Электромагнитные «аллергены»
Наша иммунная система развивалась под влиянием радиации Солнца в фактически статичной геомагнитной среде… Способна ли наша иммунная система иметь дело с «аллергенами» (электромагнитными полями. — Л.Л.), которых раньше не было, а сейчас они создаются, производятся и используются? Возможно ли, чтобы наша иммунная система с помощью какого-то чрезвычайно разумного «скачка» в эволюционном процессе приобрела такую способность? Существует ли такая вероятность? Конечно, нет
Йоханссон Олле
Потенциальная опасность
Биологическое действие «рукотворных» электромагнитных полей измеряется двумя параметрами — мощностью и частотой излучения. В зависимости от мощности различают тепловое и нетепловое воздействие. Условной границей между ними принято считать интенсивность излучения, равную 1мВт/см2 и способную обеспечить прогрев тканей на несколько десятых градуса.
Частота излучения определяет степень поглощения организмом электромагнитной энергии. К примеру, излучение с частотой 30–300 МГц поглощается тканями слабее, нежели излучение с частотой 300–3000 МГц и тем паче с частотой 3–30 ГГц.
Не вдаваясь в подробности, отметим, что при разработке санитарно-гигиенических норм принимаются во внимание оба параметра, но такой подход не всегда гарантирует полную безопасность. Для иллюстрации приведем несколько примеров.
Так, при изучении влияния сантиметровых, дециметровых и микроволновых медицинских приборов на иммунную систему обслуживающего персонала выяснилось, что на общее количество лимфоцитов и численность субпопуляций лимфоцитов ни один из приборов не влияет. (Для справки: сантиметровый — 3–30 ГГц; дециметровый — 300–3000 МГц, микроволновый — 30–300 ГГЦ.)
А вот работа с телевизионным передатчиком для иммунной системы не проходит бесследно. Результаты исследования свидетельствуют о достоверном увеличении в периферической крови содержания IgG и IgI на фоне значительного уменьшения количества естественных киллеров (NK-клетки) и соотношения двух субпопуляций Т-лимфцитов — Т-хелперов и Т-супрессоров.
Судя по данным еще одного исследования, у женщин, живущих минимум два года в окрестности радиовещательных или телевизионных передатчиков, что работают в диапазоне частот 500 кГЦ — 3ГГЦ, наблюдается не только существенное снижение численности естественных киллеров в периферической крови, но и уменьшение их активности.
Способность естественных киллеров оказывать цитотоксическое действие на чужеродные клетки и их особое значение в защите организма от опухолевых клеток невольно наводит на мысль о возможных тяжелых последствиях, включая злокачественные новообразования. Но это лишь предположение, не имеющее убедительных доказательств.
Теневая сторона прогресса
Покраснение кожи, сыпь, ощущение покалывания и жжения, зачастую сопровождающиеся неврастеническими и вегетативными проявлениями (утомляемость, усталость, снижение концентрации внимания, головокружение, тошнота, нарушения сердечного ритма, расстройства пищеварения) — таковы симптомы сравнительно нового феномена под названием «гиперчувствительность к электромагнитным полям» (ГЭП).
Первые случаи ГЭП, зафиксированные около тридцати лет назад, ассоциировались с офисными работниками, которые большую часть рабочего времени проводили у экранов компьютерных мониторов. Несколько позже когорта гиперэлектрочувствительных индивидов пополнилась пользователями мобильных телефонов и беспроводных технологий, в частности Wi-Fi. Однако кожные проявления некоторые исследователи и поныне называют экранным дерматитом.
Примечательно, что симптомы ГЭП, не являясь частью какого-либо известного синдрома, сходны с проявлениями множественной химической чувствительности, которая обусловлена низкоуровневым воздействием веществ, присутствующих в окружающей среде, и по одной из версий имеют иммунную природу.
Распространенность ГЭП в странах Европы варьирует от 3% до 10%. Больше случаев зафиксировано в Швеции, Германии и Дании, а в Великобритании, Австрии, Франции и Северной Ирландии ГЭП наблюдается реже.
Насколько приведенные цифры соответствуют действительности — судить сложно, потому что основываются они на результатах телефонного опроса. Однако тот факт, что некоторые люди из-за гиперчувствительности к электромагнитному излучению вынуждены сводить к минимуму общение по мобильному телефону или даже менять работу, сомнению не подлежит.
Высказываются самые разные гипотезы по поводу природы ГЭП. Кто-то уверен, что так проявляются физиологические отклонения в постклимактерический период, кто-то называет ГЭП психозом, вызванным публикациями в СМИ (за рубежом о гипер-электрочувствительности дискутируют часто и далеко не всегда профессионалы), кто-то полагает, что ГЭП обусловлена не столько электромагнитным излучением, сколько стрессовой реакцией, вызванной опасениями относительно его негативного влияния на здоровье, кто-то считает, что ГЭП может быть связана с другими факторами, начиная с мелькания ламп дневного освещения, яркого света и плохого воздуха в помещении и заканчивая стрессами на работе и дома.
Между тем группе шведских ученых во главе с профессором О. Йоханссоном удалось выяснить, что у страдающих гиперчувствительностью тучные клетки располагаются не в глубоких слоях кожи, как это обычно бывает, а заполняют «пустующую» в норме зону между дермой и эпидермисом. Им свойственно мигрировать в эпидермис и там «освобождаться» от содержимого гранул, которые у гиперчувствительных индивидов намного крупнее, да и самих гранул в цитоплазме тучных клеток гораздо больше.
Если учесть, что при разрушении гранул, помимо прочих биологически активных веществ, высвобождается гистамин, то становится ясно, почему у гиперчувствительных людей развивается экранный дерматит. Относительно участия тучных клеток в возникновении других симптомов ГЭП за неимением убедительных экспериментальных данных высказываются предположения, суть которых сводится к тому, что тучные клетки участвуют во многих процессах, начиная с контроля за состоянием сосудов и заканчивая повреждением и восстановлением тканей. Они синтезируют множество медиаторов, активирующих и модулирующих функции соседних клеток и инициирующих комплексные физиологические изменения.
Неоднократно предпринимались попытки найти молекулярные маркеры гипер-электрочувствительности. Кандидатов было много — вазоактивный интестинальный полипептид, соматостатин, нейропептид-тирозин, кокальцигенин, протеин S-100 и др. Однако маркера, позволяющего со 100% гарантией дифференцировать ГЭП, среди них не нашлось. Не удалось выделить и комплекс специфичных симптомов, что позволило бы включить ГЭП в Международную классификацию болезней.
Эксперты ВОЗ, проанализировав результаты исследований, касающиеся ГЭП, при-шли к выводу, что гиперэлектрочувствительность «является проблемой, ограничивающей функции человека», а лечение людей, страдающих ГЭП, должно быть направлено главным образом на смягчение имеющихся симптомов и физиологических нарушений.
ВОЗ рекомендует правительствам информировать специалистов здравоохранения и работодателей о потенциальной опасности электромагнитного излучения для здоровья людей, страдающих ГЭП, и при этом непременно указывать, что «в настоящее время научные обоснования связи между ГЭП и воздействием электромагнитных полей отсутствуют».
Ламара Львова, канд. биол. наук
Вся інформація про лікарські засоби та їх застосування представлена для ознайомлення і не може вважатися настановою для самостійної діагностики та лікування. Інформація призначена виключно для медичних та фармацевтичних працівників.