Эгогении: «горе от ума»
Как-то раз я зашел в библиотеку Британского музея, чтобы навести справку о средстве против пустячной болезни, которую я где-то подцепил, — кажется, сенной лихорадки. Я взял справочник и нашел там все, что мне было нужно, а потом от нечего делать начал перелистывать книгу, просматривая то, что там сказано о разных других болезнях… Так я добросовестно перебрал все буквы алфавита, и единственная болезнь, которую я у себя не обнаружил, была родильная горячка…
Джером К. Джером
«Трое в лодке, не считая собаки»
В аптеке посетители нередко беседуют не только с провизором, но и друг с другом. Однако эти «увлекательные» разговоры о болезнях и эффективных средствах борьбы с ними, а также неверно истолкованная медицинская информация могут стать причиной развития нежелательных психогенных состояний
Внимание и болезнь
Болезнь существенно меняет не только спектр интересов, но и практически все когнитивные характеристики.
Внимание больного нередко рассеивается, а качественные характеристики (концентрация, устойчивость, переключение) изменяются. В частности, здоровый человек в зоне активного внимания удерживает в среднем 7 (от 5 до 9) объектов. Вследствие астенизации (нервно-психическая слабость, повышенная утомляемость), вызванной заболеванием, объем внимания уменьшается, именно поэтому больной человек не всегда способен четко сконцентрироваться на инструкциях врача или провизора. Следовательно, в таких ситуациях медработник должен дать пациенту указания в письменном виде (что, когда и как принимать), даже если тот уверяет, что «прекрасно запомнит и так».
При этом у большинства заболевших резко обостряется одностороннее внимание к явлениям и процессам, связанным с болезнью и лечением. В итоге человек невольно начинает фиксировать свое внимание исключительно на заболевании и его возможных последствиях, на своих материальных возможностях для лечения, а также на отношении к нему врачей, родственников и сотрудников, перспектив относительно дальнейшей работы в частности и жизни в целом.
При этом, если люди с тревожно-мнительным типом характера фиксируют и концентрируют внимание на малейших изменениях своего состояния, то представители гипертимического типа (шумные, общительные, подвижные) часто игнорируют не только начальные проявления заболевания, но и явные его симптомы. В результате человек начинает лечение слишком поздно, когда болезнь оказала значительное разрушительное воздействие на организм.
Читайте также: Эффект плацебо
Больные практически интуитивно чувствуют степень компетентности и качество внимания врача (искреннее оно или просто наигранное). Они «прислушиваются» к малейшим изменениям в состоянии своего организма, различным ощущениям, на которые раньше не обращали внимания. У некоторых пациентов развивается чрезмерная «прикованность» внимания к определенным проявлениям заболевания, что, как правило, сопровождается ухудшением качества жизни и сужением объема социальных связей.
Самовнушение и преувеличение
Чрезмерная фиксация внимания на неприятных ощущениях и страх перед возможным заболеванием может стать причиной эгогении. Эгогения (лат. еgo — я, genes — порожденный, возникающий) — восприятие воображаемых и усиление имеющихся болезненных проявлений непосредственно самим больным (самовнушение болезни, «уход в болезнь»).
Эгогения чаще развивается у людей с тревожно-мнительным типом характера, образным восприятием и гипертрофированным воображением.
Причины, приводящие к развитию эгогений, весьма разнообразны: подавленное психоэмоциональное состояние, религиозные предрассудки и предубеждения в отношении заболевания и возможностей современной медицины, страх смерти, боязнь предстоящего медицинского обследования и др.
И если эгогения по сути представляет собой отрицательное влияние на пациента, которое оказывает он сам, то эгротогении — негативные психогенные состояния, вызванные высказываниями или действиями других людей
Швейцарский психиатр Е. Блейлер в начале 20-х годов прошлого века подчеркивал, что разные формы «недисциплинированного медицинского мышления» наблюдаются в ходе обследования пациента и тем более при распознавании ранних проявлений болезни, когда больной уже обеспокоен изменениями самочувствия и становится особенно предрасположенным к вольным, а иногда и ошибочным толкованиям своего меняющегося состояния. Этому способствуют предрассудки, продолжающие бытовать в сознании многих лиц, предубеждения, с которыми заболевший идет на прием к врачу, психологу, элементы недоверия к возможностям медицины, а иногда и боязни (страха) предстоящей процедуры медицинского освидетельствования.
Читайте также: Мания: болезнь или хобби?
Часто эгогении сопутствует аггравация (лат. aggravatio — отягощение, отяжеление) — намеренное преувеличение больным симптомов заболевания или состояния, незначительных расстройств здоровья. Не следует забывать и об аутосуггестии, заключающейся в том, что при наличии у кого-либо из членов семьи того или иного заболевания другие родственники внушают себе, что и они больны тем же.
Иногда эгогения развивается у студентов-медиков, которые теоретически изучают симптомы заболеваний, но не имеют практического опыта врачебной деятельности. Чрезмерная фиксация внимания может обусловить одностороннее восприятие информации и как следствие — ее ненамеренное искажение. Так, в одном из медицинских вузов был проведен следующий эксперимент: студентам разных курсов после прохождения определенных дисциплин демонстрировали знакомый всем с детства шедевр Леонардо да Винчи — портрет Моны Лизы, и просили высказать свое мнение о состоянии здоровья этой молодой женщины
«Учебником навеяло»
К усилению эгогении могут приводить неверно истолкованные больным сведения из популярной или научной медицинской литературы.
Иногда эгогения развивается у студентов-медиков, которые теоретически изучают симптомы заболеваний, но не имеют практического опыта врачебной деятельности. Чрезмерная фиксация внимания может обусловить одностороннее восприятие информации и как следствие — ее ненамеренное искажение.
Читайте также: Ноцебо: погані очікування можуть бути шкідливими для вашого здоров’я
Так, в одном из медицинских вузов был проведен следующий эксперимент: студентам разных курсов после прохождения определенных дисциплин демонстрировали знакомый всем с детства шедевр Леонардо да Винчи — портрет Моны Лизы, и просили высказать свое мнение о состоянии здоровья этой молодой женщины. В результате оказалось, что студенты, которые изучали метаболический синдром, заметили у Джоконды явную склонность к полноте. Часть студентов, сдавших зачет по эндокринологии, нашли признаки гипертрофии щитовидной железы. А некоторые из числа изучавших психиатрию предположили, что «непонятная и блаженная улыбка» может свидетельствовать о том, что Мона Лиза могла быть интеллектуально недоразвитой.
Опасные разговоры
И если эгогения по сути представляет собой отрицательное влияние на пациента, которое оказывает он сам, то эгротогении — негативные психогенные состояния, вызванные высказываниями или действиями других людей.
Разговоры в аптеке, поликлинике или больнице о заболеваниях, а также рецептурные советы, рассказы о случаях исцеления «вопреки» медицинским прогнозам и диагнозам и т.д. — все это может вселить в человека как надежду (к сожалению, не всегда оправданную), так и тревогу (зачастую необоснованную и напрасную).
Возникновение и интенсивность эгротогений во многом связана с профилем медицинского учреждения, общей культурой пациентов и их индивидуальными особенностями (темперамент, характер).
Конечно, немаловажным является и отношение медицинского персонала, некоторые нюансы которого весьма тонко подмечены врачом-писателем Юрием Крединым в рассказе «Аппендицит»: «В ожидании оформления я и не заметил, как у меня пропала фамилия — все называют меня только «больным». Сестра говорит «больной», санитарка говорит «больной». А может быть, это ошибка — может, я не больной? Ведь доктор меня еще не смотрел…».
Читайте также: Плацебо може працювати навіть тоді, коли ви знаєте, що це плацебо
Профессионализм и «исцеляющее молчание»
Профилактика эгогений может состоять в систематическом медицинском просвещении населения (хотя, как уже было сказано выше, у медицинской информации есть и «темная сторона») и ответственном отношении всех работников сферы здравоохранения, в том числе фармацевтов.
Внимательное, чуткое, тактичное и, конечно же, профессиональное отношение медицинского персонала поможет уменьшить напряжение и тревожность, тем самым предотвратив небезопасный для пациента «уход в болезнь». Также немаловажным аспектом является правильное поведение в быту, а именно воздержание от некомпетентного обсуждения своих и чужих болезней («исцеляющее молчание») дома и на работе, особенно в присутствии детей, больных или людей пожилого возраста. Однако это, увы, практически невыполнимая задача…
Подготовила Александра Демецкая,
канд. биол. наук
“Фармацевт Практик” #1′ 2019