Фридрих Шиллер: веймарский романтик
Достаточно часто мы посвящаем себя делу, которое избрали для нас окружающие, и игнорируем путь, предначертанный свыше. К счастью, Фридрих Шиллер стал именно тем, кем ему было уготовано судьбой: ярчайшим представителем романтического направления в поэзии и драматургии, историком и философом
Большие надежды
Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер родился 10 ноября 1759 года в немецком городке Марбах-на-Неккаре в семье полкового фельдшера Иоганна Каспара Шиллера. Первые шесть лет жизни прошли в основном под присмотром матери. Фридрих был рыжеволосым, хрупким мальчиком, но характер имел живой и бойкий. Мать относилась к нему и его сестре Христофине с истинно женской нежностью и теплом. Она часто напевала духовные песни, рассказывала запомнившиеся ей библейские истории или описания путешествий, чем пробуждала у сына безудержную фантазию и воображение.
Семья жила скромно, и на первых порах обучением детей пастор Мозер из соседнего села Лорх. Учеба нравилась Шиллеру, нравился и добросердечный, мягкий учитель, которого он впоследствии увековечил в нашумевшей драме «Разбойники».
Видя радость, с которой мальчик всякий раз отправляется к добряку пастору, родители предсказывали сыну религиозное поприще. Да и как можно было думать иначе, если Фридрих частенько вскарабкивался на стул и громко произносил проповеди собственного сочинения, посвященные христианкой добродетели, любви и милосердию. В семье Шиллеров было решено: закончив обучение у пастора, Фридрих поступит в монастырскую семинарию, а затем на богословский факультет Тюбингенского университета.
Богоугодные планы расстроило внезапное распоряжение герцога Веймарского — Фридрих Шиллер немедленно должен быть переведен в военную школу. Сперва оно было отклонено под предлогом того, что сын склонен к богословию. Затем отец попытался увернуться, сославшись на хилость ребенка, но вскоре предписание было подтверждено, и расстроенным родителям пришлось подчиниться.
В «Карловой школе»
В возрасте тринадцати лет Фридрих оказался в «Карловой школе», названной по имени властвующего герцога. С этого дня наступила новая пора в жизни юного Шиллера, пора, круто изменившая его жизнь и образ мыслей, заставившая иными глазами посмотреть на окружающий мир. Под номером 441 в книге поступлений сделана запись: «Ноги обморожены, телосложение средней крепости, почерк посредственный». По приказанию герцога Шиллера зачислили на юридическое отделение.
Тихий мальчик, увлекавшийся поэзией, был ошеломлен порядками, царившими в «Карловой школе». Казарменный режим и военизированные методы обучения потрясли нежного юношу. И хотя он старался учиться усердно, но догнать одноклассников не мог, поскольку поступил, когда учебный год был в самом разгаре. Так в течение первых двух лет он и оставался последним учеником юридического отделения. По правде говоря, и к самой юриспруденции Фридрих испытывал непреодолимое отвращение. Позже он писал об этом периоде своей жизни: «Судьба жестко терзала мою душу. Через печальную, мрачную юность вступил я в жизнь, и бессердечное, бессмысленное воспитание тормозило во мне легкое, прекрасное движение первых нарождающихся чувств. Ущерб, причиненный моей натуре этим злополучным началом жизни, я ощущаю по сей день».
В 1775 году в академии открылось медицинское отделение, и для того чтобы избавиться от ненавистной юриспруденции, Шиллер перевелся туда. Среди студентов-медиков он вскоре нашел себе друзей – единомышленников, увлекавшихся поэзией. Фридрих стал более восторженным, проницательным в оценках, остроумным в разговоре, в определенной степени независимым.
В 1780 году, закончив учебу, Шиллер занял должность полкового врача в Штутгардте. В этом же году был опубликован единственный его труд, посвященный проблемам медицины, «Философия физиологии». Справедливости ради следует сказать и о том, что Шиллер высоко ценил лечебное воздействие труда и называл его трудотерапией. Этот термин широко используется и по сей день.
Первый успех
Ревностно выполняя свои должностные обязанности военного врача, Фридрих Шиллер все более отчетливо понимал, что его истинным призванием является литература. Сочинительство влекло его с самого детства. Свои первые произведения он написал еще в школьные годы.
Успех и признание пришли после завершения в 1781 году драмы «Разбойники». Дело в том, что на восприимчивого Шиллера воздействовали образ благородного разбойника Роке из романа Сервантеса «Дон Кихот», рассказ Абеля о знаменитом швабском разбойнике Зоневинте Шване, а также английские баллады о Робине Гуде. Несмотря на то, что «Разбойники» были юношеской пьесой, в 1782 году она была поставлена одной из лучших театральных трупп соседнего Мангейма. Известный в то время критик Тимме в своей рецензии, опубликованной 24 июля 1781 года в «Эрфуртише гелертенцайтунг», написал: «Если мы имеем основание ждать немецкого Шекспира, то вот он перед нами».
Драма Шиллера имела огромный успех не только в Германии, но и в России, ее оценили такие столпы русской литературы, как Лев Толстой и Федор Достоевский.
Читайте также о фармацевте и писателе О.Генри: Мастер короткого рассказа
Побег
Шиллеру безумно хотелось присутствовать на премьере «Разбойников». Он отправился в театр без разрешения и был тут же наказан. За самовольную отлучку из полка на представление пьесы Шиллер был посажен на гауптвахту, где ему запретили писать что-либо, кроме медицинских сочинений.
Герцог Веймарский не пришел в восторг от пьесы, направленной против тирании в любых ее проявлениях, что было выражено даже в латинском эпиграфе «Против тиранов». Фридрих понимал, что над его головой сгущаются тучи, а потому принял отчаянное решение бежать в Мангейм. Побег удался, и для него началась новая полоса жизни — годы литературной и театральной работы, успехов и разочарований, скитаний и нужды.
Действительно, жизнь в Мангейме на первых порах была крайне тяжела: руководитель театральной труппы не пожелал поддержать молодого автора, оказавшегося в роли политического беглеца.
«Коварство и любовь»
Только через несколько лет Шиллеру удалось заключить годичный контракт на постановку трех новых пьес. Две из них — «Заговор Фиеско в Генуе» и «Коварство и любовь» — были поставлены в 1784 году. Работа над третьей — исторической трагедией «Дон Карлос» — растянулась на несколько лет и была окончена после того, как он покинул Мангейм.
Следует отметить, что «Коварство и любовь» — это не просто кульминация раннего творчества Шиллера. Мысль написать пьесу о трагической судьбе молодых людей, аристократа и простой девушки, полюбивших друг друга, возникла у Шиллера, когда он сидел на гауптвахте за отлучку на представление «Разбойников». С течением времени авторский замысел окончательно созрел и 15 апреля 1784 года состоялась премьера, по окончании которой публика устроила овацию, напоминавшую зрительскую реакцию после «Разбойников». Теперь Шиллер уже не скрывался, вставал в ложе и раскланивался шумно аплодировавшим зрителям. Самой постановкой он не во всем был доволен и в близком кругу, да и в печати жаловался на слабую игру некоторых артистов.
По мнению литературоведов, созданные воображением Шиллера образы Фердинанда и Луизы стоят теперь в ряду таких трагедийных героев, как Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта, символизируя юношески светлое чувство, морально торжествующее над силами зла.
Читайте также: «Химия потеряла голову с тех пор, как был обезглавлен Лавуазье»
Возвращение
Шиллер решил покинуть Мангейм и в 1785 году отправился в Лейпциг по приглашению страстного поклонника его творчества Готфрида Кернера. Дружбу с ним Фридрих сохранил до конца дней. Последующие годы Шиллер жил то в Лейпциге, то в Дрездене, то в Веймаре; в это время он написал много стихов, статей, продолжил работу над «Доном Карлосом».
В 1785 году он написал гимн «К радости», воспевающий гармоничное единение людей: «Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной!». Этот текст был использован Бетховеном в финале Девятой симфонии.
В 1789 г. благодаря покровительству герцога Карла Августа Шиллеру удалось получить должность профессора истории в Йенском университете. Как историк он проявил себя в обширном труде «История Тридцатилетней войны». Жизнь его обрела стабильность, он женился на Шарлотте фон Ленгефельд, у них родились два сына и две дочери.
Карл Август решил превратить свою столицу в центр культуры, в немецкие Афины, а потому пригласил Гете и других талантливых личностей. Герцог высоко оценил «Дона Карлоса» и присвоил Шиллеру звание гофранта — придворного советника. 21 июля 1787 году Фридрих Шиллер переехал в Веймар. Вместе с Гете он начал выпускать литературный журнал «Альманах муз». Тогда же был основан Веймарский театр, ставший ведущим театром Германии.
Последнее десятилетие жизни вновь было наполнено драматургической деятельностью. Из-под его пера вышли такие произведения, как «Валленштейн», «Мария Стюарт», «Орлеанская дева», «Мессинская невеста» и «Вильгельм Тель».
«Код Шиллера»
Несмотря на относительное социальное благополучие, здоровье великого поэта и драматурга было сильно подорвано лишениями минувших лет. Он оставался в Веймаре вплоть до своей смерти 9 мая 1805 года. Ему было всего 45 лет.
По обычаю того времени, гениальных, но бедных граждан хоронили в общей могиле, и прах Шиллера был погребен на старом городском кладбище. Через 21 год бургомистр Веймара получил разрешение перезахоронить останки поэта в усыпальнице герцогов Саксен-Веймар-Эйзенахских. Во время эксгумации на старом кладбище на поверхность подняли 23 черепа. Самый крупный из них было решено считать принадлежащим Шиллеру.
Один из медиков, впрочем, заявил, что перезахоронили не тот череп, но к его мнению не прислушались. Самый большой череп из 23 найденных на старом кладбище, как и самый крупный и массивный скелет, который только смогли выкопать из общей могилы, оказался в герцогской усыпальнице.
В 1911 году врач Август фон Врорип, профессор Тюбингенского университета, предъявил общественности другой череп, якобы принадлежащий поэту. Аргументация фон Врорипа была достаточно весома, чтобы озадаченные веймарцы, хотя и не признали останки подлинными, но на всякий случай поместили предполагаемую реликвию в усыпальницу, положив ее в отдельный гроб.
Летом 2007 года группа исследователей, представляющих университеты Йены и Инсбрука, приступила к изучению
останков Фридриха Шиллера. Могилы Гете и Шиллера в Веймаре посещают 60 тысяч человек ежегодно, так что интерес к их работе был по-настоящему велик. Да и сама история погребения Шиллера почти двести лет будоражит умы. В немецкоязычной прессе проект называли не иначе, как «кодом Шиллера».
Ученые использовали несколько методик для исследования обоих черепов. Анализ костной ткани показал, что ни один из черепов не принадлежит Шиллеру, а скелет представляет собой набор костей разных людей. Данные компьютерного моделирования сильно удивили ученых. Для черепа, найденного Врорипом, была проведена гипотетическая реконструкция утраченных мягких тканей лица. Воссозданное лицо напомнило умершую в 1807 году Луизу фон Гоххаузен, горбатую фрейлину герцогини Анны Амалии.
Относительно того, где находится подлинный череп Шиллера, существует несколько версий. Возможно, он был ранее похищен из усыпальницы и заменен другим либо до сих пор находится в братской могиле. Кроме того, известно, что череп Шиллера некоторое время находился в доме Гете, намного пережившего своего младшего товарища. Существует даже легенда, что Гете собственноручно похоронил череп Шиллера в саду своего дома в Веймаре.
Так или иначе, Фонду Веймарских классиков (Klassik Stiftung Weimar), в чьем ведении находится могила Шиллера, теперь предстоит решить, что же делать с останками: оставить их на месте или перезахоронить. Правда, представители Фонда заявили, что выводы ученых отнюдь не разочаровывают, а, напротив, интригуют еще больше, ибо, как говорил сам Фридрих Шиллер, «реальность вещей — это их дело, видимость вещей — это дело человека»…
Подготовила Александра Демецкая
“Фармацевт Практик” #01′ 2009