Чем лечил больное горло наш народ?
С наступлением осенних холодов популярность препаратов для лечения заболеваний горла стремительно растет. Обращение к первостольнику — «Дайте что-нибудь от боли в горле!» едва ли не самое частое в этот период. Поэтому самое время разобраться в лекарственных предпочтениях посетителей аптек. Ведь знания особенностей продаж этой группы препаратов, позволит правильно выбрать средство у дистрибьютора, правильно предложить его покупателю и, наконец, «правильно», то есть быстро его реализовать. Что, в конечном счете, и является основным залогом успешной работы аптеки.
Полгода плохая погода…
Нужно сказать, что для нашей климатической зоны актуальность этих строк более чем высока. Только в течение благодатного лета около 75–80% жителей Украины не сталкиваются с болью в горле. В остальные времена года эта проблема, увы, «имеет место быть». Так, осенью боль в горле беспокоит хотя бы раз в сезон около 60% населения, а каждый месяц (или чаще!) с ней пытаются бороться около 14% наших граждан.
В зимнее время ситуация выглядит еще более драматично: только 9% украинцев не сталкивается с этой проблемой. А почти 27% вынуждены сражаться с ней каждый месяц.
Так что приближающиеся осенняя слякоть и зимняя вьюга требуют от вас, уважаемые коллеги, полной боевой готовности в полном смысле этого слова.
Важно: переохлаждение как основную причину возникновения боли в горле называет больше 80% респондентов. А вот на обострения хронических заболеваний указало всего 8% потребителей. Загрязнение окружающей среды, курение – этим факторам досталось по 3 % соответственно. Профессиональным заболеваниям — и того меньше – всего 1%
Лечиться, господа!
Боль в горле – чувство не из приятных. Ведь оно мешает человеку полноценно жить: есть, пить, разговаривать. Поэтому степень ответственности по отношению к появлению этого симптома у нашего народа высока. Так, больше половины занемогших начинает лечить горло при первых признаках недомогания. Цифра эта колеблется в «районе» 55%. Около 35% населения начинает беспокоиться о себе только при умеренной боли в горле. И менее 10% — «замечает» ее серьезную степень.
Из данных цифр можно сделать вывод — в аптеку за покупкой подавляющая часть пациентов обращается не медля. Поэтому самое время проанализировать: что же мы можем им предложить?..
Чем богаты?!
Учитывая разнообразие и частоту применения средств от боли в горле, их можно разделить на следующие группы:
1) Монопрепараты – средства с одним основным дейсвующим веществом (Себидин, Септефрил, Фалиминт, Фарингосепт, Фервекс от боли в горле)
которые наряду с домашними средствами чаще используются при первых признаках недомогания.
2) Комбинированые препараты – которые содержат несколько действующих веществ направленых на одно звено патологического процесса (Ангисепт, Стрепсилс, Септолете).
Этой группе препаратов потребитель отдает предпочтение, как при умеренной боли в горле, так и при первых признаках недомогания.
3) Комплексные препараты, содержащие несколько активных веществ, действие которых направлено на различные звенья патологического процесса (Стрепсилс Плюс, Трахисан, Септолете Плюс). Они чаще используются потребителями, столкнувшимися с более серьезными проблемами в горле. Учитывая то обстоятельство, что некоторые потребители этой группы препаратов отказываются от самолечения, упоминание этих средств можно встретить среди врачебных назначений наряду с аэрозолями.
Лекарственные формы средств для лечения боли в горле отличаются представленностью, которой едва ли может «похвастаться» какая-либо другая фармакотерапевтическая группа. Это и леденцы для рассасывания, и таблетки, и растворы для полоскания, и конечно, аэрозоли.
Какую из этих форм выберет пациент — дело личного предпочтения. Однако некоторые «любимцы» у нашего населения все-таки имеются. Причем они различны при каждой степени выраженности симптомов. Если при начальных признаках болезни лидерами «рейтинга» выступают леденцы, «домашние» средства и таблетки, (по 27, 26 и 24% соответственно), то при серьезных признаках заболевания большей популярностью пользуются таблетки (64%) и спреи (13%). Причем популярность последних возросла больше чем в 2,5 раза по сравнению с начальными симптомами. А вот возможность использования «домашних» средств уменьшилась всего до 1%!
Поэтому, естественно, в вашем арсенале должны присутствовать «представители» каждой из групп.
Слово аэрозолям!
Они заслуживают особого внимания, поскольку в большинстве своем содержат активные комбинации веществ: несколько антисептиков, масла, и обезболивающие компоненты.
Гивалекс (гексетидин, холина салицилат, хлоробутанол).
Каметон (хлоробутанолгидрат, ментол, камфора, масло эвкалипта, вазелина)
Камфомен (фурациллин, ментол, масла камфоры, эвкалипта, оливковое)
Йокс (поливидон-йод, аллантоин)
Ингалипт (сульфаниламид, сульфатиазол, масла эвкалипта, мяты)
Стопангин (масла аниса, мяты, эвкалипта)
Стрепсилс плюс (амилметакризол, дихлорбензилэтанол, лидокаин)
Учитывая состав и популярность препарата, провизору нужно помнить также об «элементах» фармацевтической опеки и предупредить покупателя, что перед использованием данных средств нужно прополоскать рот теплой водой, не вдыхать аэрозоль, ни употреблять пищи и жидкости в течении хотя бы 10-15 минут после ингаляции.
Эмоции диктуют выбор …
Что касается конкретных знаний того или иного бренда, то в первую очередь покупатели вспоминают о Стрепсилсе и Септефриле (около 25%), Ингалипте (около 15%), далее, с несущественным отрывом друг от друга расположились Септолете, Колдрекс, Себидин, Каметон и Фалиминт. (Диаграмма 3)
Когда дело доходит до «голосования кошельком», благодаря действию «гремучей смеси» из рекламы, эффективности, упаковки и дистрибуции Стрепсилс лидирует с 23% рынка, Ингалипт – 13%; Фарингосепт – 11%.