ЖизньСтатті

Фармацевтом ее сделала война

05/08/2011

Все дальше в прошлое уходят годы Великой Отечественной Войны, но победа нашего народа над фашистской Германией навсегда вошла в историю как величайшее событие минувшего века. Сегодня осталось совсем мало живых свидетелей и участников тех  героических событий, защищавших своих близких и свою страну на полях сражений.
Время не может стереть из памяти ветеранов Великой Отечественной события тех далеких и страшных дней. Некоторыми эпизодами из «войны и мира» своей жизни согласилась поделиться с нами Анна Георгиевна Глазова (в девичестве Фоминова) — опытный фармацевт, кавалер воинских наград, в том числе медали за взятие Берлина и ордена Отечественной войны, а, кроме того, верная и преданная жена, любящая и заботливая мать, бабушка и прабабушка.
Пламя
ударило в небо! —
ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала:
«Вставайте
на помощь…» —
Родина.
Славы
никто у тебя не выпрашивал,
Родина.
Просто был выбор у каждого:
я
или
Родина.
Я родилась в Харькове, но в начале 30-х годов муж моей старшей сестры получил направление в пограничный поселок,  расположенный в Средней Азии на самой границе с Ираном, и мы решили перебраться туда всей семьей. Я на отлично закончила семилетку и в 39-м году поступила в Ашхабадский финансово-экономический техникум. Когда началась война, я еще была студенткой. Вскоре в Ашхабад стали пребывать эшелоны с ранеными и эвакуированными из Беларуси и Украины. Мы, студенты, помогали ухаживать за солдатами и беженцами, делились продуктами, одним словом, делали все, что могли. В те годы существовала удивительная, редкая по нынешним временам сплоченность и взаимовыручка.
После окончания техникума меня направили в родной поселок инспектором бюджетного райфинотдела. Брат уже был на фронте. И я, и мои подруги не хотели оставаться в тылу и поэтому часто ходили в военкомат. Там для нас организовали военное обучение: вывозили за город и учили стрелять, рыть окопы, делать перевязки. Однажды в газете я прочитала статью о том, как молодежь поступает в военные училища. Ну, раз молодежь,  решила я, то это относится и ко мне, и написала письмо, в котором просила принять в училище и меня — здоровую, физически крепкую девятнадцатилетнюю девушку. Почта находилась рядом с военкоматом, и его в тот же день доставили по назначению. Письмо получилось очень проникновенное и патриотическое, поэтому его зачитали по радио. Когда я пришла домой, моя мама заплакала: «Тебе что, надоело голову на плечах носить?!». Через пять дней меня мобилизовали.

Плескалось
багровое знамя,
горели
багровые звезды,
слепая пурга
накрывала
багровый от крови
закат,
и слышалась
поступь
дивизий,
великая поступь
дивизий,
железная поступь
дивизий,
точная
поступь
солдат!

Я снова оказалась в Ашхабаде — туда эвакуировали Харьковское военно-медицинское училище, занимавшееся подготовкой фельдшеров и фармацевтов. Помимо этого, в программе были и военные дисциплины. Так я попала в фармацию. В училище преподавали прекрасные специалисты. Курс обучения был рассчитан на три года, но война диктовала свои условия. Наш распорядок дня был насыщен до предела: пять утра подъем, в одиннадцать вечера — отбой. Благодаря такому темпу выпуск состоялся уже через год. Это произошло в октябре 43-го. По распределению я попала в резерв военного Московского округа. Меня назначили командиром взвода, но я не могла дождаться того момента, когда окажусь на фронте. 15 декабря 1943 г., в мой двадцатый день рождения, наш командир спросил меня о самом большом желании и пообещал, что оно обязательно исполнится. Я сказала, что хочу попасть фармацевтом на фронт по первому же распределению. Через несколько дней  я увидела, как наши девчонки бегают с обходными листками — они ехали на Первый Белорусский фронт.  Меня в списке не было. Я влетела к начальству и спросила: «Как же так?! Ведь вы обещали!». Слово есть слово, поэтому по приказу командира одну из девушек заменили мной.
По дороге к месту назначения наш поезд непрерывно подвергался налетам. Но я благополучно добралась вначале до Брянска, а затем и до штаба фронта, расположенного в Гомеле. Там я впоследствии встречала Константина Симонова. Его все очень любили. Он сражался под Ржевом и завещал жене после своей смерти кремировать его и развеять прах в тех местах, где шли бои, где гибли его товарищи.  Он умер в 1979 г., и жена выполнила его последнюю волю.
Меня направили в танковый полк. Он считался учебным, но находился при фронте и двигался вместе с ним. Там был свой лазарет на 25 коек и аптека, начальником которой меня и назначили. Я часто ездила на склады за лекарствами, для этого мне давали в штабе санитарную машину. С одной из таких поездок связано мое первое боевое крещение в феврале 44-го года.

Мечту пронесите
через года
и жизнью наполните!..
Но о тех,
кто уже не придет
никогда, —
заклинаю, —
помните!
Я должна была в тот же день вернуться с медикаментами в полк, но произошла задержка. Поэтому обратно ехали ночью. Было очень холодно. Колонна наших машин переправлялась через реку, когда налетели немецкие самолеты. Они бомбили зенитные установки, расположенные рядом с нами. Там находились сотни зенитчиков, как я узнала позже, это были молоденькие девочки… Моего шофера ранило, и машина, проломив временную деревянную ограду, упала в воду. Лед проломился, мы начали тонуть. Когда автомобиль летел в ледяную черную воду, я испытала сильнейшее чувство страха — была абсолютно уверена, что мы погибнем. К счастью, река оказалась не слишком глубокой, поэтому машина ушла под лед только наполовину. Я схватила шапку, облила ее бензином и подожгла зажигалкой. Высунувшись в открытую дверь, я стала размахивать этим импровизированным факелом и звать на помощь. Все машины остановились, поскольку существовал неписаный фронтовой закон: «сам погибай, а товарища выручай». Нас вытащили вместе с автомобилем. У меня были поломаны ноги, но я осталась жива и сказала: «Бог есть, и он меня спас». Часть лекарств осталась в воде, кое-что намокло, но медикаменты я доставила по назначению.
К счастью, судьба была милостива ко мне: смерть меня миновала. Но фронт есть фронт — постоянные тревоги, воздушные налеты. Как-то раз в Бресте шестнадцать наших ребят, сидя прямо на танках, возвращались с полигона. Я шла им навстречу и увидела взрыв: бронемашина подорвалась на мине. Погибли все, кроме водителя…
И не было гордости
выше,
и не было доблести
выше —
ведь кроме
желания выжить
есть еще
мужество
жить!
Двигаясь с фронтом, мы оказались в Полесье, потом был Брест, Польша, и, наконец, Германия. Когда 9 мая объявили о долгожданной победе, мы плакали и смеялись одновременно. Именно в День Победы командир одного из батальонов нашего полка, капитан Александр Глазовой сделал мне предложение. Мы давно симпатизировали друг другу. В полку был свой оркестр, и в спокойные вечера мы танцевали с ним, иногда ходили в кино. Но я дала себе клятву, что стану женой симпатичного капитана только после окончания войны. Так День Победы стал днем нашей свадьбы.
В июне 1946 г. у нас родилась дочь Тамарочка. Меня демобилизовали, а мужу пришлось служить на территории Германии еще пять лет. Там же, в Германии, в 49-м родилась наша младшая девочка — Наташенька. В 1950 г. Александра Константиновича направили в Хмельницкую область, затем он служил в Ленинграде, Славуте, Владимире-Волынском. Так, переезжая из города в город, мы оказались в Закарпатье: сначала в Берегово, а потом и в Ужгороде, который стал нашим любимым домом.
В Берегово я работала в аптеке, а в Ужгороде устроилась в галеновый отдел склада аптечного управления. После выхода на пенсию в 1986 г. была членом Совета ветеранов, пела в хоре, занималась дачей. Наши дочери подарили нам прекрасных внуков, теперь подрастают правнуки. Раньше к нам часто приезжали однополчане, но годы неумолимо берут свое… Тем не менее День Победы мы с мужем отмечаем обязательно. Ведь нам есть, что вспомнить…
Покуда сердца
стучатся, —
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье, —
пожалуйста,
помните!

Подготовила Александра Демецкая
В материале использованы отрывки из поэмы Р. Рождественского «Реквием»

Благодарим за помощь в подготовке материала генерального директора Закарпатского ОПО «Фармация» Городню Меланию Иллиничну (г. Ужгород), инспектора-провизора ЗОПО «Фармация» Ковалик Нелю Петровну (г. Ужгород), зав. ЦРА № 11 ЗОПО «Фармация» Магариту Павла Павловича (г. Виноградово), зав. аптекой № 133 ЗОПО «Фармация» Маслову Наталью Юрьевну (г. Виноградово), зав. ЦРА №4 ЗОПО «Фармация» Погориляка Василия Васильевича (г. Мукачево), зав. аптекой № 19 ЗОПО «Фармация» Варцабюка Степана Семеновича (с. Вилок).

https://rx.ua
ПЕРЕДПЛАТА
КУПИТИ КНИГИ