Интересуетесь ли вы политикой?
Люди в разной мере интересуются социально-политическими вопросами, следят за событиями в стране, вникают в тонкости межпартийной борьбы, ходят на выборы, ищут и анализируют информацию… Можно ли обойтись без всего этого или, напротив, нужно уделять больше внимания общественно-политическим проблемам?
Откуда берется аполитичность?
Аполитичные люди при кажущейся близости взглядов могут быть совершенно разными по уровню интеллекта и по своей личной «истории», которая привела их к отрицанию всего, что связано с политикой. Рассмотрим несколько самых типичных вариантов.
Абсолютно не интересоваться политикой могут люди, которые повторяют стиль жизни родительской семьи, если аполитичность входила в семейные традиции, либо, наоборот, те, кто в детстве страдал от «политически озабоченного» родственника. Решающим может стать тяжелый опыт общения с вечно взвинченным отцом или мужем, истерически социально активной мамой или бабушкой… В таких случаях аполитичность — это форма внутреннего протеста против образа жизни и мышления близкого человека.
Многие сознательно или подсознательно считают, что высказывать или даже иметь свое мнение, которое отличается от официального, — крайне опасно. Иногда это пережитки советских времен, въевшийся на генетическом уровне страх стать «врагом народа», «инакомыслящим», «узником со-вести», «неблагонадежным», «невыездным» или результат влияния «семейных преданий», отрицательного личного опыта, событий в ближайшем окружении, общей атмосферы в стране. Одни формулируют свою позицию четко («меньше знаешь — лучше спишь»), другие придумывают красивые объяснения («народ все равно ничего не решает»). Такие люди порой одевают на себя маску человека, который «выше всего этого», и всячески дают понять, что они «чистенькие», а политика — мол, грязное дело.
Вместе с тем аполитичными могут быть и те, кто по роду своих занятий слишком погружен в творчество, изобретательство, науку и пр. У них на отслеживание процессов в стране не хватает не столько свободного времени, сколько «свободных мозгов». Также это могут быть люди, считающие себя недостаточно умными, чтобы во всем разбираться, или реально недалекие примитивные особы, а еще — ленивые пофигисты, социально незрелые инфантильные личности, не готовые взять ответственность даже за собственную судьбу, не то что за судьбу страны.
Политически нейтральными могут быть и нервные чувствительные натуры, для которых избегание любых тяжелых тем — своеобразный способ самосохранения.
Агрессивно аполитичными могут быть граждане, слишком страстно отдававшиеся общественной жизни, поддерживающие в свое время какую-либо политическую силу или одного из деятелей, а потом горько разочаровавшиеся. Ведущими могут быть также чувство бессилия что-то изменить в стране и боязнь («все равно обманут»).
Аполитичность может возникать по религиозным убеждениям или как составляющая мировоззрения чело-века (тогда под это подводится обширная теоретическая база), но основными все равно бывают причины, указанные выше.
Те, кто достаточно умен, чтобы не лезть в политику, наказываются тем, что ими правят люди глупее их самих.
Платон
Конечно, человек сам решает, чем интересоваться, как жить, иметь или не иметь свои собственные убеждения. Но гармоничное развитие личности включает все аспекты, в том числе и общую эрудицию, социальную зрелость и сознательную гражданскую позицию. А будущее того государства, в котором граждане активно декларируют свою аполитичность, туманно и не внушает оптимизма.
Есть такое хобби — власть ругать
Однако чрезмерная сосредоточенность на политической жизни страны — это тоже не к добру. Мы, конечно, не имеем в виду людей, занимающихся политикой профессионально, активных членов различных партий и пр. Речь идет о повышенном обывательском интересе ко всему, что связано с политикой.
Среди самых разных людей можно найти тех, кто не пропускает ни одной новости, обсуждает, осуждает, возмущается, ругается и исходит желчью — со знакомыми и незнакомыми, коллегами, друзьями, дома на кухне и в социальных сетях. Такие люди отличаются полным отсутствием логики и памяти даже на общеизвестные факты. Они раздражаются, возбуждаются, часто повторяют одни и те же декларативные фразы, не воспринимают аргументы, могут оскорблять собеседника и вообще не способны к осмысленному диалогу. При этом, как правило, не предпринимают никаких активных действий, не делают ничего конкретного, не совершают значимых поступков, чтобы повлиять на ход событий хотя бы на местном уровне. Фактически среди таких «политически озабоченных» много людей, совершенно не разбирающихся в политике. Зачем же им это?
- Чтобы все свои личные неудачи, свою несостоятельность и неумение построить свою жизнь списать на внешние обстоятельства и, в первую очередь, на плохую власть.
- Чтобы оправдать свое бездействие в ожидании правителей, при которых «хорошо заживем» и можно будет начать свой бизнес, достойно жить и т.д.
- Чтобы заполнить душевную и духовную пустоту.
- Для иллюзорного ощущения «умного занятия».
- Чтобы иметь красивый повод быть брюзгой, вечно раздраженным и недовольным жизнью.
- Чтобы на уровне «словоизвержения» давать выход недовольству (и собой тоже), раздражению и агрессии.
- Для общения с себе подобными — в этом случае политика «побеждает» иные темы для разговора, такие как футбол, котики-собачки, кулинария, болезни и пр.
К сожалению, такие люди абсолютно бесполезны для общественного прогресса, так как чаще всего социально пассивны и даже во время выборов голосуют, руководствуясь, скорее, эмоциями, чем разумом. Более того, от нежелания брать на себя ответственность они порой либо вообще не идут на выборы (раньше голосовали против всех), либо голосуют за заведомо непроходного кандидата, чтобы потом всласть ругать тех, за кого не голосовали. Впрочем, не исключен и такой истерический вариант: «я за него голосовал (голосовала), а он (она, они)…».
Подобный стиль жизни может весьма негативно отражаться на семейной жизни, в особенности на детях, формируя у них общее пессимистическое восприятие действительности. Жизнь в атмосфере постоянного негатива, поиска очередного врага, раздражения, стенаний «что они с нами делают» не может не калечить детскую психику. Результатом этого становятся как полное отторжение темы и аполитичность (смотри выше), так и выстраивание мировосприятия и стиля жизни «по образу и подобию» своих родителей или одного из них.
С политикой следует обращаться, как с огнем: не подходить слишком близко, чтобы не обжечься, и не очень удаляться, чтобы не замерзнуть.
Антисфен
Так что же делать?
Таким образом, мы видим, что на бытовом уровне в равной мере плохи как полное равнодушие, так и слишком рьяное увлечение политическими вопросами. Ни полная аполитичность, ни болезненная «политическая озабоченность» не идут во благо ни отдельному человеку, ни его семье, ни всей стране. Хороша, как всегда, золотая середина, а в нашем случае — еще и необходимость включить мозги.
Но самое главное — важна готовность к действиям. И это вовсе не обязательно должно быть участие в каких-то собраниях или массовых акциях, а, например, осознанный выбор кандидата; порядочный поступок, связанный с недопущением несправедливости; участие в общественной жизни своего города или села; добрые дела во благо социально незащищенным и со-обществу в целом.
Каждому полезно взвесить, каким образом его жизненная позиция отражается на семье и, в первую очередь, на младшем поколении. Нельзя забывать, что описанная категория граждан — это легкая добыча для хитрых манипуляторов и нечистоплотных дельцов-политиков. И если мы не хотим, чтобы наши дети стали марионетками в чьих-то не самых чистых руках, важно и самим разбираться в политике, и научить их этому.
Политика — слишком серьезное дело, чтобы доверять ее политикам.
Шарль де Голль
А главное — дети должны быть уверены, что жизнь прекрасна, независимо от профессионализма и степени честности тех, кто нами правит.
Мария Кириленко
По материалам индивидуальных консультаций психологов Киево-Святошинского центра социально-психологической реабилитации населения и его информирования по вопросам последствий Чернобыльской катастрофы
“Фармацевт Практик” #01′ 2013