работа кажется ловушкой. Если такое состояние затягивается, то есть опасность, что человек начнет отыгрываться на клиентах.
Работа играет очень важную роль в нашей жизни. Все, что происходит на работе, неизбежно отражается на общем состоянии и настроении. Быть открытым и благожелательным, относиться к людям с пониманием и сочувствием, для нас не менее важно, чем для них. Наша жизнь напрямую зависит от манеры обращения. Холодное высокомерное отношение к окружающим тысячей нюансов обязательно проявится в личной жизни: интонацию, тембр голоса, выражение лица, даже привычные речевые обороты – все это «приносится» домой. А «потребителями» будут ваши близкие. Те же, кто усилием воли удерживает маску приветливости, рискует не меньше: рано или поздно наступает разрядка, а в качестве пострадавших могут оказаться дорогие вам люди.
Преодолеть трудности на трудовом пути поможет осознание важности своей профессии не только для себя (в плане заработка на хлеб насущный), но и для общества в целом. Вспомните о таком понятии, как цеховая гордость, и о своей принадлежности к славному сословию фармацевтов, миссия которых – советовать, помогать, спасать.
Мария Кириленко,
Анна Яценко
“Фармацевт Практик”