ЖизньСтатті

Чтобы жизнь не стала ошибкой

09/11/2011

Даже люди далеко не глупые иногда совершают неправильные поступки, дают себя одурачить, не всегда способны отличить хорошего человека от плохого. И было бы не так страшно, если бы это касалось только нашей жизни, но все становится гораздо драматичнее, когда речь идет о детях

Умеем ли мы думать?

В том, чтобы мы не умели думать, заинтересованы мошенники всех сортов: представители тоталитарных сект, криминальных структур, недобросовестные бизнесмены и политики.

Маломальский житейский опыт уже является некоторой защитой от непоправимых поступков, а вот молодой человек с его желанием доказать свою самостоятельность и независимость от родителей — это хорошая добыча для целой армии мошенников, проходимцев и преступников. Именно в то время, когда дети наиболее уязвимы, они в наименьшей мере готовы прислушаться к мнению родителей. И как ни старайся, в ответ, скорее всего, услышишь: «Мама/папа, ты ничего не понимаешь». Что же делать? Учить детей критически мыслить. Это вовсе не означает критиковать все и вся. В своей книге «Психология критического мышления» известный американский психолог Дайана Халперн рассматривает критическое мышление как инструмент для приобретения знаний. Подобное мышление предполагает применение множества конкретных методов и техник, которым вполне можно научиться.

Критически мыслящий человек всегда имеет свою точку зрения, которую способен убедительно аргументировать, хорошо понимает значение слов, умеет выражать мысли, обсуждать свои взгляды и расширять их в процессе дискуссии. Умеет слушать и слышать собеседника, логически рассужать, анализировать аргументацию оппонента, проверять гипотезы, обдумывать свои и чужие ошибки, делать на их основе правильные выводы. Такой человек понимает законы вероятности, принимает обдуманные, взвешенные решения, оценивает желательные и нежелательные последствия своих и чужих действий. Он планирует свою деятельность, демонстрирует гибкость ума и готовность к восприятию новых идей.

Критически мыслящий человек, находясь в непрерывном поиске истины, анализирует полученную информацию и путем логических умозаключений приобретает надежные знания о мире. Он творчески применяет новые знания в различных областях практической деятельности, в общественной и повседневной жизни. Использует Интернет как инструмент самообразования, развивается и самосовершенствуется.

Что делать?

Сложно определить, насколько эффективно всему этому учат детей в школе. Но многое в наших силах. Что касается маленьких детей, то следует уделять большее внимание развивающим играм, головоломкам, задачкам на логику, разговаривать с ними о том, что хорошо и что плохо, как поступил герой сказки, фильма или кто-то из вашего окружения и к чему это привело. Не осуждайте окружающих, а просто обсуждайте конкретные поступки и их последствия. Приучайте детей прогнозировать результаты своих действий. Прививайте им умение распознавать намерения (в том числе преступные) окружающих. При этом важно привить осторожность, но не трусость, здоровый скептицизм, но не цинизм, умение критически мыслить, но не склонность к критиканству. Это нелегко — вместе с детьми размышлять, анализировать и делать выводы, но очень интересно. С детьми постарше полезно обсуждать разные житейские проблемы, книги и фильмы, приучая их строить свои умозаключения о том, насколько правдиво они отражают жизнь. Но для этого нужно самим обладать здравым смыслом и объективно оценивать окружающую действительность.

Учимся сами, чтобы научить детей

Самый важный для безопасности детей аспект критического мышления — умение противостоять манипуляциям. В этой связи дадим несколько советов.

Для начала постарайтесь осознать, что от взвешенного и трезвого восприятия действительности зависит ваша судьба. Ничего не принимайте на веру. Всегда старайтесь понять, в чем вас хотят убедить. Любите людей, верьте им, но не доверяйте никому, если речь идет о деньгах, документах, судьбе вашей семьи.

Не принимайте поспешных решений, сразу говорите твердое «нет», если почувсвуете, что на вас оказывают давление. Если вы легко поддаетесь внушению, не вступайте в контакт с незнакомыми людьми (разного рода распространителями и пр.). Прислушивайтесь к тем, кто хочет предостеречь вас от опрометчивого шага.

Интрересуйтесь другими людьми, их внутренним миром, судьбами и повседневной жизнью. Тех, кто постарше, расспрашивайте о пережитом, но не принимайте на веру все, о чем вам рассказывают. Многие склонны приукрашать, фантазировать, представлять прошлые события в свете нынешних социально-политических реалий. Перепроверяйте рассказанное, расспрашивая других, читая книги, просматривая документальные фильмы. Научитесь сравнивать полученную информацию, с собственной жизнью.

Думайте, слушайте, запоминайте, сравнивайте, и со временем в вашем сознании начнет вырисовываться достаточно объективная картина окружающего мира, нашего прошлого и настоящего.

Если вы сами будете так жить, то без труда научите такому же образу мыслей своих детей. Для подростка навыки критического мышления жизненно необходимы, чтобы выжить в непростом взрослом мире, полном коварных ловушек и профессиональных «ловцов душ».

«На всякого мудреца довольно простоты»

Является ли умение критически мыслить гарантией того, что человек никогда не обманется и не станет объектом манипуляций? Конечно, нет. Народная мудрость гласит: «На всякого мудреца довольно простоты». Слишком часто мы закрываем глаза на очевидное, нам хочется верить хотя бы во что-то или хотя бы кому-то. Вопрос в том, в какой мере? Никто не застрахован от ошибок, но нельзя допустить, чтобы ошибкой стала вся жизнь. А это может случиться, если мы не научим детей жить осмысленно и с открытыми глазами.

Умение критически мыслить нужно человеку для того, чтобы:

  • осознанно воспринимать окружающую действительность;
  • отличать добро от зла;
  • уметь сомневаться;
  • не сотворить себе кумира;
  • не стать объектом манипуляций и слепым орудием в чьих-то руках;
  • самому не стать бессовестным манипулятором;
  • как можно реже выступать в роли обманутого;
  • не быть втянутым в сомнительные компании, организации, структуры, объединения и секты, угрожающие потерей репутации, самоуважения, благосостояния, семьи, свободы и даже жизни;
  • будучи во власти любви, совершить, тем не менее, осознанный выбор партнера;
  • веруя в Бога, не быть слепым фанатиком;
  • уметь отличить истинного пастыря душ человеческих от воцерковленного политика, попа-бизнесмена или просто чиновника от церкви;
  • быть солдатом, верным своей Родине, но не стать военным преступником;
  • не оказаться во власти социально опасных стереотипов и предубеждений;
  • решать самые сложные жизненные вопросы;
  • на все иметь собственное мнение, уметь его формулировать, аргументировать, обсуждать с другими, углублять, а возможно, и менять;
  • учиться не только на своих, но и на чужих ошибках;
  • уметь прогнозировать последствия своих поступков;
  • трезво оценивать свои слабые и сильные качества;
  • развиваться, самосовершенствоваться, становиться лучше, добрее, великодушнее;
  • всю жизнь познавать истину, отдавая себе отчет в том, что это бесконечный процесс;
  • обрести прекрасное и увлекательное хобби на всю жизнь — ДУМАТЬ!

Мария Кириленко

По материалам индивидуальных консультаций психологов Киево-Святошинского Центра социально-психологической реабилитации населения и его информирования по вопросам последствий Чернобыльской катастрофы

 

https://rx.ua
ПЕРЕДПЛАТА
КУПИТИ КНИГИ