Институт семейного провизора (фармацевта) в структуре управления лекарственной терапией пациента
По статистике, каждый год в США фиксируется около 1,5 млн случаев предотвратимых побочных эффектов от приема лекарственных препаратов. Из-за необоснованного и/или ошибочного приема тех или иных лекарств государство ежегодно тратит на медицинское обслуживание около 177 млрд долларов. На каждый доллар, потраченный по рецепту врача, приходится более двух для решения проблем вследствие неправильного и/или необоснованного приема лекарств. Более 50% американцев практически всех возрастов принимают препараты для лечения хронических заболеваний
Продолжение. Начало см. «Фармацевт Практик», № 10, 2012
Управление лекарственной терапией и учебные заведения
Фармацевтический колледж университета Флориды был одним из первых, где была разработана учебная программа для получения степени магистра в области управления лекарственной терапией (УЛТ). Степень можно получить дистанционно (онлайн) для провизоров (фармацевтов), которые стремятся расширить свои знания и внедрить их в фармацевтическую практику.
Кроме того, на базе Фармацевтического колледжа Западного университета наук о здоровье в течение двух лет проводились исследования, целью которых была оценка влияния обеспечения услуг управления лекарственной терапией. Во время проведения этого исследования 28 студентов в 2009 и 19 студентов в 2010 гг. занимались внедрением услуг управления лекарственной терапией у 500 пациентов (в среднем по 10 пациентов на одного студента).
Каждый студент идентифицировал около 15 проблем у своих пациентов, которые были связаны с приемом лекарств. Среди них наиболее часто встречающиеся: экономическая эффективность лекарственной терапии (28,8% опрошенных пациентов), побочные действия лекарств (21,2%), взаимодействие между лекарственными препаратами (20,6%), неудовлетворительная схема приема лекарств (20,0%), неправильный выбор препарата (12,2%), дублирование лекарств (10,6%), неучтенные симптомы заболевания (9,8%), проблемы с дозировкой препарата (7,8%) и проблемы с субтерапевтической (профилактической) дозировкой (7,7%). По результатам внедрения системы управления лекарственной терапией выявлено, что 80% пациентов использовали рекомендации студентов-фармацевтов, 53% передали эти рекомендации своему лечащему врачу, 75% этих врачей использовали рекомендации студентов-фармацевтов в отношении лечения пациентов. Кроме того, 88% пациентов отметили, что их состояние улучшилось после имплементации услуг управления лекарственной терапией.
Что мешает внедрению?
В 2010 г. Американская ассоциация фармацевтов (APha) на основании проведенного мониторинга выявила основные препятствия, возникающие при внедрении в аптеках услуг управления лекарственной терапией: отсутствие (недостаток) времени у провизора, недостаточный уровень квалификации и в значительной степени преобладающая дистрибутивная функция провизора в аптеке. Важный момент — формирование эффективной мотивационной составляющей при внедрении управления лекарственной терапией. На основании отчета, который был подготовлен компанией Lewin Group по заказу Американской ассоциации фармацевтов (APha), предлагалась система компенсаций фармацевту при внедрении системы управления лекарственной терапией. За основу этой системы была взята кодировка стоимости услуг (Current Procedural Terminology (CPT), которую используют в сфере медицины. В среднем минуту работы фармацевта с пациентом при реализации услуг управления лекарственной терапией оценивали от 2 до 3 долларов.
Какие же выводы можно сделать из опыта наших западных коллег? Внедрение позиции «семейный фармацевт» позволит существенно повысить значимость профессии, и из категории «продавец», как считают многие обыватели, перейти в разряд специалиста в сфере здравоохранения, принимающего непосредственное участие в коррекции состояния здоровья пациента на основании его индивидуальных особенностей. Этот фактор будет иметь немаловажное значение для тех аптек, в которых провизор сможет оказывать услуги, связанные с управлением лекарственной терапией. Вместе с тем не последняя роль в формировании позиции «семейного фармацевта» принадлежит внедрению системы государственного медицинского страхования, формированию института семейного врача, реальной поддержке государства и крупных фармацевтических корпораций, обеспечению должной системы практической подготовки студентов фармацевтической специальности.
З.Н. Мнушко, Н.В. Алекперова, И.В. Пестун , А.С. Бабичева
Литература
- Современные аспекты формирования лояльности клиентов аптеки / З.Н. Мнушко, И.В. Пестун, Н.В. Сот-никова, А.С. Бабичева // Провизор. — 2010. — № 23 — С. 14–20.
- Нужен ли в Украине семейный фармацевт? / Б.Л. Парновский, Г.Ю. Яцкова // Провизор. — 2001. — № 4.
- Medication Therapy Management Services Provided by Student Pharmacists / Micah Hata, Roger Klotz, Rick Sylvies, Karl Hess, Emmanuelle Schwartzman, James Scott, Anandi V. Law // American Journal of Pharmaceutical Education — 2012. — № 76 (3): Article 51.
- Dugan BD. Enhancing community pharmacy through advanced pharmacy practice experiences. Am J Pharm Educ. 2006; 70 (1): Article 21.
- Accreditation Council for Pharmacy Education. Accreditation Standards and Guidelines for the Professional Program in Pharmacy Leading to the Doctor of Pharmacy Degree: Version 2.0. January 23, 2011. https://www.acpe-accredit.org/pdf/FinalS2007Guidelines2.0. pdf. Accessed January 13, 2012.
- American Pharmacists Association. Medication Therapy Management Digest Tracking the Expansion of MTM in 2010: Exploring the Consumer Perspective. https://www.pharmacist.com/AM/Template.cfm?Section5MTM&CONTENTID525712& TEMPLATE5/CM/ContentDisplay.cfm. Accessed January 13, 2012.
«Фармацевт Практик» #11′ 2012