Фарма в Украине: круглый стол с юристами
15 июня 2018 г. в Киеве состоялся круглый стол «Фарма в Украине: потенциал роста». Организаторами мероприятия выступили юридическая компания AEQUO и издание «Юридическая практика», которые пригласили представителей фармацевтического бизнеса ознакомиться с изменениями, которые грядут в их деятельности в связи со вступлением в силу Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС и предлагаются законопроектами по вопросам интеллектуальной собственности. Кроме того, эксперты обсудили ряд вопросов, связанных с недобросовестной конкуренцией и неправомерным использованием обозначений. На вопросы участников ответили юристы AEQUO, ГП «Украинский институт интеллектуальной собственности», Антимонопольного комитета Украины (АМКУ)
Интеллектуальная собственность: текущая ситуация и грядущие изменения
Об особенностях защиты прав интеллектуальной собственности в Украине рассказал Александр Мамуня, партнер, руководитель практики интеллектуальной собственности AEQUO. Он представил информацию о патентах, выданных в Украине с 2007 по 2017 гг., отметив, что в нашей стране преобладают патенты на полезные модели. Популярность патентов на полезные модели не удивительна: если запатентовать полезную модель можно быстро (в течение нескольких месяцев) и под ответственность заявителя, то получение патента на изобретение требует проведения экспертизы и занимает до трех лет. За рубежом патент на полезную модель – лишь вспомогательный инструмент, и преобладают патенты на изобретения. В Украине более 80% патентов на изобретения принадлежат нерезидентам.
Александр Мамуня отметил: «Патент на изобретение предоставляет монополию на определенный продукт на определенной территории в определенном временном промежутке. Это законная монополия, монополия, к которой Антимонопольный комитет не может иметь претензий. Она дается для того, чтобы изобретатель или компания, вложившая средства в разработку, могли вернуть и приумножить свои инвестиции».
Среди всех патентообладателей в Украине на втором месте по числу патентов находятся фармацевтические компании
Если сравнить ситуацию в Украине и Польше, то с 2007 до 2016 гг. число выданных патентов на изобретения в обеих странах было незначительным. В Польше в 2017 г. ситуация радикально изменилась – число выданных патентов на изобретения возросло примерно в пять раз, то есть в 2013-2014 гг. было подано в пять раз больше заявок, чем в предыдущие годы. Большинство патентов получают иностранные компании, а это значит, что инвесторы поверили польскому рынку и через патентную сферу стремятся «застолбить» свое стратегическое присутствие. Александр Мамуня выразил надежду, что, уже начиная с 2018 г., Украина имеет все шансы стать таким же интересным рынком для иностранных инвестиций, как и Польша.
Среди всех патентообладателей в Украине на втором месте по числу патентов находятся фармацевтические компании. Примерно каждый шестой патент в Украине выдается в категории «фармацевтика», при этом каждый третий патент в фармацевтической отрасли принадлежит нерезидентам.
Чем больше у фармкомпании патентов, тем теоретически больший потенциал в завоевании рынка
Тематика патентов в сфере фармацевтики отражает инновационный потенциал различных направлений медицины. По числу патентов «рейтинг» тем выглядит следующим образом: нервная система, онкология, инфекционные заболевания, сердечно-сосудистая система, обмен веществ, обезболивающие средства, иммунология и аллергология, желудочно-кишечный тракт, дыхательная система, урология.
Фармацевтический бизнес зависит от инноваций и заинтересован в том, чтобы монетизировать их через установление патентных монополий. Александр Мамуня отметил, что, чем больше у фармкомпании патентов, тем теоретически больший потенциал в завоевании рынка. Другой вопрос, как на практике компании реализуют его. В настоящее время, когда «дно» экономического кризиса, похоже, позади, важно использовать весь арсенал стратегических инструментов для получения преимуществ на рынке.
Для химических и, в том числе, фармацевтических продуктов нельзя будет получить патент на полезную модель, т.е. патент, не требующий экспертизы
Особое внимание Александр Мамуня уделил изменениям в сфере интеллектуальной собственности, которые предстоят в связи со вступлением в силу Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Так, будут установлены новые правила в отношении продления патентов. В Украине патент можно продлить на любом этапе его действия, и получить дополнительно еще до пяти лет защиты. Новые правила будут аналогичны европейским: нельзя будет продлить патент полностью, а можно будет получить сертификат дополнительной охраны, который распространяет свое действие только на конкретный продукт, который компания зарегистрировала и использует в Украине. При этом, согласно законопроекту КМУ №7538 від 01.02.2018, заявку на продление патента нужно подать в течение непродолжительного срока после получения патента или государственной регистрации продукта. Затем продлить срок действия патента уже не удастся. С высокой вероятностью это положение будет принято, а это означает, что уже сейчас компаниям необходимо пересмотреть патентные портфели и решить, для каких патентов целесообразно получение сертификата дополнительной охраны. Данное положение благоприятно для рынка генериков, так как позволяет планировать выведение генерических лекарственных средств на рынок задолго до того, как закончится срок действия патента на оригинальный препарат. В настоящее время производитель генерического лекарства не может ничего планировать, так как не знает, будет ли продлеваться патент на оригинальное средство. Благодаря новому положению, дата окончания патентной защиты оригинальной молекулы будет предсказуема, и это сделает рынок более цивилизованным.
Докладно про Законопроект КМУ №7538 від 01.02.2018 читайте в статті Оксани Кашинцевої, члена Робочої групи з розробки законопроекту: На українському фармринку більше не патентуватимуть Сонце
Законопроект КМУ №7538 также предусматривает, что для химических и, в том числе, фармацевтических продуктов нельзя будет получить патент на полезную модель, т.е. патент, не требующий экспертизы. Планируется сужение перечня патентуемых объектов. Если сейчас можно получить новый патент на ту же молекулу, то же лекарственное средство, лишь незначительно изменив формулировку, то в будущем многократно патентовать одно и то же будет сложно. Также предлагается разрешить свободный ввоз в Украину образцов для исследований. Это означает, что даже патентообладатели не смогут предотвратить ввоз в Украину образцов для исследований с целью дальнейшей регистрации лекарственного средства. В Европе генерические продукты могут быть исследованы и зарегистрированы до окончания срока патентной защиты оригинального препарата, но не могут быть введены в оборот. Когда же срок действия патента заканчивается, то буквально на следующий день генерики оказываются на рынке. Такая схема должна работать и в Украине.
Александр Мамуня указал также, что в связи с ассоциацией с ЕС возможны нововведения в сфере знаков для товаров и услуг. Так предлагается сделать обязательной публикацию заявки на торговую марку. Такая норма существует, но она слабо урегулирована. В связке с этой нормой будет работать и другая: возможность подать возражение против заявки, которая каким-либо образом конфликтует с вашими правами. Это значит, что компаниям нужно будет монитроить реестр Укрпатента для своевременного выявления таких заявок.
В Европе, когда срок действия патента на оригинальное лекарственное средство заканчивается, то буквально на следующий день генерики оказываются на рынке. Такая схема должна работать и в Украине
Важно также напомнить, что идет создание Высшего суда по вопросам интеллектуальной собственности. Планируется, что до конца 2018 г. высшая квалификационная комиссия судей сформирует этот орган. Все судьи пройдут специализированное обучение и стажировку, все их необычные решения будут рассматриваться под микроскопом, судебная практика будет унифицирована по всей вертикали и процесс будет предсказуем. В других странах опыт работы такого суда весьма успешен.
О конфликтах прав интеллектуальной собственности в практике Министерства экономического развития и торговли Украины рассказал Николай Потоцкий, начальник отдела содействия защите прав ГП «Украинский институту интеллектуальной собственности». Он отметил, что Министерство выступает ответчиком в спорах касательно прав интеллектуальной собственности в части признания их недействительными либо досрочного прекращения. По числу исков на первом месте – споры о торговых марках, на втором – об изобретениях и полезных моделях, на третьем – о промышленных образцах, среди отраслей лидируют фармацевтическая и алкогольная.
Недобросовестная конкуренция
Даниил Федорчук, директор юридического департамента АМКУ, отметил, что в большом массиве дел о нарушениях правил конкуренции особняком стоят дела о недобросовестной конкуренции. Их особенность – субъективный характер ряда базовых понятий, в частности «смешение с деятельностью другого субъекта хозяйствования» или «введение в заблуждение» (Закон Украины «О защите от недобросовестной конкуренции»).
Дела о недобросовестной конкуренции АМКУ возбуждает по заявлению. Теоретически АМКУ может отказаться открывать дело, если действия, заявленные как нарушение, не имеют ощутимого влияния на конкуренцию. К сожалению, по словам Даниила Федорчука, эта норма редка в применении, из-за чего АМКУ часто вынужден заниматься маловажными делами.
Сергей Денисенко, советник, соруководитель практики антимонопольного конкурентного и торгового права AEQUO, указал, что фармацевтические предприятия – частые клиенты АМКУ в делах о недобросовестной конкуренции.
Он отметил, что для пресечения использования конкурентом схожей упаковки лекарственного средства может быть подано заявление в АМКУ, однако прежде следует убедиться, что упаковка конкурента вышла на рынок позднее вашей и с этого момента еще не истек срок исковой давности (6 месяцев), а также что препараты в сходных упаковках имеют сходный эффект. К исковому заявлению прилагают фото упаковки конкурента, фискальные чеки, подтверждающие присутствие препарата конкурента на рынке, а также информацию о вашей упаковке, в частности, когда она вышла на рынок, как продвигалась, какие были потрачены средства на ее продвижение и т.д. Кроме того, необходимо обосновать возможность смешивания потребителем упаковок: для этого могут быть представлены выводы экспертов, данные социологических опросов потребителей, жалобы от потребителей.
Александр Мамуня уточнил, что если вы увидели на рынке знак, который похож на ваш, и он зарегистрирован, то могут быть задействованы инструменты интеллектуальной собственности. Если же ваш знак не зарегистрирован, то вступает в силу так называемый рыночный приоритет и тогда есть основания для обращения в АМКУ с заявлением о недобросовестной конкуренции
Даниил Федорчук обратил внимание на сложность оценки ряда проявлений недобросовестной конкуренции, перечисленных в ст.4 соответствующего закона. Так, понятие «похожие» для упаковок и других обозначений очень субъективно. Даже специальные экспертизы не всегда дают однозначный ответ. В подобных спорах важную роль могут сыграть данные о падении продаж продукта из-за выхода на рынок конкурента с «похожими» обозначениями. При оценке того, присутствует ли «смешение с деятельностью другого субъекта хозяйствования», речь идет, прежде всего, о восприятии товаров потребителями.
Примером недобросовестной конкуренции на фармацевтическом рынке может служить дело, решение по которому было принято в мае текущего года. Заявитель – Омнифарма-Киев – реализует лекарственное средство «Біле вугілля» с 2008 г, знак для товаров и услуг «Біле вугілля» біл зарегистрирован в 2008 и 2012 гг. Ответчик в июне 2017 г. начал реализовывать диетическую добавку «Біле вугілля – Здравофарм», тогда же был разработан дизайн упаковки. Оба продукта оказывают сходное действие на организм и являются взаимозаменяемыми товарами. Доказательством смешения с деятельностью Заявителя выступили экспертное заключение и социологический опрос потребителей. Кроме того, после появления на рынке добавки «Біле вугілля – Здравофарм» объемы продаж Заявителя начали снижаться. АМКУ признало нарушение, на Ответчика был наложен штраф.
Текст и фото: “Фармацевт Практик”