Чем лечили кашель наши предки
Испокон веков накапливался опыт использования средств растительного, животного, минерального происхождения с лечебной целью. Спустя тысячелетия, в ХХI веке, многие лекарства – ровесники цивилизации, не утратили актуальности и мирно уживаются на аптечных прилавках со своими «правнуками» – новейшими синтетическими препаратами
Рецепты тысячелетий
Древнейшие из доступных нам сведений об использовании человеком целебных свойств растений, в том числе для облегчения кашля, обнаружены в письменных памятниках государства Шумер, около 5000 лет назад существовавшего на территории современного Ирака. В источниках, найденных археологами, упоминается более 300 лекарственных средств и приводятся способы приготовления многих из них. Например, при кашле и других заболеваниях дыхательной системы жители Древнего Междуречья использовали горячие компрессы и… корень солодки (лакричника). Разностороннее фармакологическое действие, в том числе отхаркивающий эффект корня солодки был хорошо известен в Древнем Китае, Древней Индии, Ассирии и Вавилоне.
Рассуждения на общие медицинские темы, а также более 900 (!) рецептов лекарств из растительного, животного и минерального сырья содержит относящийся к XVI веку до н. э. Папирус Эберса. Катаральные заболевания дыхательных путей египтяне лечили ингаляциями и растираниями ароматическими маслами или луком с медом – «вечными» лекарствами, которые, благополучно пережив крушения цивилизаций, остались популярными и в наш высокотехнологичный век.
Знания о лекарственных растениях, накопленные в Древнем Египте, значительно дополнили греки и римляне. В трудах знаменитого Гиппократа, греческого философа и ботаника Феофраста (IV-III веках до н. э.) и римского врачевателя Диоскорида Педания (I век) описаны лечебные свойства множества растений, включая отхаркивающее и противовоспалительное действие корня алтея, листьев мать-и-мачехи, плодов аниса и уже известной нам солодки. Последнюю греки привозили с берегов Азовского моря и называли ее «скифским корнем».
Лечебное значение мать-и-мачехи подчеркивает латинское название растение – «туссилаго» («туссис» означает «кашель»). Особым почетом в Древней Греции пользовалась черная редька, которую применяли при целом ряде заболеваний, в частности «для успокоения кашля». Во время торжеств в Дельфийском храме корнеплод-целитель покоился на золотом блюде.
Настойки и отвары
Гиппократ считал, что лекарственные вещества содержатся в природе в готовом виде, и применял либо необработанные части растений, либо растительные соки. Такое мнение господствовало в медицине в течение нескольких столетий, пока во II в. древнеримский врач Клавдий Гален не выдвинул новую теорию, согласно которой в лекарственных растениях есть два начала: лечебное и бесполезное. Действующее начало предпочитает высушенному растению жидкость. Чтобы отделить его от бесполезного, растительное сырье нужно настоять с водой или вином, и эту жидкость принимать в качестве лекарства. Так было положено начало производству экстракционных (галеновых) препаратов – настоев, отваров, водных и спиртовых вытяжек. Извлечения из лекарственных растений быстро и надолго завоевали популярность в странах Европы.
Листья и цветы мать-и-мачехи, корни алтея и солодки, трава фиалки трехцветной и душицы обыкновенной, корневище с корнями девясила высокого и плоды аниса – это ценное лекарственное сырье веками использовали для приготовления чаев и отваров, других галеновых препаратов с мягчительным и отхаркивающим действием.
Восточные славяне лечились от кашля луком, чесноком, медом, соком клюквы. Большим уважением у них пользовался девясил. Его называли «девятисильником», полагая, что это растение излечивает от девяти тяжелейших заболеваний. В Голландии с кашлем боролись с помощью сиропа из травы незабудок. А испанский философ и врач Арнольд из Виллановы в «Салернском кодексе здоровья» (XIV век) советовал лечить «застарелый кашель» семенем крапивы с медом и иссопом, потому что такая смесь «грудь очищает от флегмы».
Новые горизонты
В XIX веке в связи с успехами химии во многих отраслях медицины галеновы препараты начали утрачивать свое значение, но только не
противокашлевые средства. Органическая химия пока еще не могла предложить достойной замены фитопрепаратам. В то же время велось активное изучение действующих «начал», содержащихся в растениях. В XIX веке было выделено множество растительных фармакологически активных веществ: алкалоиды, гликозиды, кумарины, сапонины, терпены и др., а в первой половине ХХ века – установлена структура и осуществлен синтез некоторых из них. Многие соединения, получаемые из растений, нашли широкое применение в медицинской практике. Так, в 30-е годы прошлого века из опия выделили кодеин, ставший популярным противокашлевым средством. А травы мачка желтого получают глауцин – алкалоид, оказывающий противокашлевое действие и, в отличие от кодеина, не обладающий наркотическим эффектом.
Прогресс в области физиологии, фармакологии, фармацевтической химии и технологии способствовал развитию синтетического направления в создании лекарств и совершенствованию препаратов, получаемых из растений. Началось промышленное производство новогаленовых препаратов – водных, водно-спиртовых, хлороформно-спиртовых и других извлечений из растительного сырья, максимально освобожденных от балластных веществ и биологически стандартизированных.
Лекарственные растения по сей день широко используются в медицинской практике. Из них готовят отвары, экстракты, таблетки, настойки. Помимо прочего, это связано с тем, что лечебный эффект того или иного растения определяется не одним веществом, а многими компонентами. Достаточно вспомнить такие истинно народные препараты, как «Таблетки от кашля», в состав которых входит порошок травы термопсиса, микстуру «Пертуссин» с экстрактом чабреца или таблетки «Мукалтин», представляющие собой смесь полисахаридов травы алтея лекарственного.
А что сегодня?
Среди современных препаратов, влияющих на частоту, интенсивность и характер кашля, в зависимости от механизма действия различают противокашлевые, муколитические и отхаркивающие.
Противокашлевые лекарственные средства подавляют функцию кашлевого центра продолговатого мозга ЦНС. К ним относятся упоминавшиеся ранее кодеин и глауцин, а также синтетические средства окселадин, преноксдиазин, бутамират и др. Противокашлевые препараты периферического действия (преноксиндиазин и др.) угнетают кашлевой рефлекс за счет снижения чувствительности кашлевых рецепторов в органах дыхания.
Отхаркивающие лекарственные средства способствуют отхождению мокроты. Их подразделяют на препараты рефлекторного и резорбтивного действия. К первым относятся описанные выше средства растительного происхождения, содержащие экстракты алтея, аниса, солодки, девясила, мать-и-мачехи, багульника, душицы, термопсиса, чабреца и др. Опыт применения большинства из них насчитывает сотни лет, однако основной механизм действия раскрыт лишь в ХХ веке. Перечисленные средства воздействуют на рецепторы нервных окончаний в желудке с последующей активацией центров рвоты и кашля в продолговатом мозге. Результатом является усиление перистальтики бронхиол и активация продвижения мокроты из нижних отделов дыхательных путей. Отхаркивающие лекарственные средства резорбтивного действия – неорганические йодиды, гидрокарбонат натрия и др. – всасываются в желудочно-кишечном тракте, а затем выделяются слизистой оболочкой бронхов, разжижая бронхиальный секрет и увеличивая его количество.
К муколитическим лекарственным средствам, способствующим разжижению и отхождению патологически вязкой мокроты, относятся ацетилцистеин и карбоцистеин, а также производные алкалоида визицина амброксол и бромгексин. Муколитический эффект производных цистеина обусловлен их способностью разрушать дисульфидные связи мукополисахаридов мокроты, что приводит уменьшению вязкости слизи.
Визицин, получаемый из растения Adhatoda vasica, издавна применяли на Востоке как отхаркивающее средство. Его синтетические гомологи – бромгексин и амброксол – уменьшают вязкость мокроты и активируют синтез легочного сурфактанта.
“Фармацевт Практик”