Статті

“Гуманная” машина доктора Гильотена

28/05/2015

Известно немало злых шуток истории, когда самые светлые и чистые побуждения человека приводят к неожиданным и чудовищным последствиям. Один из ярких примеров – история просвещенного доктора Жозефа Гильотена и его «гуманной» машины для казни 

Жозеф Игнас Гильотен родился в 1738 году в провинциальном городке Сэнт в семье адвоката. Дела у его отца шли неважно. Главной помехой успешной карьере было обостренное чувство справедливости мэтра Гильотена: он ни за какие деньги не соглашался защищать подсудимых, если не был абсолютно уверен в их невиновности. Юный Жозеф Игнас обучался в школе отцов-иезуитов и был уверен, что его призвание – служение богу. Однако судьбе было угодно распорядится иначе: неожиданно для самого себя молодой человек оказался студентом медицины сначала в Реймсе, а затем в Парижском университете. Что определило его выбор? Вероятно, не последнюю роль сыграли идеи просвещения, которые в это время находили все больший отклик среди образованных французов, – идеи, основанные на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка» вещей. Как бы то ни было, закончил обучение Гильотен уже закоренелым материалистом.

Благодаря дару красноречия, живости и восторженному отношению к науке, молодой доктор быстро стал популярным – его лекции по анатомии и физиологии не могли вместить всех желающих. Гильотена вдохновляли идеи его современников – философов-просветителей Вольтера, Жан-Жака Руссо, Дени Дидро, Поля Анри Гольбаха. Отвергая представления великих врачей и ученых прошлого Парацельса и Агриппы Неттесгеймского о мире как о живом организме, Гильотен исповедовал взгляды, высказанные французским философом и медиком Жюльеном Ламетри в его труде «Человек-машина». Человек, по мнению материалистов эпохи просвещения, — это прежде всего сложный механизм, который состоит из винтиков и шестеренок. Главное – разобраться в его устройстве и научиться эти винтики подкручивать. Жозеф Игнас чувствовал себя по-настоящему счастливым, осознавая, в какое исключительно важное и переломное время довелось ему родиться – время торжества науки, разума,

* * *

DrGuillotin

Жозеф Игнас Гильотен

Признавая лишь то, что можно «потрогать руками», Гильотен и его коллеги парижской медицинской Академии отвергали существование бестелесной человеческой души и считали, что «способность к мышлению» умирает вместе человеком. Расхождение во взглядах на «бестелесное» привела к громкому конфликту между Гильотеном и австрийским врачевателем Францем Антоном Месмером, который первым применил для лечения гипноз и в 1778 году прибыл в Париж практиковать свой удивительный метод. Месмер объяснял воздействие гипноза тем, что якобы в организме целителя циркулирует «магнетическая жидкость», которую он может передать больному. А через эту жидкость на больного оказывают благотворное лечебное воздействие небесные тела. Несмотря на ярые нападки и упреки в шарлатанстве, исходящие от Гильотена и других материалистически настроенных врачей, гипнотизер, тем не менее, завоевал широкую популярность не только среди знати, но и среди простых людей, которых он лечил бесплатно. Скрепя сердце, оппоненты Месмера вынуждены были признать, что большинство его пациентов действительно выздоравливают. Однако они не могли допустить торжества метода, суть которого «не поддается эмпирическому наблюдению», и осенью 1784 года добились от короля запрета для Месмера лечения магнетическим флюидом на территории Франции.

На прощальном ужине, устроенном принцессой де Ламбаль по поводу отъезда Месмера, присутствовал и Гильотен. Ближе к концу вечера гипнотизер громко, чтобы все слышали, обратился к своему идейному врагу: «Ваша наука и ваши расчеты погубят всех до одного из присутствующих здесь людей, включая особ королевской крови и даже самих… — Месмер запнулся, а затем продолжил, — Их души проклянут вас…»

* * *

В преддверии Великой французской революции страна кипела политическими страстями. В гуще событий оказался и Гильотен. Началом его общественной деятельности стало вступление в масонскую ложу «Девяти сестер», объединявшую наиболее прогрессивно мыслящих людей Франции. Своей целью члены ложи видели радикальное изменение жизни, они стремились уничтожить несовершенное настоящее и основать новое справедливое и разумное общество идеальных людей.

Весной 1789 года Гильотен был избран депутатом Учредительного собрания. Как и большинства его сограждан, восторженный доктор исповедовал идеалы свободы, равенства и братства, мечтал о реформировании общества, торжестве принципов справедливости и гуманизма. Одна важная идея особенно сильно захватила депутата Гильотена. Ее воплощение в жизнь, по мнению доктора, должно было стать важнейшим этапом на пути к равенству всех граждан. К подготовке своего проекта Гильотен отнесся весьма обстоятельно: дни и ночи чертил, размышлял, писал… Был найден и компетентный консультант – некто Шарль Анри Сансон. Гильотен наносил визиты своему консультанту, они беседовали и нередко музицировали дуэтом: гость играл на клавесине, а хозяин — на скрипке. Главной темой их бесед было ремесло мсье Сансона, ремесло таинственное, зловещее, но очень важное: Шарль Анри был потомственным палачом города Парижа.

* * *

10 октября 1789 года депутат Гильотен внес на обсуждение Учредительного собрания проект закона. Доктор говорил долго и с воодушевлением, однако в зале царило некоторое напряжение. Докладчик настаивал: смертная казнь во Франции должна быть гуманной и демократичной, и он, Жозеф Гильотен, знает, как это сделать.

GiliotinaГильотена изложил свои соображения. Казнь через отсечение головы топором или мечом в то время была дворянской привилегией. Представителей же остальных сословий вешали, четвертовали, колесовали, варили живьем, сжигали. Подобные средневековые жестокости были недопустимы. Все казнимые, по мнению депутата, имеют равное право на быструю и «гуманную» смерть –– без позора и лишних мучений. Однако со слов палача Сансона Гильотен знал, что даже такой «благородный» метод умерщвления, как обезглавливание мечом, имеет свои недостатки. Ведь это весьма непросто — одним махом отсечь человеку голову. Для этого требуется остро заточенный меч (что проблематично, когда казнят одновременно нескольких человек), недюжинная сила, особо поставленный удар, умение виртуозно владеть инструментом казни. Ввиду элитарности этого способа лишения жизни подобных «специалистов» до сего времени требовалось немного. Однако при уравнении казнимых в праве на быструю смерть сразу возникал дефицит палачей. Да и «производительность» их труда была явно недостаточной.

И Гильотен сообщил присутствующим, что он разработал чертеж механизма, который позволит мгновенно и безболезненно отделять голову от туловища осужденного. «Мгновенно и абсолютно безболезненно», – повторил он. На том историческом заседании постановили рассмотреть и уточнить проект «гуманной» машины, для чего создали специальную комиссию, в которую вошли сам Гильотен, лейб-медик короля хирург Антуан Луи, немецкий инженер Тобиас Шмидт и палач Шарль Анри Сансон.

* * *

Механизм для казни не был изобретением Жозефа Гильотена. Подобные устройства в Средние века использовались в Германии, Шотландии, Ирландии, Италии. Доктор однажды увидел иллюстрацию, изображавшую казнь при помощи механического топора в Милане. Машина была проста и очевидно эффективна, и ее принцип действия Гильотен взял за основу. Доктор Антуан Луи в докладной записке Учредительному собранию признал использование механической системы для казни возможным, и под его руководством конструирование и построение первой машины осуществил механик Томас Шмидт.

По легенде, в работе над механизмом принял участие и сам король Людовик XVI, впоследствии опробовавший эффективность изобретения на собственной шее. Как глава нации он должен был одобрить такое важное нововведение, как машина для казни. Король всерьез увлекался слесарным мастерством и не упускал случая применить свои умения на практике. Изучив чертеж, он сделал замечание: «К чему полукруглая форма лезвия? Разве у всех одинаковые шеи?». После чего, присев к столу, собственноручно заменил на чертеже полукруглое лезвие косым.

* * *

В апреле 1792 года при большом скоплении зевак машина для казни была установлена в Париже на Гревской kazn-ljudovikaплощади. Этому предшествовали многочисленные испытания на трупах в больнице Бисетре. Устройство работало, как часы, требуя минимального участия человека. Тяжеленный нож падает – голова отлетает. 25 апреля уже «по-новому» был казнен разбойник Пелисье. Зловещий механизм понравился парижской публике и заслужил у народа несколько ласковых имен: «Луизетта» по фамилии Антуана Луи, а также… «мадам Гильотина».

Популярность смертоносного механизма быстро росла: производились брошки и печати для конвертов в виде гильотинок, дамы увлекались духами «Парфюм де Гильотин», а парижские кулинары выпекали небольшую гильотинку к праздничному столу. Автор идеи был счастлив. Он не только добился своей светлой цели –– демократичной и гуманной казни, но и прославился. О гильотине говорил весь Париж.

Изобретение поспело как раз вовремя: через несколько месяцев в стране начался массовый террор. Гильотина стала одним из главных действующих лиц в разворачивающихся вокруг драматических событиях. Ее не убирали с площади и ничем не прикрывали на ночь, так как в работе она находилась с рассвета до заката. С 21 августа 1792 года (день, когда был казнен первый политзаключенный) до 27 июля 1794 года (дата переворота, положившего конец якобинскому террору) гильотина только в Париже отсекла 19 тысяч голов, в провинции — 42 тысячи. Бывали дни, когда подряд казнили 60 человек. По всей Франции было установлено около полусотни машин для казни: по одной на департамент и шесть – в Париже.

* * *

Ужасы кровавого террора повергли Гильотена в шок. Он был разочарован и напуган. У него не осталось ни убеждений, ни ориентиров. Гильотина стала для него навязчивым кошмаром. Он был раздавлен происходящим и считал себя таким же палачом, как и Сансон. Революция не щадила никого – ни аристократов, ни священнослужителей, ни ученых, ни собственных горячих сторонников. Гильотинированы были король Людовик XVI, а затем и его супруга Мария Антуанетта. Зловещее предсказание Месмера сбылось: по ночам ему являлись головы тысяч казненных, и он вымаливал у них прощение, произнося в свой адрес оправдательные речи — он ведь хотел как лучше…

В 1794 году Гильотен скрылся от ужасов революции в глухой провинции, обратился в прилежного христианина и до последних дней жизни вымаливал у Господа прощения за свои грехи. Его имя упоминалось в документах после этого лишь раз – он выступил сторонником прогрессивной в начале XIX века идеи вакцинации против оспы. Умер Гильотен в 1814 году, а его дети изменили фамилию – слишком страшны были ассоциации.

* * *

Гильотина значительно пережила своего создателя. Ее использовали в разных странах Европы еще в ХХ веке. Только в фашистской Германии были гильотинированы около 20 тысяч человек. 10 сентября 1977 года во Франции нож гильотины опустился на шею преступника в последний раз.

Сегодня ни в одном историческом музее этой страны вы не найдете машину целиком, лишь ее фрагменты. После отмены смертной казни в 1981 году все музеи страны как один отказались принять гильотину в свою экспозицию; сотрудники даже пригрозили забастовкой в случае, если это чудовищное устройство появится в музейном зале.

Так, машина, созданная во имя демократии и гуманизма, стала символом кровавого бесчеловечного террора. А благие намерения доктора Гильотена сделали его в сознании большинства циничным палачом.

Подготовила Татьяна Ткаченко

“Фармацевт Практик”

https://rx.ua
ПЕРЕДПЛАТА
КУПИТИ КНИГИ