Чем может помочь семейный психолог?
В наши дни психология становится очень популярной. Специалисты этой профессии прочно обосновались в школах, военных частях, частных фирмах. Растет число публикаций на психологические темы. Но нашей стране еще предстоит пройти долгий путь, прежде чем станет привычным такое понятие, как «семейный психолог». Практические психологи нередко слышат в свой адрес весьма скептические высказывания: «Гораздо важнее материнская интуиция. Мать лучше знает, что нужно ее ребенку. Растили же детей раньше без всяких психологов».
Чем цивилизованнее страна, тем более развиты в ней психологические службы. Это закономерно: технический прогресс полностью меняет уклад жизни. В западных странах на смену сельским общинам пришли одиноко стоящие фермерские усадьбы. Отдельные квартиры городских жителей вообще не предполагают тесного общения с соседями. Все чаще молодые люди начинают самостоятельную семейную жизнь вдали от близких. Раньше отец и мать, многочисленная родня, соседи передавали из поколения в поколение накопленный опыт, в том числе и по воспитанию детей. Сейчас возрастающая разобщенность между людьми и снижение уровня рождаемости может привести к тому, что неумелые родители будут передавать своим детям весьма опасные заблуждения и давать нелепые советы. Что касается интуиции, то под ней обычно подразумевают чутье, основанное на прямых знаниях; непосредственную способность постигать истину без логических рассуждений. С уверенностью можно говорить, например, о врачебной интуиции, которая проявляется как результат многолетнего опыта. Точно так же и материнская интуиция начинает «работать», когда мать растит уже хотя бы второго ребенка. Но очень часто за материнскую интуицию принимают примитивный инстинкт. Так многие матери, подчиняясь инстинкту кормить ребенка, защищать от холода и опасностей, могут начать его закармливать, постоянно кутать, контролировать действия. Все это будет мешать маленькому человеку познавать окружающий мир и приобретать самостоятельность.
Читайте также: Вы хотите видеть своего ребенка отличником?
К психологам часто обращаются встревоженные родители, которым кажется, что «с ребенком что-то случилось», «раньше он был таким хорошим, а сейчас совсем изменился», «мне кажется, что он меня разлюбил». Чаще всего ничего особенного не происходит, просто в силу недостаточных знаний она не поняла, что ребенок вступил в новую фазу психического развития. И именно неготовность матери принять ребенка в новом качестве усугубляет ситуацию и побуждает ребенка к бунту.
Рассмотрим несколько типичных жалоб, с которыми чаще всего приходят на прием к психологу. «Моей дочери всего полтора года, а она стала такой противной. Мне кажется, что она специально делает мне все назло: перестала проситься на горшок, на прогулке нарочно бежит в другую сторону».
Это типичное поведение ребенка в таком возрасте. Ни о каком злом умысле такого несмышленыша говорить, конечно, не приходится. Просто малыш переживает период обособления своей личности от окружающих, в первую очередь от матери, с которой до сих пор было связано все его существование. Ребенку важно убедиться, что он способен сам принимать решения, а не быть послушной куклой в материнских руках. Кроме того, он стремится осознать свое место в окружающем мире. И в данной ситуации очень важно выбрать правильную тактику поведения. Если уделять повышенное внимание первым проявлениям детского упрямства, можно «закрепить» в ребенке склонность к непослушанию. Ведь так приятно (и не только детям) быть в центре внимания. Не менее опасно начать «ломать» ребенка, ругая его и наказывая. Тем самым можно навсегда отбить охоту к самостоятельности и утверждению себя как личности.
Или другая типичная жалоба: «Мой сын так хорошо учился, но, начиная с 13 лет, забросил учебу, все время проводит с друзьями… А когда приходит домой, даже не берется за уроки».
Это типичная картина в переходном возрасте: подросток переживает период социальной адаптации. Ему важно почувствовать себя частью какой-либо группы, научиться общаться, почувствовать свою ценность для кого-то, кроме своих родителей. Он продолжает учиться, но в другой сфере — социально-общественной. Все это требует большой затраты физических и душевных сил. Поэтому подростку приходится делать выбор в пользу того, что на данном этапе для него важнее. Бесполезно в это время его бранить и наказывать. Лучше просто постараться пережить этот непростой период с наименьшими моральными потерями, не испортив вконец отношения со своим сыном или дочерью.
Читайте также: Если «мой ребенок не такой, как все»
Как видите, базовая психологическая грамотность могла бы уберечь родителей от излишних волнений. Не каждый, конечно, готов регулярно обращаться к психологу, заглядывать на психологические сайты, ориентироваться в море разноплановой психологической литературы (от дешевой «попсы» до научных монографий). Однако если поставить себе цель, то все это может оказаться не так уж сложно и недоступно. Это совсем не означает, что все проблемы будут решены, а жизнь станет простой и предсказуемой. Но, безусловно, снимется лишнее напряжение, уменьшится количество недоразумений. Менее вероятно и возникновение отчуждения между родителями и детьми.
Мария Кириленко
Анна Яценко
“Фармацевт Практик”