Статті

«Дизайн младенцев»: новая технология позволяет менять гены будущих детей

Статті

«Дизайн младенцев»: новая технология позволяет менять гены будущих детей

16/01/2017

Гаметогенез in vitro, или IVG — революционная технология в репродуктивной медицине. Сперматозоиды? Яйцеклетки? Скоро для «выращивания» ребенка можно будет обойтись и без них! Достаточно будет ничтожного количества генетического материала донора, чтобы вырастить практически неограниченное число эмбрионов на его основе. Технология дает шанс на потомство тем, у кого проблемы с собственными половыми клетками, а также позволяет изменять и выбирать различные характеристики своих будущих детей. Естественно, второй вариант использования IVG порождает множество этических, юридических и политических проблем.

Оплодотворение in vitro (IVF), или экстракорпоральное оплодотворение, в свое время осуществило революцию в репродуктивной медицине, став решением ряда проблем, связанных с бесплодием. Не даром авторы этой инновационной технологии получили в 2010 году Нобелевскую премию. Однако, похоже, в один прекрасный день в пробирке будет происходить не только оплодотворение, но и создание половых клеток для этого оплодотворение. «Эта перспективная разработка еще только развивается, но уже сейчас ее потенциал позволяет предсказать будущее, в котором генетическая корректировка уже не будет чем-то сверхъестественным», – отмечает Гленн Коэн, профессор из Гарвардского университета и один из авторов новой статьи в журнале Science Translational Medicine*.

Читайте также: Как мутирует человечество?

Технология IVG позволяет на основе любого генетического материала, например, клеток слизистой или кожи, вырастить половые клетки, которые могут быть использованы для искусственного оплодотворения. При этом другая революционная технология – CRISPR – позволят отредактировать гены в получаемых клетках, а затем выбрать наиболее привлекательные для использования варианты. «Если естественный процесс эмбрионального развития идет долго и по заранее определенному сценарию, со всеми вытекающими из этого минусами, то здесь мастер может перепробовать тысячу вариантов перед тем, как, наконец, найдет максимально подходящую ему комбинацию», – говорит Коэн.

Конечно, до использования технологии в клинической практике еще очень далеко. В настоящее время IVG тестировали только на мышах, а технология CRISPR пока работает совсем не так предсказуемо и четко, как хотелось бы. Но авторы статьи полагают, что уже пришло время обсудить этические, политические, религиозные и другие социальные аспекты технологии, а также финансирование исследований в этой области.

subscribe

В качестве «плюсов» технологии IVG, которые могут способствовать ее развитию, авторы статьи называют следующие:
1. Ученые смогут изучить патологии половых клеток на клеточном и молекулярном уровне.
2. Лица, которые в силу различных причин, например, противораковой терапии, утратили фертильность, смогут получить половые клетки из собственных соматических.
3. Возможным становится предотвращение митохондриальных болезней, которые передаются эмбриону от матери.
4. По этическим причинам получение человеческих зародышей ограничено. IVG позволяет поучать в лабораториях неограниченное число зародышей и, соответственно, зародышевых стволовых клеток, для лечения терапии различных заболеваний.
5. Клиники, занимающиеся искусственным оплодотворением, смогут использовать технологию IVG для создания яйцеклеток, вместо того, чтобы извлекать их из яичников (данная процедура может иметь тяжелые побочные эффекты).
6. Однополые пары смогут иметь биологических детей.

Читайте также: Первая лицензия на генетическую модификацию человеческих эмбрионов

В то же время, есть масса этических и законодательных проблем, которые еще предстоит решить:
1. FDA и регуляторные органы других стран, скорее всего, будут настаивать на пожизненном мониторинге здоровья детей, рожденных с использованием IVG.
2. Большое количество эмбрионов будут создаваться и уничтожаться просто как материал для исследований.
3. IVG, с одной стороны, вытеснит с рынка бизнес, связанный с донорством яйцеклеток, но с другой, развернет бизнес «разведение эмбрионов» (embryo farming) в невиданных масштабах, что может привести к обесцениванию человеческой жизни.
4. С IVG мы оказываемся как никогда близко к практике «улучшения людей», и законодателям будет очень сложно отыскать грань между евгеникой, дизайном детей и терапевтическим применением технологии.
5. Технология IVG поднимает вопрос о «неавторизованном» создании половых клеток. Представьте, что кинозвезда ночует в отеле, кто-то утром собирает с подушки несколько клеток кожи и использует их для создания половых клеток и оплодотворения. А потом предъявляет ничего не ведающей кинозвезде многомиллионный иск об опеке над биологическим ребенком.
6. Использование IVG будет действовать разрушительно на саму концепцию «родительства», ведь если ДНК эмбриона подвергали модификациям, то это значит вырезали и вставляли в нее куски ДНК третьих лиц.

Коэн отмечает, что технология может легко выйти из-под контроля общества, поэтому уже сегодня следует разработать определенный набор правил, основанный на этической и научной оценках процесса.

Читайте также: Британский парламент одобрил закон о «трех родителях»

* I. Glenn Cohen, George Q. Daley and Eli Y. Adashi. (2017) Disruptive reproductive technologies // Science Translational Medicine 11 Jan 2017: Vol. 9, Issue 372. DOI: 10.1126/scitranslmed.aag2959

На фото: эмбрион человека на острие иглы; сканирующая электронная микроскопия.

https://rx.ua
ПЕРЕДПЛАТА
КУПИТИ КНИГИ