Фармпроизводители утверждают, что новшества Минздрава тормозят развитие отечественного фармрынка
Американская торговая палата и члены Ассоциации APRaD и AIPM Ukraine резко раскритиковали нововведения Министерства здравоохранения Украины. Они уверены, что поспешное принятие подобных нормативных актов является барьером на пути к успеху реформирования системы здравоохранения, что в конечно итоге отрицательно скажется на пациентах. В частности, речь идет о пилотном проекте государственного регулирования цен на лекарственные средства.
В совместном заявлении сказано, что «введение прямого регулирования цен без развития источников финансирования здравоохранения со стороны государства (системы возмещений по примеру европейских стран, обязательного медицинского страхования и т.д.) не может способствовать реальным положительным изменениям в системе обеспечения лекарственными средствами».
У авторов обращения вызвал обеспокоенность тот факт, что 25 апреля 2012 года Кабинет Министров Украины без предварительного общественного обсуждения принял постановление «О внедрении системы государственного регулирования цен на лекарственные средства для больных гипертонической болезнью“. Минздрав на своем сайте опубликовал два проекта постановления относительно пилотного проекта по внедрению системы госрегулирования цен, тексты которых существенно отличаются.
Международные фармпроизводители провели анализ пилотного проекта и пришли к выводу, что механизм внедрения референтных цен на лекарственные средства без системы частичного или полного возмещения затрат на амбулаторное потребление лекарственных средств не выполнит свою социальную функцию. Механизм внедрения референтных цен является только инструментом для определения максимального уровня возмещения государством стоимости препаратов. В европейских странах участие государства в финансировании расходов на приобретение лекарственных средств, цены на которые регулируются, является обязательным условием эффективной политики в сфере здравоохранения.
Авторы обращения выразили мнение, что государство, возможно, хочет перенести реализацию пилотного проекта на неопределенное время, поскольку даты реализации пилотного проекта и определения источников финансирования проекта со стороны государства очень расходятся по времени. К тому же в постановлениях нет описания механизма частичного возмещения стоимости лекарственных средств для лечения больных с гипертонической болезнью, без которых, как уже было сказано, реализация проекта невозможна.
В своей критике международные фармпроизводители используют серьезные аргументы. Во-первых, они заявили, что внедрение механизма государственного регулирования цен на препараты без создания механизма частичных возмещений и единого реестра больных гипертонической болезнью исключает возможность оценить эффективность проекта. Во-вторых, поспешность принятия проекта приведет к нецелевому использованию средств государственного бюджета и дискредитации всего проекта.
В Украине необходимо создать единый реестр пациентов с гипертонической болезнью. Также следует учитывать связь между существующей структурой потребления лекарств пациентами из наиболее незащищенных слоев населения и предлагаемым перечнем препаратов.
Также в проекте не указаны критерии выбора референтных стран, а некоторые государства из предложенного перечня используют ссылки на цены третьих стран, где цены на лекарства отличаются от украинских.
Чтобы улучшить ситуацию, международные фармпроизводители предложили усовершенствовать систему регистрации оптово-отпускных цен, установить честные и прозрачные правила осуществления тендерных закупок. Это позволит качественно экономить бюджетные средства в ходе государственных закупок. Также украинские власти должны не допустить дискриминацию зарубежных производителей, обеспечивая им равные возможности с отечественными производителями, поскольку при оценке препарата важны его эффективность и безопасность, а не страна происхождения.
По материалам delo.ua