Статті

ФАРМБИЗНЕС: ВЫВОДЫ 2012 — ОЖИДАНИЯ 2013. Часть вторая

24/12/2012

Мероприятия, проводимые ЮК «Правовой Альянс», всегда привлекают внимание участников фармрынка. 7 декабря 2012 г. в БЦ «Парус» прошла конференция, на которой были подведены итоги уходящего года 

Реклама и промоция ЛС

Уходящий год запомнится повышенным вниманием к рынку ЛС, усилением контроля над рекламой и промоцией ЛС, в частности, утверждением списка запрещенных кАлексей Бежевец,Правовой Альянс,фармацевтический рынок,регуляторные органы рекламированию ОТС-препаратов, введением ряда запретов и ограничений в работе фарм- и медпредставителей и повышением ответственности за их нарушение, увеличением размера штрафов за недобросовестную рекламу и др. По словам Алексея Бежевца, адвоката, партнера ЮК «Правовой Альянс», промоция ЛС несет с собой риски для некоммерческих представительств в вопросах брендирования продукции и распространения промоматериалов, проведения акций и розыгрышей призов, а также в схемах промоции (предоставление скидок, маркетинговые услуги). Докладчик предупредил, что в следующем году не стоит ожидать снижения внимания со стороны государства к рекламе ЛС, что, безусловно, осложнит промоционную деятельность фармкомпаний.

Андрей Горбатенко, адвокат, советник ЮК «Правовой Альянс», на конкретных примерах дал интерактивный анализ рекламы ЛС. Он охарактеризовал понятия «реклама ЛС», «информация о ЛС» и «информация о товаре», а также наглядно продемонстрировал, чем отличается индивидуальная информация от частных объявлений.

Об особенностях рекламирования и промоции ЛС на фармрынке Беларуси участникам конференции рассказала Татьяна Игнатовская, партнер ЮФ «Степановский, Папакуль и партнеры» (Беларусь). В своем выступлении она подробно остановилась на общих требованиях к рекламе, предъявляемых на белорусском фармрынке, возможностях рекламирования рецептурных и безрецептурных ЛС, запретах и ограничениях на участие медицинского персонала в рекламе и промоции. Обязательным на фармрынке соседнего государства является согласование рекламы, в том числе и сувенирной продукции, в Министерстве здравоохранения. Исключение составляет реклама в специализированных СМИ. В Беларуси приняты постановления, ограничивающие спонсорскую деятельность, запрещено также проводить рекламные игры, стимулирующие реализацию ЛС.

Конкуренция

В настоящее время АМКУ стал более пристально отслеживать процессы, происходящие на фармрынке. В комитете это объясняют значительным повышением цен на ЛС и участившимися случаями распространения неправдивой информации. Наиболее часто встречающимися видами ценовых нарушений являются следующие.

1. Злоупотребление монопольным положением:

– установление экономически необоснованных цен;

– применение разных условий к равнозначным соглашениям без объективных причин;

– заключение соглашений обуславливается принятием дополнительных соглашений;

– отказ от реализации товара при отсутствии альтернативных источников.

2. Антиконкурентные согласованные действия:

– «вертикальные» согласованные действия;

– искажение результатов тендеров.

Среди неценовых нарушений ведущими являются распространение информации, вводящей в заблуждение, и непредоставление либо предоставление неполной и/или недостоверной информации.

Лидия Санжарова-Гурлач, юрист ЮК «Правовой Альянс», в своем докладе рассказала о наиболее распространенных признаках нарушения законодательства о защите экономической конкуренции. С целью минимизации рисков выявления АМКУ нарушений она рекомендовала осуществлять комплексный анализ всех действующих внутренних документов компании, системную проверку экономической обоснованности устанавливаемых цен на товары. Кроме того, по ее мнению, следует внедрить единые прозрачные требования к отбору и договорному сотрудничеству с дистрибьюторами/аптеками. Важным шагом является проведение комплексного анализа рекламных материалов.

Участников конференции интересовал вопрос возможности защиты в делах о нарушении антимонопольного законодательства. С ключевыми правиламиВиктория Пташник,Правовой Альянс,фармацевтический рынок,регуляторные органы построения защиты собравшихся ознакомила Виктория Пташник, адвокат, партнер ЮК «Правовой Альянс». Прежде всего, необходимо четко понимать права и обязанности лиц, принимающих участие в деле. Обязанности компаний — предоставление в установленные сроки достоверной и в полном объеме информации, а также содействие органам АМКУ в проведении проверок. В свою очередь, они имеют право знакомиться с материалами дела (есть ряд ограничений), приводить доказательства в свою пользу и доказывать их достоверность. Важным правом является возможность подавать ходатайства, приводить свои соображения и возражения, предоставлять устные и письменные объяснения/возражения. Кроме того, предлагать вопросы, которые могут быть оценены экспертами, а также получать копии решений по делу и обжаловать их в порядке, определенном законом.

Интеллектуальная собственность

«Чем меньше возможности для рекламы и промоции оставляет законодатель, тем более значимой становится роль интеллектуальной собственности (ИС) в увеличении прибыли фармкомпании»,— заявляет Илья Костин, адвокат, партнер ЮК «Правовой Альянс». В нашей стране закон о защите ИС распространяется на изобретения и полезные модели, а также знаки для товаров и услуг. Разумное управление объектами ИС предоставляет возможность минимизировать собственные риски, выявлять нарушения прав ИС, влиять на структуру рынка, объема и динамику продаж. Достичь этого можно путем анализа патентной чистоты, аудита и мониторинга ИС, юридического консалтинга по вопросам защиты прав ИС.

«Патент предоставляет его владельцу исключительное право запрещать Александр Брагарник,Правовой Альянс,фармацевтический рынок,регуляторные органыиспользование без разрешения изобретения другим лицам», — говорится в ст. 28, ч. 5 Закона «Об охране прав на изобретения и полезные модели». Александр Брагарник, патентный поверенный ЮК «Правовой Альянс», рассказал собравшимся о том, зачем и как нужно проводить мониторинг ИС и патентной чистоты. «Мониторинг ИС позволяет выявлять нарушителей еще на этапе подачи заявки и до начала продаж, а также предотвращает подачу повторной заявки», — говорит Александр Брагарник. Патентная чистота — юридическое свойство объекта, заключающееся в том, что он может быть свободно использован в данной стране без опасности нарушения действующих на ее территории патентов исключительного права, принадлежащих третьим лицам. Проверка и обеспечение патентной чистоты заключается в анализе ЛС на содержание объектов ИС, поиске ревалентных действующих и истекших охранных документов, анализе охранных документов, заключении о патентной чистоте и нечистоте, поиске патентно-чистых вариантов, выводе о возможности выведения ЛС на рынок, мониторинге регистраций и рынка в целом. Такой анализ позволяет избежать риска нарушения прав ИС третьих лиц, вывести формы и составы, не нарушающие чьих бы то ни было патентов, провести лонч препаратов непосредственно после срока истечения патентной защиты.

В ходе выступления был затронут вопрос принудительного лицензирования. Это своеобразное обоюдоострое оружие. Краткосрочные последствия такого шага — досрочный выход генериков, снижение стоимости ЛС, но при этом утрата рынком оригинального ЛС. Долгосрочными последствиями будут, с одной стороны, имиджевые потери для инновационных фармкомпаний, а с другой — потеря привлекательности для них украинского фармрынка.

Фармрынок Украины – 2012

Завершилась конференция «Фармбизнес: выводы 2012 — ожидания 2013» выступлением заместителя генерального директора компании SMD Евгения Живодерникова, который проанализировал основные тенденции развития фармацевтического рынка в уходящем году. «На развитие украинского фармрынка оказывают влияние мировые тенденции, — сказал докладчик. — В частности, ситуация на внешних рынках, воздействующая на сбыт, рост стоимости энергоносителей, а также международное сотрудничество и возможности предоставления Украине целевых финансовых кредитов». Влияет на рынок и макроэкономическая ситуация в стране — стабильность курса национальной валюты, кредитная политика банков, налоговая политика государства, инвестиционный климат, значимые события внутри страны (Евро-2012). Однако самое существенное воздействие оказывает регуляторная база: государственная регистрация ЛС и ИМН, граничные надбавки, декларирование и регулирование цен, лицензирование импорта, изменения в Таможенном кодексе Украины, контроль качества со стороны Гослекслужбы и контроль АМКУ, изменения в правилах промоции, регулирование бюджетных закупок, законодательная поддержка национального производителя, пилотный проект и реформирование здравоохранения. Докладчик ознакомил слушателей с динамикой роста продаж отдельных категорий товаров аптечного ассортимента, динамикой закупок рецептурных и безрецептурных ЛС в денежном и натуральном выражении, а также изменением доли продаж отечественных и зарубежных производителей ЛС.

***

На итоговой конференции ЮК «Правовой Альянс» были затронуты вопросы, касающиеся абсолютно всех участников фармацевтического рынка Украины. Присутствующие обсудили проблемные вопросы в сфере регулирования рынка ЛС и спрогнозировали возможные последствия, если изменения в законодательство не будут внесены.

Наталия Малишевская

Часть первая

https://rx.ua
ПЕРЕДПЛАТА
КУПИТИ КНИГИ