Готовимся к публичным выступлениям
Умение выступать перед аудиторией, пусть даже состоящей из нескольких человек, очень важно и для абитуриента, и для преподавателя, и для лектора или политика. Но оратор оратору рознь: один выстраивает речь по всем правилам риторики, а слушать его не хочется. Другой заикается, говорит коряво, однако все ловят каждую фразу. В условиях конкуренции, будь то политическая борьба или вступительный экзамен в вуз, нужно учитывать, что один и тот же смысл — предвыборные обещания или выученный материал — в устах разных людей имеет неодинаковую оценку
Есть несколько способов публичных выступлений. Можно говорить «памятью», просто пересказывая хорошо заученный текст. Чувствуется, что человек способен запомнить большой объем информации или обладает колоссальной усидчивостью. Только неясно, умен ли он, умеет ли применять на практике полученные знания, любит ли свое дело и какими личными качествами обладает. Возникшие сомнения, особенно если нет возможности узнать оратора поближе, могут пойти ему во вред.
Другой способ — говорить «умом», демонстрируя игру интеллекта, умение логически выстраивать речь, анализировать и делать выводы. При всей, казалось бы, выигрышности такого варианта, слушатели могут остаться равнодушными или даже проникнуться некоторой антипатией к выступающему. Что может быть «холоднее», чем безэмоциональная речь? Нередко таких людей обвиняют в том, что они ставят себя выше других. А уж если преподаватель заподозрит, что абитуриент или студент считает себя умнее его…
Может быть, нужно говорить «эмоциями»? Это третий способ общения со слушателями. Зажигательная речь, в которой оратор апеллирует к чувствам ауди-тории, умело используя психологи-ческие приемы, несомненно, «заведет» толпу, но вряд ли будет уместна на экзамене.
Еще можно говорить «личностью», подключая к речи память, интеллект, эмоции и целый ряд личностных качеств. Хорошо, если среди них будут искренность, уважение и любовь к людям, позитивное мышление, интерес к жизни и процессу познания. Тогда все, о чем человек говорит, найдет живой отклик у слушателей.
Разумеется, все приведенные выше способы общения со слушателями станут решающими только в том случае, если выступление тщательно подготовлено, а экзаменационный материал выучен.
Несколько простых советов тем, кто готовится к публичным выступлениям или устным экзаменам.
Постарайтесь по-настоящему заинтересоваться тем, о чем вам предстоит говорить. Уделите внимание общему пониманию предмета, логике, месту в общей системе знаний, практической ценности, роли, которую он играет в обществе. Связывайте материал с тем, что вы изу-чали и слышали ранее.
Не поддавайтесь паническим настроениям. Часто администрация учебного заведения, некоторые преподаватели, родители или знакомые намеренно нагне-тают обстановку, чтобы выступающий (ученик, абитуриент, студент) старался.
Коллекционируйте истории о том, как сдавали экзамены другие. Отнеситесь внимательно к рассказам родителей. Почти наверняка вам пригодится их опыт, ведь в силу генетической близости у вас может быть один и тот же тип памяти, одни и те же особен-ности нервной системы и др.
Важно не только выучить предмет, но и собрать дополнительную информацию о предстоящем экзамене и тех, кто будет его принимать. У преподавателей есть свои предпочтения: одни любят, чтобы «близко к тексту», другие — «своими словами», третьи ценят, когда в ответах опираются на материал учебников или используют дополнительные сведения, почерпнутые из разных источников. Легче всего разобраться в пристрастиях преподавателей во время учебы, но многое можно узнать от тех, кто уже сдавал экзамены.
Избегайте паникеров из числа «друзей по несчастью». Они представляют особую опасность. Можно нейтрализовать их спокойным строгим словом или просто не обращать внимания. Реальность не имеет ничего общего с тем, как представляют ситуацию люди истерического склада.
На экзамен оденьтесь скромно, но так, чтобы вам было комфортно.
Держите в кармане немного черного шо-колада (особенно, если вы его любите).
Не экспериментируйте с успокоительными и антидепрессантами — многие из них тормозят мозговую деятельность, мешают сконцент-рироваться, вызывают сонливость.
Перед тем как зайти, закройте глаза и спокойно глубоко подышите. Полезно мысленно проговаривать слово «покой», разбив его на две части, медленно вдыхая и выдыхая (вдох: п-о-о-о-о-о- выдох: к-о-о-о-о-о-о-й).
Если верите в Бога, скажите: «Господи Боже, помоги!».
Взяв билет, не торопитесь радоваться или печалиться. Если вам показалось, что вы ничего не знаете, не пугайтесь: это естественная реакция. Внимательно прочитайте вопросы. И не торопясь начинайте с тех, ответы на которые знаете.
Взвесьте, стоит ли пользоваться шпаргал-ками. Большинству они только вредят.
Попытайтесь определить оптимальный стиль поведения — без ложной скромности, но и без лишней самоуверенности.
Отвечая, не только припоминайте заученный материал, но и размышляйте, задействуйте общую эрудицию, логику и весь свой потенциал: приводите примеры из жизни, привлекайте знания из смежных наук, постарайтесь расположить к себе собеседника.
Отнеситесь с интересом и симпатией к преподавателю. Задумайтесь о том, что это за человек. Постарайтесь, чтобы между вами возник контакт.
Сосредоточьтесь на содержании ответа. Не думайте о том, как вы выглядите, как звучит ваша речь. Главное — донести определенный смысл до слушателей.
Отвечайте последовательно, уделите внимание тому, чтобы темп речи не был слишком быстрым или слишком медленным (тем более, монотонным).
Речь должна быть выразительной и несколько эмоциональной: делайте акцент на важных словах, следите за мимикой, которая должна свидетельствовать о вашей открытости и доброжелательности. Придайте своему от-вету легкий оттенок разговорного стиля.
И помните, что любой зачет, экзамен или выступление — это только одно из множества событий вашей жизни. Удачного выступления! Ни пуха ни пера!
Мария Кириленко
По материалам индивидуальных консультаций психологов Киево-Святошинского центра социально-психологической реабилитации населения и его информирования по вопросам последствий Чернобыльской катастрофы