Статті

Древние тайны пластической хирургии

02/03/2015

«Новое — хорошо забытое старое», гласит известная пословица. В случае с пластической хирургией она верна на все сто. Пластические хирурги творят чудеса, полностью меняя облик людей, возвращая им красоту и привлекательность. Однако не все знают, что они используют те же приемы и практически такие же инструменты, как и их коллеги много веков назад

Исторические исследования доказали, что в одном из первых государств мира — Древнем Египте — делали успешные попытки хирургических вмешательств. В Египте превыше всего ценили физическую красоту и привлекательность, что определяло статус в обществе, поэтому богатые египтяне стремились выглядеть как можно лучше. В ходе археологических раскопок древнеегипетских городов были обнаружены остатки салонов красоты, где модницам и модникам того времени делали макияж. Именно в Древнем Египте найдены самые ранние упоминания о косметике, основу которой составляли уголь и малахит. Причем косметикой пользовались не только женщины, но и мужчины. Еще во времена правления Нифертити практиковался метод нехирургической подтяжки кожи лица с помощью клейких лент, широко применяемый и сейчас. Не исключено, что этот же метод использовала и сама царица для поддержания красоты.

Но на этом открытия египетских врачей не заканчиваются. Уже в III тысячелетии до н.э. они умели зашивать резаные раны, чаще всего полученные во время сражений, и исправлять деформированные носы. Известно также, что им был знаком метод наложения швов после операций на лице. Швы накладывали используя топленый жир и два тампона из льна, которые, очевидно, вставляли в ноздри для сохранения формы носа. Применяли даже метод вживления хрящей. Известно, что аналогичные операции проводили в Древнем Китае и античной Греции. Более того, знаменитый китайский врач Хуа То, живший в I–II веке н.э., подробно описывал такие операции.

Сохранились довольно точные описания методов полевой хирургии IV века до н.э., когда по ряду государств античного мира прокатилась, не знавшая поражений, армия Александра Македонского. Во время штурма одного из индийских городов легендарный полководец был ранен в грудь тяжелой стрелой длиной чуть меньше метра. Историк Плутарх упоминает, что она пробила панцирь и вошла в грудь над plastic_surgправым соском. Другой историк, Арриан, писал о том, что из раны с шипением выходил воздух, то есть у Александра было пробито легкое. Однако его личный врач Критодем справился с ранением. Он обломал древко стрелы и разрезал рану, чтобы удалить зазубренный наконечник, который, по свидетельству очевидцев, был «шириной в три пальца и длиной в четыре». Затем Критодем зашил по отдельности мышцы, сухожилия и кожу. Это и есть основные принципы пластической хирургии, которые родились на полях сражений, где зачастую от решительности и скорости действий врача зависела жизнь раненых.

Первый серьезный толчок развитие античной пластической хирургии получило в Александрии — центре античной науки. Связано оно с именем Герофила — выдающегося анатома и хирурга, жившего на рубеже III–II века до н.э. Его открытия произвели революцию во всех видах хирургии и перевернули тогдашнее мировоззрение. Герофил первым из античных хирургов получил разрешение вскрывать тела умерших. Результатом его анатомических исследований стали открытия, без которых невозможно представить себе развитие любой отрасли медицины. Герофил первым определил предназначение вен, артерий и нервов, объяснил различие между их видами, изучил строение глаза и оставил подробные описания, которые дошли до нашего времени. Его опыты стали отправной точкой в развитии медицины. Удивительно, что в течение последующих 1500 лет никто не повторил его открытий, во всяком случае никаких сведений об этом не сохранилось ни в одной культуре и ни в одной стране. Но эти знания достались дорогой ценой, поскольку Герофил практиковал также вскрытие живых людей. Такие негуманные эксперименты он оправдывал тем, что проникнуть в таинства функционирования человеческого организма можно лишь в случае, если подопытный еще жив. Это дало Герофилу и его последователям полное представление о жизнедеятельности организма человека, прежде всего нервов и мозга. Благодаря его исследованиям многие хирурги, у которых не было возможности проводить вскрытие, получили подробные сведения о строении человеческого тела, его функционировании и методах лечения. Его труды использовали даже врачи средневековой Европы. Не сохранилось сведений, проводил ли Герофил пластические операции, но, безусловно, он заложил фундамент для грядущих исследований и в этой области.

Результатами опытов Герофила воспользовались и в молодой Римской империи, покорившей ряд стран, в том числе и Александрию. Именно в Риме и Древней Греции с их культом красивого обнаженного тела была самая благодатная почва для развития пластической хирургии, особенно для такой ее отрасли, как эстетическая хирургия. Представители римской знати часто посещали публичные бани и поэтому стремились хорошо выглядеть. Неудивительно, что в Римской империи получили широкое распространение операции по подтяжке обвисшей груди, удалению жировых отложений и избавлению от шрамов. В те времена было технически несложным вырезать пораженный сегмент кожи и снова зашить это место, деформировав или «отшлифовав» шрам. На такие операции соглашались бывшие рабы и преступники, желающие скрыть следы от наказаний или клеймо. Среди проживавших в Римской империи иудеев, прошедших в детстве обряд обрезания, были распространены операции по восстановлению крайней плоти.

Спрос на хороших специалистов с годами неуклонно рос. Юлий Цезарь даже предлагал иностранным врачам римское гражданство и всевозможные льготы, чтобы они жили и работали в Риме. Четких цен на услуги римских хирургов не было, все зависело от репутации врачей, которых, как и в наше время, рекомендовали друг другу те, кто мог себе позволить потратить на улучшение своей внешности кругленькую сумму.

Археологические исследования в Помпеях позволили пролить свет на инструментарий хирургов того времени и некоторые их методы. Под потоками лавы сохранился дом, принадлежавший греческому врачу, в котором обнаружено множество хирургических инструментов. Некоторые из них практически не отличаются от современных. Во всяком случае, когда их показали современным специалистам, они без труда определили их назначение. Римские скальпели были, как правило, обоюдоострыми и многофункциональными. Чаще всего они отливались из бронзы и меди, а иглы и лезвия — из железа и стали. Большинство инструментов можно было нагревать и использовать для прижигания. Таким же образом они стерилизовались.

В те времена согласиться на пластическую операцию и вообще любое хирургическое вмешательство могли лишь мужественные и стойкие духом люди. Работу хирурга всегда сопровождали боль и кровотечение, plastic_surg_tiilsпоскольку в его арсенале не было современных обезболивающих средств. Однако благодаря этому шлифовалось мастерство врачей, вынужденных работать быстро и точно. К тому же хирурги должны были быть хорошими психологами, уметь успокоить пациента, расположить его к себе и расслабить. Если в средние века едва ли не единственным обезболивающим приемом, используемым врачами, был специальный деревянный молоток, то в Римской империи широко применялись настойки мака, белой мандрагоры и белладонны. Обычно врачи выращивали нужные растения в собственных садах, чтобы они всегда были под рукой. Историк Плиний-старший писал, что достаточно было вдохнуть щепотку порошка мандрагоры, чтобы заснуть. По-видимому, пациенты во время болезненных пластических операций находились в состоянии дремоты, а операции длились минуты. Этим, скорее всего, и объясняется обоюдоострость и многофункциональность хирургических инструментов того времени.

Следующий этап развития всех отраслей хирургии приходится на II век н. э., когда в Рим приехал греческий врач, ученый и исследователь Клавдий Гален. До этого он был врачом при школе гладиаторов в Пергамоне. До наших дней дошел любопытный факт: за время работы в Пергамоне ни один из его пациентов, раненных на арене, не умер. При этом в его распоряжении постоянно были «подопытные кролики». Вскрытия в то время не практиковали, а к «услугам» Галена были сквозные раны, постоянные спутники гладиаторов, что позволило ему изучить анатомию. Гален оставил подробные описания ран и методов их лечения, однако надолго в Пергамоне не задержался. Амбиции привели его в Рим, где он стал главным хирургом римского Колизея, а потом и личным врачом императора Марка Аврелия. Будучи разносторонне образованным человеком и покровителем науки, Марк Аврелий всячески поощрял научные исследования Галена, который на этом поприще продвинулся гораздо дальше Герофила. При Галене лечили косоглазие, сросшиеся веки, инфекции глаз и даже проводили операции по изменению пола. Клавдий Гален оставался непререкаемым авторитетом для врачей Востока и Запада вплоть до XVII века. Заметим, что в 1996 году учреждена премия его имени, вручаемая за лучшие прикладные медицинские исследования.

Не исключено, что римская медицина могла достигнуть и значительно больших успехов, если бы не упадок империи. После распада Римской империи оборвалась связь между городами и библиотеками. В пожаре погибло около 700 тысяч свитков Александрийской библиотеки. Огромное количество научных знаний оказалось утерянным, поэтому медицина пришла в упадок. Крупицы античных знаний, благодаря которым можно составить хотя бы приблизительное представление о состоянии медицины того времени, дошли до нас в основном в более поздних переводах. Не сохранилось и доказательств того, что они широко использовались в последующие столетия. Врачам средневековья пришлось начинать практически с нуля. Хотя им, как и современным врачам, было бы чему поучиться у своих коллег, живших более 2000 тысяч лет назад.

Владислав Александров

“Фармацевт Практик” #01′ 2009

https://rx.ua
ПЕРЕДПЛАТА
КУПИТИ КНИГИ