ПрактикаСтатті

Использование инсайдерской информации при проверках государственными органами

03/05/2012

18 апреля юридическая компания «Правовой Альянс» провела мини-семинар «Использование инсайдерской информации при проверках государственными органами». В роли докладчиков выступили Евгений Щеглов и Ирина Шляховская.

Юрист ЮК «Правовой Альянс» Ирина Шляховская во вступительном словеинформация,Ирина Шлаховская, Евгений Щеглов,защита,государственные проверки,Правовой Альянс,предписание,распоряжение, отметила, что сегодня в Украине существует большое количество органов контроля, которые имеют право проверять субъекты предпринимательской деятельности. Поэтому субъекты хозяйствования должны знать свои права и уметь пользоваться ими во время проверок.

Органы, имеющие право провести проверку

В Украине практически все органы исполнительной власти могут провести проверку деятельности субъектов хозяйствования. Условно их можно разделить на фискальные органы (которые обеспечивают наполнение Государственного бюджета Украины), контролирующие органы (которые обеспечивают безопасность жизнедеятельности граждан) и правоохранительные органы (которые защищают интересы общества и государства).

К фискальным органам относятся:

  • Органы налоговой службы: они проводят проверки относительно уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты и государственные целевые фонды, необлагаемых платежей;
  • Органы контрольно-ревизионной службы проводят проверки относительно бюджетных ссуд и кредитов, целевого использования дотаций и субсидий других бюджетных ассигнаций, средств внебюджетных фондов, а также надлежащего использования бюджетных контрактов;
  • Органы социального страхования проводят проверки относительно начисления и уплаты вложений, содержание рабочих мест, предоставление льгот и компенсаций;
  • Пенсионный фонд; несмотря на то, что средства этого органа не включены в бюджет, внесения в ПФ имеют особенный статус, поэтому ПФ является контролирующим органом относительно этих вложений.

К контролирующим органам относятся:

  • Санитарно-эпидемиологическая служба контролирует уровень безопасности произведенной продукции и реализованных товаров для граждан;
  • Государственная пожарная служба проверяет состояние помещений и территорий на предмет безопасности и защиты в случае пожара;
  • Органы защиты прав потребителей проводят внеплановые проверки исключительно на основании письменных жалоб потребителей;
  • Органы экологического контроля проверяют наличие и возможность негативного влияния предпринимательской деятельности объекта на безопасность окружающей среды (воздуха, воды, земной поверхности);

К правоохранительным органам относятся:

  • Органы милиции, которые проверяют право на совершение предпринимательской деятельности, соответствие виду и месту деятельности имеющимся свидетельствам, разрешениям и лицензиям, в случае проведения оперативно-розыскной работы имеют дополнительные полномочия для проверок;
  • Органы службы безопасности, проводящие проверки при наличии информации о деятельности, которая угрожает целостности и безопасности государства;
  • Органы прокуратуры: они проверяют деятельность субъектов хозяйствования относительно соблюдения прав и свобод граждан, действующих законодательных актов и Конституции Украины;
  • Органы таможенной службы – проводят проверки относительно уплаты таможенной пошлины, акцизного сбора и НДС в случае ввоза (вывоза) товаров на таможенную территорию Украины в момент пересечения таможенной границы.

 

Процедура проведения плановых и внеплановых проверок прописана в двух нормативно-правовых актах: Указе Президента Украины № 817 от 23 июля 1998 года «О некоторых мерах по дерегулировании предпринимательской деятельности» и Законом Украины № 877-V от 5 апреля 2007 года «Об основных принципах государственного надсмотра (контроля) в сфере хозяйственной деяльности».

Виды проверок

Закон предусматривает два вида государственного надсмотра: плановые проверки (проводятся в соответствии с годовым или квартальными планами, утвержденных органом государственного надсмотра до 1 декабря года, предыдущего плановому, или до 25 числа последнего месяца квартала, предыдущему плановому) и внеплановые.

Проведение плановых проверок совершается при условии письменного увещания субъекта хозяйствования не позже, чем за 10 дней до дня совершения. Увещание присылают рекомендованным письмом или телефонограммой либо лично вручают руководителю или уполномоченному лицу субъекта хозяйствования под расписку.

И. Шляховская обратила внимание, что субъект хозяйствования имеет право не допустить должностное лицо органа государственного контроля, если увещание о проверки не было прислано вовремя.

Срок совершения проверки не должен превышать 15 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства – 5 рабочих дней.

Основаниями для совершения внеплановых проверок являются:

  • Подача субъектом хозяйствования письменного заявления о совершении проверки государственным органом по его желанию;
  • Выявление и подтверждение недостоверности данных, заявленных в документах обязательной отчетности, поданных субъектом хозяйствования;
  • Проверка исполнения субъектом хозяйствования предписаний, распоряжений или других распорядительных документов относительно устранения нарушений требований законодательства, изданных по результатам проведения плановых мероприятий органом государственного надсмотра (контроля);
  • Обращение физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства;
  • Неподача в установленный срок субъектом хозяйствования документов обязательной отчетности без весомых причин, а также письменных разъяснений о причинах, которые препятствовали подачи таких документов;
  • Возникновение аварии, наступление смерти потерпевшего вследствие несчастного случая или профессионального заболевания, связанного с деятельностью субъекта хозяйствования.

Стоит обратить внимание, что во время проведения внеплановой проверки выясняются только те вопросы, которые стали основой совершения этой проверки, с обязательным указанием этих причин в направлении на проведение проверки.

Проведение внеплановых проверок по другим причинам запрещено.

Субъект хозяйствования должен ознакомиться с причиной проведения внеплановой проверки с предоставлением ему копии соответствующего документа.  Срок проведения такой проверки не должен превышать 10 рабочих дней, в для субъектов малого предпринимательства – 2 рабочих дня. Продолжения срока проверки не допускается.

Этапы проведения проверки

Проведение плановой или внеплановой проверки проводится в четыре этапа.

Первый этап является подготовительным. Должностные лица контролирующего органа должны предоставить субъекту проверки удостоверение либо удостоверение/направление на проведение проверки.  Если субъект проверки имеет журнал совершенных проверок, он вносит в этот журнал соответствующую запись перед началом проверки.

Любая проверка должна проводится в присутствии руководителя (его заместителя) или уполномоченного лица субъекта хозяйствования.

Второй этап включает изучение должностными лицами контролирующего органа документов, совершение ими действий, предусмотренных порядками проведения проверок. Представители контролирующих органов обязаны хранить коммерческую тайну субъекта хозяйствования, которая стала им известна.

Третий этап включает составление акта в двух экземпляра проведенной проверки в случае обнаружения нарушений требований законодательства.

В этом документе должна содержаться такая информация:

  • Дата составления акта;
  • Тип проверки (плановая/внеплановая);
  • Вид мероприятия (проверка, ревизия, обследование, осмотр и т. д.);
  • Предмет проверки;
  • Наименование проверяющего органа, должности и ФИО проверяющих;
  • Наименование юридического лица либо ФИО физического лица – предпринимателя, относительно которых совершалась проверка;
  • Состояние исполнения субъектом проверки требований законодательства, а в случае неисполнения – подробное описание обнаруженного нарушения со ссылкой на соответствующее требование законодательства.

В последний день проверки должностные лица контролирующего органа, совершившего проверку, и субъект проверки подписывают 2 экземпляра акта.

Если субъект хозяйствования не согласен с актом, он подписывает акт с замечаниями, являющимися неотъемлемой частью акта.

Четвертый, завершающий, этап включает составление на основе акта предписания или распоряжения. Срок составления такого документа – 5 рабочих дней.

Распорядительные документы контролирующих органов

Предписание – обязательное для исполнения письменное требование должностного лица контролирующего органа субъекту хозяйствования относительно устранения нарушений. Распоряжение – обязательное для исполнения письменное решение контролирующего органа относительно устранений нарушений в определенные сроки.

Издается и подписывается:

Должностным лицом контролирующего органа Руководителем контролирующего органа

Применение санкций к субъекту хозяйствования, предусмотренных законом:

Не предусматривается Может предусматриваться

 

Адвокат Евгений Щеглов, старший юрист ЮК «Правовой Альянс», рассказал об информация,Ирина Шлаховская, Евгений Щеглов,защита,государственные проверки,Правовой Альянс,предписание,распоряжение,источниках утечки информации и способы избегания щекотливых ситуаций в случае проверки предприятия.

К внешним источникам утечки информации относятся:

 

  • Осмотр корреспонденции на таможне;
  • Документы контрагентов;
  • Осмотр писем у контрагентов;
  • Электронные письма контрагентов;
  • Информация, полученная от других государственных органов.

К внутренним источникам относятся:

  • Документы;
  • Материальные носители;
  • Объяснения сотрудников;
  • Электронные носители.

Адвокат обратил внимание на то, что отчетность в разные государственные органы не должна содержать разногласия.

Документы, находящиеся в обороте на предприятии, делятся на бухгалтерские и технические. К бухгалтерской документации относятся накладные, инвойсы, кредит-ноты, счета, договора. К технической – инструкции, патенты, гарантии, характеристики. Вся эта документация нуждается в скрупулезной проверке и надежной защите.

Е. Щеглов посоветовал соблюдать осторожность в электронной переписке и направлении других сообщений во избежание недоразумений в общении не только с государством, но и с коллегами.

Любые электронные носители могут стать предметом внимания контролирующих органов, проводящих проверку. Поэтому на предприятии лучше всего ограничить использование личных средств хранения информации, а руководство должно определить порядок защиты использованной информации.

Сотрудники не должны давать своих показаний (пояснений по работе), делать какие-либо заявления до консультации с руководителем или адвокатом. В неоднозначных ситуациях руководители предприятия необходимо помнить, что утечка информации может произойти и через уволенных сотрудников, которые, по сути, уже ни от кого не зависят и им нечего боятся.

Во время дачи пояснений или показаний необходимо помнить несколько правил:

  • Отвечать нужно коротко и только на конкретные, вполне понятные вопросы;
  • Не давать разъяснений, выходящих за рамки вопроса;
  • Не стоит объяснять факты и строить предположения;
  • Следует избегать каких-либо форм оценки или собственного мнения;
  • Если ответ может быть дан после использования собственных записей, об этом нужно сообщить проверяющим и ответить только после использования записей;
  • Ответы должны быть правдивыми.

Необходимо помнить, что любые чужие предметы в офисе – фотографии, бланки, печати – могут стать причиной лишних проблем.

Под конец Е. Щеглов напомнил о роли адвоката в ходе проверки предприятия. Любой сотрудник может отказаться от дачи объяснений без консультации с адвокатом. Но даже присутствие адвоката не освобождает его от обязательства думать.

Елена Новицкая

https://rx.ua
ПЕРЕДПЛАТА
КУПИТИ КНИГИ