Homo futuricus — человек будущего
В течение всего прошлого века вопрос о человеке будущего активно обсуждали на симпозиумах и конференциях, на страницах журналов и газет. Дискуссии то затихали, то вспыхивали с новой силой. Эта проблема не перестает волновать исследователей и сегодня.
Социальное наследование
Многие ученые считают, что около полумиллиона лет назад человек «выпал» из законов естественной эволюции и стал подчиняться законам социального развития. Известный английский философ Бертран Рассел в статье «Разум против безумия» писал: «Когда-то происходило биологическое усовершенствование мозга, передававшееся по наследству. Но это время кончилось приблизительно 500 тысяч лет назад. С тех пор врожденный разум увеличился ненамного, если же увеличился вообще. Дальнейший прогресс человечества был основан лишь на приобретенных навыках, передававшихся посредством традиции и воспитания. Одно из затруднений нашего времени заключается в том, что привычный способ мышления изменяется медленнее, чем техника, в результате чего с накоплением знаний человек становится менее разумным и здравомыслящим». И если между ранним и поздним палеолитом (древний каменный век) в организме людей произошли глубокие перестройки, то за время от позднего палеолита до наших дней их физический облик практически не изменился.
Возможно, биологическая эволюция человека в настоящее время не имеет смысла. В отличие от других живых существ, homo sapiens параллельно с генетической создал вторую программу, которая определяет его развитие в каждом последующем поколении, — программу социального наследования. Взлет науки и культуры со времен эпохи Возрождения не сопровождался никакими генетическими модификациями. Происходило лишь изменение в духовном облике человека, в его социальной сфере. Ведь, как известно, социальная преемственность, в отличие от наследственности — это то, что передается посредством выучки.
Новый отбор
Существует и иной взгляд на эволюционирование человека. Бытует мнение, что отбор действует в настоящее время так же, как и на протяжении многих тысячелетий. Социальная эволюция сопутствует эволюции биологической. То есть изменение информации в одной системе оказывается связанным с изменением информации в другой. С возникновением человеческого общества естественный отбор изменил свой характер, превратившись в биосоциальный. О том, что отбор существует и сегодня, свидетельствуют ранние стадии развития человека: «отметаются» нежизнеспособные зиготы и эмбрионы, а в период эмбриогенеза погибает больше половины развивающихся эмбрионов. Отбор элиминирует и многих детей, родившихся нежизнеспособными (правда, современные научные достижения в ряде случаев позволяют сохранить жизнь младенцам с врожденной патологией).
В настоящее время на будущий генофонд людей оказывает весьма ощутимое влияние изменяющаяся среда. Однако влияние это, к сожалению, негативное. Дискуссии об эволюции нашего организма, как правило, не обходятся без прогнозов относительно того, каков же он, человек будущего?
Картины будущего
Ученых, размышляющих над обликом далеких потомков, можно разделить на пессимистов и оптимистов. Первые считают, что генетический груз накопленных человечеством мутаций постепенно приведет к вырождению. Они рисуют страшные картины: Землю будут населять безобразные мутанты, основа благополучия которых — огромная сеть больниц и госпиталей. Поэтому вполне естественно, что сторонники подобных теорий являются активными приверженцами генной терапии и клонирования. Только с помощью новых технологий, на их взгляд, можно помешать человеку превратиться в героя фильма ужасов. Советский ученый А.П. Быстров в своей книге «Прошлое, настоящее и будущее человека» описывает людей грядущего несколько иначе. По его мнению, их череп увеличится в размерах, особенно лобная часть, лысая голова станет непропорционально большой. Постепенно уменьшится длина позвонков грудной клетки, пятый поясничный позвонок сольется с крестцом, а позвоночный столб значительно укоротится. Через несколько тысячелетий (если доживем) у человека исчезнут ключицы, а в грудной клетке сохранится всего пара ребер. У него не будет зубов, почти атрофируются челюсти. Руки и ноги станут изящными, но тонкими и слабыми.
Болгарские ученые Д. Сепетлиев и А. Карауланова придерживаются сходных взглядов: «Область физического труда все сужается, его заменяет труд умственный. Мы носим теплую одежду, значительную часть времени проводим в сидячем положении. Возрастает потребление алкоголя, табака, медикаментов. Возможно, увеличится объем головного мозга, но вместе с тем наступит известный регресс в развитии мышц, скелета, системы пищеварения. Люди будущего будут ниже ростом, меньше весом, с меньшей окружностью грудной клетки, хотя и с большей вместимостью черепа». Что ж, в последнее время и вправду наблюдается тенденция «мельчания» человечества.
Английский ученый Д. Холден представляет нового человека так: «Он будет иметь большую голову и меньше зубов, чем мы. Его движения будут ловкими, но несильными. Он будет развиваться медленно, продолжая учиться до зрелого возраста, который наступит только в 40 лет, а вот жить он будет несколько столетий. Он будет более разумен и менее подчинен инстинктам и сексуальным эмоциям, чем мы…». А вот каким видел будущее человечество К.Э. Циолковский: «Пройдут тысячи лет, и вы населения не узнаете. Оно будет настолько же выше теперешнего человека, насколько последний выше теперешней мартышки. Исчезнут из характера низшие животные инстинкты. Даже исчезнут унижающие нас половые акты, они заменятся искусственным оплодотворением. Женщины будут рожать, но без страданий, как родят низшие животные».
Профессор зоологии университета в Цинциннати (США) Уильям Спур не является пессимистом. Он полагает, что умственный «застой» наступит еще не скоро. Однако люди действительно изменяться внешне. В результате смешения рас, утверждает профессор, они приобретут кожу цвета кофе с молоком, редкие волнистые волосы и темные глаза. Существенно превосходя нас в образованности, «межрасовые» потомки будут уступать нам в духовном развитии, которое рано или поздно прекратится вообще. В отсутствие глобальных катастроф (войн, столкновений с небесными светилами) человечество может просуществовать еще миллиард лет. Однако люди будут демонстрировать чудеса мысли, оставаясь эмоционально вялыми и равнодушными.
Некоторые ученые не разделяют взглядов ни пессимистов, ни оптимистов. Они уверены: никакого нового человека не будет. Необходимость в дальнейшем совершенствовании отпала, и люди смогут удержаться в рамках нынешнего физического и культурного развития.
Не мышонок, не лягушка…
Несколько десятилетий назад звучали предложения трансформировать облик человека будущего для его же удобства — например, изменить расположение глаз, ввести гены, которые бы обеспечили появление двухкамерного желудка, переваривающего целлюлозу и т.д. Создавались модели Homo aquaticus — человека, приспособленного к жизни в воде, и Homo astronavticus — для обитания в космосе. Будущих ихтиандров предполагали снабдить жабрами, а вот астронавтов планировали лишить ненужных в космосе ног…
Это, конечно, крайности. Между тем некоторые прогнозы постепенно оправдываются. Так, японский ученый Ацуми Кадхукико в 70-х годах прошлого века выделил три этапа преобразования организма человека. Он предполагал, что до 2000 г. будут интенсивно применяться лишь лекарственные средства. С 2000 г. медицина начнет широко использовать искусственные органы. А начиная с 2050 г. вся технология будет основываться на прямой связи человека с машиной. Как известно, сегодняшние успехи нанотехнологий позволяют некоторым исследователям выдвигать еще более фантастические предположения: молекулярные роботы-врачи, обитающие внутри человеческого организма, «переселение» живого интеллекта в компьютер. Правда, как люди будут выглядеть в этом случае, почему-то никто не объясняет…
В заключение хотелось бы процитировать английского писателя-фантаста Брайана Олдиса: «Возможно, мы являемся видом, лучшие и характернейшие черты которого еще не определились!».
Подготовила Александра Демецкая