ИнтервьюСтатті

Еще раз о биоэквивалентности

08/11/2011

Одним из важнейших показателей качества препаратов-генериков, доминирующих на фармацевтическом рынке Украины, является биоэквивалентность. Об особенностях этого показателя и о том, как проводятся его исследования, рассказывают Василий Блихар (ВБ), Генеральный директор ГУ «Государственный экспертный центр МЗ Украины», и Анатолий Соловьев (АС), заведующий отделом экспериментальной терапии и руководитель межведомственной лаборатории доклинического изучения лекарственных средств ГУ «Институт фармакологии и токсикологии НАМНУ»

— Основу фармацевтического рынка Украины составляют генерические препараты. Существует ли разница в требованиях к регистрационному досье генериков и инновационных лекарственных средств?

ВБ: Регистрационное досье — это комплект документов, с помощью которого должно быть доказано, что поданный на регистрацию препарат является гарантированно качественным, то есть эффективным и безопасным. Структура регистрационного досье полностью гармонизирована с европейскими требованиями. Так, в соответствии с европейскими правилами для получения разрешения на маркетинг фирма-заявитель должна предоставить данные об исследованиях эквивалентности генерического препарата его прототипу. Для обеспечения оптимального терапевтического действия активная часть действующего вещества должна быть доставлена к месту действия в эффективной концентрации в течение заданного периода времени. Относительное количество лекарственного вещества, которое достигло системного кровотока, и скорость, с которой этот процесс происходит, называется биодоступностью. Биодоступность действующего вещества лекарственного препарата должна быть известной и воспроизводимой. Это особенно важно, если некий препарат (например, генерик), содержащий определенное действующее вещество, предполагается использовать вместо инновационного препарата с таким же действующим веществом.

Для инновационного препарата должно быть представлено полное досье, содержащее химические, биологические, фармацевтические, фармакологические, токсикологические, а также клинические данные.

— Что следует понимать под термином «эквивалентность»?

ВБ: Предлагаемый к выходу на рынок препарат должен проявить такой же, как и инновационный (выступающий в данном случае в качестве препарата сравнения), терапевтический эффект при его применении в клинике. Другими словами, он должен быть терапевтически эквивалентен инновационному. Одно лекарственное средство является терапевтически эквивалентным другому, если оно содержит то же действующее вещество или его терапевтически активную часть, клинически проявляет такую же эффективность и столь же безопасен, как оригинальный препарат, эффективность и безопасность которого установлены. Как правило, проводить такую сравнительную оценку путем клинических испытаний в достаточной степени обременительно. Кроме того, эта процедура плохо поддается стандартизации, и, следовательно, трудно определить объективные параметры, обеспечивающие признание результатов, полученных одним клиницистом, другими его коллегами. На практике для сравнения терапевтических свойств и возможности альтернативного применения двух лекарственных препаратов, содержащих одно и то же действующее вещество (инновационного и любого по существу аналогичного препарата), используют понятие биоэквивалентности. Параметры, использующиеся для характеристики этого понятия, достаточно стандартны и описываются объективными цифровыми данными.

— В каких случаях лекарственные препараты можно считать биоэквивалентными?

ВБ: Два лекарственных препарата биоэквивалентны, если они являются фармацевтически эквивалентными (то есть содержат одну и ту же субстанцию в одинаковых концентрациях или дозах и выводятся одним путем), их биодоступность после введения в одной и той же молярной дозе схожи в отношении эффективности и безопасности. Такое сравнение основывается на предположении, что у одного и того же субъекта аналогичная зависимость концентрации действующего вещества от времени в плазме крови обуславливает аналогичную его концентрацию в месте действия и приведет к аналогичному эффекту. Исходя из этого предположения, для установления эквивалентности двух лекарственных препаратов можно использовать фармакокинетические данные, характеризующие биодоступность, вместо терапевтических результатов, трактовка которых может носить субъективный характер.

— Каким образом проводятся исследования биоэквивалентности?

ВБ: Исследования биоэквивалентности представляют собой сравнительное изучение биодоступности для установления эквивалентности между тестируемым и референтным препаратами. Классическими, наиболее адекватными и достоверными исследованиями биодоступности (с использованием фармакокинетических приемов и методов для оценки биоэквивалентности) являются исследования на людях. Их проводят в соответствии с установленными клиническими и аналитическими стандартами, которые и определяют статистически количество субъектов исследования. Как правило, это число не может быть менее 12, если не оговорено иначе. Исследования, как правило, проводят на здоровых добровольцах, причем критерии включения/исключения в исследование должны быть четко указаны в протоколе.

— Какие еще подходы применяются для оценки биоэквивалентности?

АС: Простота и дешевизна тестов in vitro позволяет рассматривать их как альтернативу сложным, дорогостоящим и этически не всегда безупречным исследованиям по изучению биодоступности препарата in vivo. Ранее возникавшая важная проблема, связанная с корреляцией между результатами экспериментов, проводимых in vitro, и исследованиями, проводимыми на людях, с повышением точности качества и точности исследований, а также по мере накопления экспериментальных данных была успешно решена, и исследования в условиях in vitro получили широкое признание.

— В каких случаях необходимы исследования биодоступности или биоэквивалентности для препаратов системного действия, в каких случаях возможно проведение фармакокинетических исследований in vitro вместо исследований in vivo?

АС: Подробному освещению этого вопроса посвящены два документа ВОЗ, один из которых издан в 2000 году, а другой — в 2004 году. Обоснование отказа от исследований  биодоступности и биоэквивалентности in vivo, изложенное в этих документах, основано на биофармацевтической классификационной системе (BSC), предназначенной для классификации препаратов (лекарственных субстанций) на основе их растворения в воде и степени проникновения через стенку кишечника. Согласно BSC, препараты подразделены на 4 класса по степени их растворимости и проницаемости биомембран. Если дополнительно применяется такой критерий, как растворение лекарственного препарата, то BSC охватывает все основные факторы, определяющие степень и скорость абсорбции лекарственного средства из твердой лекарственной формы немедленного высвобождения. Согласно BSC, лекарственные субстанции характеризуются следующим образом: класс 1 – высокая растворимость, высокая степень проникновения; класс 2 – низкая растворимость, высокая степень проникновения; класс 3 – высокая растворимость, низкая степень проникновения; класс 4 – низкая растворимость, низкая степень проникновения. Отнесение лекарственной субстанции к тому или другому классу BSC позволяет решить вопрос о необходимости проведения исследований биоэквивалентности и биодоступности in vivo. Так, для класса 1 от изучения биоэквивалентности in vivo можно отказаться; для классов 2 и 3 от изучения биоэквивалентности in vivo можно отказаться при определенных условиях (в зависимости от значений растворимости); для класса 4 исследования биоэквивалентности in vivo проводятся всегда.

— Применять тест «растворение» для оценки биоэквивалентности вместо исследований in vivo можно для любых лекарственных форм?

АС: Нет, только для таблеток и капсул, содержащих быстрорастворимые лекарственные вещества. Например, можно предположить, что препарат-аналог эквивалентен референс-препарату, если они оба высвобождают 80% лекарственной субстанции за 10-15 минут в среде, близкой к физиологическим условиям. В таком случае можно не проводить исследований биоэквивалентности, достаточно доказать подобие профилей растворения тестируемого и референтного препаратов. При этом вспомогательные вещества, включенные в состав лекарственного препарата, должны быть хорошо известны и не должны оказывать влияния на фармакокинетику действующего вещества.

— Что такое испытание на проницаемость?

АС: В последнее время широкое распространение получило моделирование пассивного транспорта через эпителий кишечника. В качестве модели используется культура клеток колоректальной аденокарциномы человека Сасо-2, которая с хорошей воспроизводимостью проявляет многие свойства и характеристики дифференцированных эпителиальных клеток кишечника.

Модели клеточной культуры для абсорбции лекарственных средств основаны на том факте, что прохождение лекарства через кишечный эпителий (монослой клеток) является главным барьером (или лимитирующим фактором) для препарата на его пути в систему кровообращения. В реальных условиях in vivo энтероциты составляют 90% клеток эпителия и ответственны за большинство функций, определяющих абсорбцию препарата. Апикальная поверхность слоя энтероцитов обращена к люминальной поверхности кишечника, а базолатеральная поверхность контактирует с потоком крови.

Установлено, что монослой клеток Сасо-2 является в настоящее время наилучшей (из существующих) моделью эпителия кишечника («золотой стандарт») человека для исследования лекарственных соединений со средней липофильностью, которые транспортируются через эпителий трансклеточным путем.

— Используется ли такой подход в Украине или это только перспектива?

ВБ: Учитывая необходимость минимизации риска нанесения вреда здоровью добровольцев, в практику работы Государственного экспертного центра МЗ Украины, как альтернатива ограниченным клиническим испытаниям была введена система контроля с помощью биовейверов (система тестирования биоэквивалентности in vitro) для моделирования профиля растворимости и всасываемости препарата в условиях in vitro. С этой целью в Межведомственной лаборатории по доклиническому изучению лекарственных средств были проведены все необходимые предварительные исследования по изучению проницаемости лекарственных средств на клеточной линии Сасо-2. Формирование соответствующей нормативной базы закончено, и лаборатория уже успешно провела около 20 таких исследований.

Подготовил Руслан Примак

https://rx.ua
ПЕРЕДПЛАТА
КУПИТИ КНИГИ